Виктор Кок-оол. Первые шаги

Виктор Кок-оол. Первые шаги

После образования Тувинской Народной республики Советский Союз начал активно помогать тувинскому народу. С 1930 года, после того, как  советские ученые помогли создать тувинскую письменность, началось необычайно стремительное развитие Тувы. Народ новой республики в Центре Азии начал закладывать основы своего искусства и литературы, очень революционных по содержанию, но национальных по духу. В то время самым видным деятелем литературы и искусства был Виктор Шогжапович Кок-оол. По его творческой биографии можно отследить путь развития искусства Тувы.

Верю, что когда-нибудь вновь возгорится большой интерес к творчеству Виктора Шогжаповича. Думая об этом, часто размышляю о том, что не только наш Великий Кок-оол, но и другие выдающие личности, которые стояли у истоков становления и развития тувинской государственности в целом, большую часть своих мыслей, душевных переживаний, болей они унесли с собой. Времена были иные…

Времена, когда они не могли осмыслить и проанализировать те или иные мотивации своих поступков. Времена, когда они сами были очень молоды и не опытны. Времена, когда, не смотря ни на что, они были в авангарде строительства всего нового. Времена, когда они просто верили. Они не могли иначе, и это было их время!

В архиве Максима Монгужуковича Мунзука, который был передан театру, была найдена интересная записка, отпечатанная на машинке. По предположениям печатал сам Мунзук, но со слов Виктора Шогжаповича. Об участии Кок-оола в первых импровизированных пьесах на злобу дня в годы службы в армии имеется в публикациях разных лет. Но интересна эта записка тем, что указаны даты, названия пьес и фамилии партнеров по игре в спектаклях. В этом и ценность данного материала. 

Перевод ЗАПИСКИ:

В самом начале.

  1. 2 мая 1925 года я играл китайца в спектакле «Хитрый китаец». Моими партнерами были Бадан-оол и Дурбулек.
  2. В апреле 1926 года я сыграл Шамана в одноименном спектакле. Моими партнерами были Сыгыр-оол, его сейчас нет – умер, из Бай-Тайги Шыырап – отец Куулара Сапык-оола. А также Алдын-оол из колхоза им. Кирова Сут-Хольского кожууна, вот с ними я играл. Нас обучал хромоногий Нацеов, бурят, до этого он был ламой в бурятском Дацане.
  3. В 1935-1936 годах играл в импровизированных пьесках, которые сочиняли коллективно. Например, в пьесе Мунзука «Кишки прострелили…», а также в пьесах «Закон хана», «Чечен кыс» - по сюжету тувинской сказки. В последнем спектакле я играл отца Чечен. А Хана играл Орлов Бугажык или Иргит Бадыраа – сейчас он работает директором школы в колхозе им.Ленина Тес-Хемского кожууна. Вот и всё. В.К.

 

Судя по трем историческим и значимым фотографиям В.П.Ермолаева, с уверенностью можно сказать, что место съемок – одно и то же, исполнители – те же. На первых двух кадрах был указан именно 1925 год, а третьей – середина 1920-х годов.

       

Связав информацию  в записке и выше представленные  исторические фотографии, сразу же возникают вопросы – всё же какой спектакль играли артисты любительского театра Тувинской Народно-революционной армии? Есть ли среди них В.Кок-оол? Может быть, в костюме Шамана и есть Виктор Шогжапович? В записке есть имена партнеров Кок-оола – может быть на фотографиях кто-то из них запечатлен? К тому же очень часто в те далекие времена фиксация того или иного события на бумаге, на фотографии (в виде надписи) происходило спустя какое-то время и срабатывал человеческий фактор. Вместо 1925 года поставили 1926 год, и наоборот. Такое может быть, и, на мой взгляд, последняя фотография из фондов Национального архива РТ подтверждает, что она относится к 1926 году, когда бойцы тувинской армии 6 апреля играли спектакль «Хам» (Шаман), где роль Шамана играл Виктор Шогжапович Кок-оол.

Во второй половине 1920-х годов началось повсеместное увлечение театром, самодеятельные театральные постановки мало отличались друг от друга, но всех их объединяло одно – в театральных действах принимала участие передовая молодежь, искренне веруя во всё происходящее.

По воспоминаниям одного из активных участников первых самодеятельных постановок на злобу дня  - Самбаа Люндупа, в 1930 году бойцы Революционной Армии показывали пьесу, посвященную событиям Оттуг-Дашского боя. Работники редакции газеты «Шын» показывали спектакль «Ноян Сумуяа» монгольского автора. Перевод осуществил Эренчин. Объединившись, типография и газета «Шын» создали самодеятельный коллектив. В выходные дни участники кружка часто выезжали в близлежащие населенные пункты, например в Элегест, со спектаклями и концертами, проводили агитационную работу, помогали в выпуске стенгазет. В 30-х годах играли спектакль «Кайбыыжан», написали пьесу Кок-оол и Кызыл-оол. Содержание: однажды молодой парнишка по имени Кайбыыжан был пойман на воровстве нойонами. И благодаря смекалке и красноречивости ему удалось уговорить их устроить состязание. Если проиграет – накажут. Но Кайбыыжан победил и таким образом избежал наказания. В спектакле было занято много людей. Пьесу «Хаан хоойлузу» (Ханский закон) написали Кок-оол, Кызыл-оол, Ховенмей.  (РФ Д.№297 ТИГПИ)

В театральном архиве есть рукопись Максима Монгужуковича Мунзука о В.Ш.Кок-ооле. Это вступительное слово, как одного из составителей, к сборнику «Байлак чуртум», изданного в 1988 году. Второй человек, принявший участие в составлении вышеназванного издания – Кара-Кыс Номзатовна Мунзук.

Этот материал интересен тем, что в нем Кок-оол раскрывается, как многогранная личность еще в самом начале  своего творческого пути. Ведь Максим Монгужукович ближайший его соратник, товарищ, друг и называл Кок-оола – мой учитель.

ВИКТОР КОК-ООЛ - наше культурное достояние

«Кок-оол – это один из великих артистов, наше культурное достояние. Его вклад в развитие искусства Тувы неоценимо. Его творческий след, оставленный в истории неизгладим. Он оставил в своих художественных произведениях исторический быт древней Тувы, описанный очень живописно особым неповторимым языком.

Деятельность В.Ш.Кок-оола была очень разносторонняя: он сочинял пьесы, писал мелодии, играл в спектаклях и снимался в кино. Много лет мы собирали его мелодии и тексты песен. Мелодии, сочиненные им на стихи разных авторов, очень близки по духу устному народному фольклору тувинцев и очень мелодичны при  напевании, они звучат очень гармонично, в них отсутствуют резкие, режущие слух звуки. Песни Виктора Кок-оола стали любимыми песнями тувинского народа, его мелодии звучат по всей Туве. Песня – народное богатство, и оно должно сохраниться в веках.

Байлак чуртум. Мой край.

Көвей хемнер кедээзинден чуглуп баткан            Твои ручьи, веселья песнями звеня,

Хөглүг-омак, шимээн-дааштыг ырлап чыдар,      С таежных дебрей радостно бегут.

Чойган, пөштүг мөөрүктерден эдектелген            Тут все – и кедр, пихта и сосна,

Чодураалыг делгем улуг хемнер чедир –              Тут – реки, где черемухи цветут.

Торгу-маңнык хээзи ышкаш, каас чуртум,            Прекрасный, как узор шелков, мой край,

Тодуг чоруум сенде болгаш, ынак-тыр мен.         Люблю тебя, тобою я дышу. 

Чиндигир көк көктүг-шыктыг шынааларда           В твоих богатых зеленью лугах

Аъттыг кижи көзүлбейн баар терең сиген,            Пасутся мирно табуны, стада.

Чиргилчинниг ховуларда арбай, тараа                   В широких маревых степях, полях

Алдын өңнүг далай ышкаш чалгып чыдар,           Златой волной колышутся хлеба.

Күжүр чуртум, чараш чуртум, байлак чуртум,      Обильный, радужный, родной мой край,

Күштүг чоруум сенде болгаш, ынак-тыр мен.     Люблю тебя, в тебе я силы нахожу.

Эрткен кижи мактап ханмас элбек аңнар             В лесах, отрогах, рощах и хребтах

Эзим-каскак, каъттар, сыннар шыва берген.        Чарует всех твоих зверей краса.

Аңгыр-казы, айлаң-кужу дүне-хүндүс                  Здесь день и ночь слышны всегда,

Амыранчыг аян ырын ырлажып кээр.                  Поющих хором, птичьи голоса.

Эртинелиг эки чуртум, хөглүг чуртум,                Счастливый, дивный, мой милый край,

Эрес-омаам сенде болгаш, ынак-тыр мен.           Люблю тебя, и потому ликую.

     Виктор Шогжапович очень разносторонне одаренный человек: прекрасно пел, красиво танцевал, сочинял интересные пьесы и был первым самодеятельным композитором. Даже его внешность обладала свойственным ему магнетизмом, удалью, открытостью, веселостью и скромностью. Виктор Шогжапович, рожденный в маленькой юрте, закончил Коммунистический университет трудящихся Востока г.Москвы. После он учился в государственном театральном институте имени А.В. Луначарского.

Не считая его участия в первых самодеятельных постановках, будучи бойцом Тувинской народно-революционной армии, можно считать, что осознанный и плодотворный свой путь в искусстве он начал в 1932 году по приезду из Москвы. Позже стал директором, режиссером и известным артистом Тувинского государственного музыкально-драматического театра. Виктор Шогжапович сочинил пьесы «Чалым-Хая», «Не забудем про джут», «Китаец-лавочник», «Хам-оол», «Любовь», «Кажыккай», «Светлый день», «Хайыраан бот», «Ах, красавица», «Алдын-Чечек», «Самбажык», а совместно с Сергеем Пюрбю написал «Дружбу». В театре сыграл роли более 40 персонажей.

Впервые я увидел В.Кок-оола еще в армии, вместе служили, участвовали в культурно-массовых мероприятиях. Потом он уехал учиться в Москву, осенью 1928 года и по его воспоминаниям, когда группа молодых тувинских юношей и девушек уезжала на учебу в СССР, в Туве не было ни автобусов, ни машин, ни самолетов. Спускаясь на плоту вниз по Улуг-Хему, Виктор-Кок-оол пел:

Улуг-Хемниң чыварынга                            На ветру большого Енисея 

Угум сергеп алыр дээн мен.                        Освежусь и обновлюсь.

Улуг черге Москвага                                   В великом городе Москве

Угаан кирип алыр дээн мен.                       Обучусь, ума наберусь.    

Виктор Шогжапович своей творческой жизнью доказал слова этой песни. Путь служения тувинскому искусству Виктору Шогжаповичу заложила большая Москва. В течение 4-х лет в КУТВ-е он старательно освоил теорию марксизма-ленинизма, повышал свои политические знания, а в свободное время посещал столичные театры, увлекался различными видами культурной жизни, впитывая в себя все новое и интересное.

Позднее встретились  лишь  в 1932 году, летом. В то время при правительстве Тувинской Народной Республики работал клуб советских граждан под управлением полномочного представительства СССР. Там работники посольства и учителя русской школы (ныне школа №1 Кызыла) показывали спектакли и концерты, а мы, ввиду того, что в тувинском языке не было слова «клуб» и не видели ранее таких представлений, называли этот клуб «Русским игровым домом». Помню, как я с большим изумлением смотрел на А.А. Пальмбаха, которого пригласили в Туву из Москвы и принявшего участие в создании новой тувинской письменности, и на Кок-оола. Они вместе открыли занавес и весело с задором исполнили песню:

Андазындан садып алгаш,                               Купим вместе мы плуга,

Алышкы дег ажылдаалы.                                 Заработаем, как братья.

Трактордан садып алгаш,                                 Купим вместе трактора,     

Дуңмашкы дег ажылдаалы.                             Заработаем, как братья.       

Как замечателен был Кок-оол, когда он вышел на сцену! Высокий, статный, с развевающимися черными волосами; вел себя очень открыто, весело и заражал всех зрителей своим чудо действом.

– Кавказский танец! Кавказский танец! – кто-то крикнул, и наступила тишина. Кок-оол выбежал на сцену в настоящей кавказской одежде, в зубах держал – одну, а в руках – две сабли. И начал танцевать, словно ласточка, взлетая вихрем и кружась!  Мне тогда казалось, что его ноги вовсе не касаются пола. «Ас-са! Ас-са! Ас-са!» – кричал он, танцуя. Тем летом Виктор Шогжапович вернулся в Туву из Москвы.

 После учебы, приехав в Туву, кроме того, что изумлял всех своей игрой на сцене, он был отличным игроком в волейбол, прекрасно катался на коньках и очень умело спускался на лыжах с горы. Он удивлял всех своей прекрасной физической формой.

В 1932 году Тувинский центр кооперации закупил у СССР различный спортивный инвентарь, в магазинах Кызыла появились лыжи и коньки, а народ начал массово покупать их. Некоторые очень быстро научились кататься, некоторые не могли даже устоять на ровном месте. Кто-то, спускаясь с горы, не мог остановиться, словно необъезженный конь, и,  упав, кубарем катился вниз по склону. Было очень трудно управлять лыжами на спуске.

Виктор Шогжапович тогда заметил недостатки в спортивной подготовке кызылчан. Он написал одноактовую пьесу «Чалым-Хая», где он критиковал лентяев, уклоняющихся от спорта и не питавших интерес к активному отдыху людей. Название «Чалым-Хая» имеет свою определенную смысловую нагрузку. Кок-оол, как автор, имел в виду, что любое новое дело трудно начинать, это как впервые поднимаешься вверх по скалистой горе. Когда новая тувинская письменность только-только отмечала свое двухлетие, написанное Виктором Кок-оолом пьеса «Чалым-Хая» стала одной из первых пьес на тувинском языке. Это был первый росток, который посадил Виктор Шогжапович.

Пьесы Виктора Кок-оола в то время в Кызыле исполняли все – даже начальники и министры играли в самодеятельных драматических кружках наравне со служащими, работниками и учениками. Автор тоже исполнял в них роли и выступал в качестве режиссера-постановщика. Мы тогда на клубных сценах постоянно играли спектакли по его пьесам. Их также ставили в кожуунных центрах и сумонах, в «красных уголках».

В 1935 году Виктор Кок-оола сочинил пьесу «Хайыраан бот» и принес его текст нам, участникам самодеятельного драмкружка, и начал ставить ее в качестве режиссера. Под чутким руководством автора мы очень быстро и с большим интересом выпустили «Хайыраан бот» на публику и это был самый удачный спектакль той поры, как по внутреннему содержанию, так и по богатству языка. Тогда все артисты и зрители заметили, что Виктор Шогжапович обладает особенным талантом.

Песню главной героини «Хайыраан бот» Кара, которая наиболее полно и точно выражала ее образ, также написал сам Виктор Кок-оол. Помню, как во время репетиций, он, изображая Кару, настолько трогательно исполнил ее песню, что даже слезы катились по его щекам, а мы, участники кружка, грустили вместе с ним.

Своей игрой он заставлял нас не только грустить, но и смеяться, он помогал нам прочувствовать каждый миг этого спектакля, чтобы мы поняли смысл пьесы и прониклись образом ее героини. Теперь можно уверенно сказать, что именно своим точным языком, подходящей мелодией и убедительной игрой встал на ноги и укрепился этот бессмертный спектакль.

Постоянно вижу, как Кок-оол стоит перед нами и протяжно затягивает песню Кара:

Көрүп-көрүп олурарга,                                       Полюбить пытаюсь,

Көрүш чогун канчаар ирги?                               Но не мил он, как быть?

Көзеп-көзеп оттуларга,                                       Растопить пытаюсь,    

Отчувазын канчаар ирги?                                   Но нет огня, как быть? 

 

Өл-ле ыяшты ээп бергеш,                                   Сырые ветки вы мне дали,

Өөң-не ол дээр, ол-ла чүзүл?                             Вот дом твой, вы сказали.

Өске кижээ бериплеткеш,                                  Чужому вы меня отдали,                   

Өөрүң ол дээр, ол-ла чүзүл?                               Вот муж твой, вы сказали.  

 

Өлү бээрге база кончуг –                                    Жутко резко умереть –

Өзен черже октаплаттар.                                     Бросят в яму навсегда.

Өзе бээрге база кончуг –                                     Страшно быстро подрасти –  

Өске кижээ бериплеттер.                                     Замуж выдадут за чужака.

Эта мелодия и этот великолепный спектакль быстро стал распространяться в кожууны и сумоны Тувы. «Хайыраан бот» стал очень популярным среди населения, люди везде исполняли песни из нее, ставили сам спектакль и показывали их публике. Можно смело утверждать, что композиторский талант Виктора Шогжаповича родился именно из песни Кара.

После этого Виктор Шогжапович Кок-оола сочинил много мелодий и песен, среди которых такие как «Моя Тува», «Вот край мой», «Пионер красив», «Молодежь» и т.д. Песня “Аныяктар” - «Молодежь» стала сегодня позывной мелодией радиопередач Тувинской автономной области. А «Песня о Ленине», «Богатый мой край», «Ты строитель», «Мы вечны», «Лейся, песня»  - они звучали как-то по особенному.

Рабочий рассвет Тувы также пробуждался вместе с музыкой Кок-оола. «Богатый край», на стихи Народного писателя Тувы С.А.Сарыг-оола. Каждое утро, в 6 часов 15 минут его музыка в эфире тувинского радио призывала всех рабочих советской Тувы на новый рабочий день. «Твои ручьи, веселья песнями звеня» – так эта мелодичная музыка зовет всех жителей республики: городских и сельских тружеников, рабочих на станках, пахарей в далеких полях, доярок на фермах, чабанов и пастухов на стойбищах, геологов в самих дальних уголках, охотников возле таежного костра. Так эта песня стала вестником новой зари. «Артист Кок-оол поет, встаем!» - такими словами выражают своё  уважение к любимому артисту народ.

Начиная с самого юного возраста, вплоть до своих последних дней, он сочинил очень много композиций. Перед самой смертью он придумал музыку к песне «Моя дорогая» на стихи Алексея Арапчора. Но, к сожалению, мы не успели записать ноты. Так мы потеряли еще одну красивейшую песню.

В песнях Виктора Шогжаповича своя кок-ооловская мелодия - мягкая, нежная и теплая. Как и их автор в жизни, они очень жизнерадостные, полны любви и уважения к чувствам других. Из его мелодий до нас доносятся звуки настоящей тувинской народной музыки, такие гармоничные, узнаваемые и родные. В них скрыт тонкий характер автора, который ласкает чувства исполнителя и слушателя. Скорее всего, поэтому его песни очень известны в народе и живут долгой жизнью, переходя из поколения в поколение.

Тувинцы говорят, что «всякое древо имеет корни». Так же и песни имеют свои истоки. Главная особенность и важнейшая часть песен Кок-оола – это то, что они берут свое начало из народного фольклора. Кок-оол очень умело использует их богатые формы, обрабатывает на свой творческий манер. Мелодии В.Кок-оола очень созвучны с душевными переживаниям простого народа, и, наверное, этим они отличают их автора от остальных.

Писатели, композиторы, художники, артисты – в общем, все творческие люди очень чутки к жизненным ситуациям, раньше других могут заметить и почувствовать те или иные стороны различных явлений. Создавая что-то новое, они учитывают веяния времени и описывают жизнь по-своему, художественно переосмысливая ее таким языком, чтобы люди узнали в них себя. Таким образом, они остерегают людей от неправильных поступков, чтобы они могли избежать их. В этом смысле Виктор Шогжапович Кок-оол очень выделялся. Его умение вести себя с людьми, его невероятная доброта, вежливость, чистосердечие и открытость одинаково проявлялась как в общении с детьми, так и с пожилыми. Он очень поддерживал и оказывал помощь всем, кому она была нужна, несмотря на то, знакомый это человек или нет. Он не мог без дела просидеть ни дня, он помогал своим теплым словом тем, кто находился в трудной ситуации. Он, как младенец, смотрел на каждого прохожего, он очень любил жизнь и чудесными звуками своих мелодий окрылял сердца людей. Его произведения – это наше богатство, которым надо гордиться.

Из сказочных преданий, легенд и рассказов мы знаем, что тувинцы очень любили петь, что они были хорошими исполнителями горлового пения. А Виктор Шогжапович Кок-оол очень хорошо освоил устное народное творчество и бережно использовал их в своем творчестве».

М.Мунзук, сборник «Байлак чуртум», 1988 год. Перевод С. Монгуша.

На учебу в Коммунистический Университет трудящихся Востока из Кызыла Кок-оол В.Ш. выехал 24 августа 1928 года, а в Москву прибыл 11 сентября. В годы учебы в Москве в первую очередь он интересовался  и изучал литературу и театр. В это же время Кок-оолу повезло оставить след в кинематографии, его пригласили сняться в роли японца в фильме «На границе».

После учебы домой вернулся 5 июля 1932 года. Виктору Шогжаповичу по приезду в Кызыл отправили в отпуск, отдохнуть и он уехал в родной Овюр. Там-то он и услышал трагическую историю о двух влюбленных молодых людях, сразу перед его глазами всплыли отрывки из спектакля «Гроза» Островского, который он посмотрел в столице. Решил тоже написать пьесу, основанную на истории, произошедшей на овюрской земле, но не смог. И чтобы поучиться, Виктор Шогжапови начал вновь читать пьесы Островского, Пушкина, Горького, Шекспира.

В итоге в 1935 году написал первый вариант «Хайыраан бота», получилось 2-3 страницы. Но, тем не менее, спектакль с участием самодеятельных артистов на сцене Клуба советских граждан играли три часа. Постановшиком спектакля выступил сам автор – Виктор Шогжапович Кок-оол. В те времена многие были даже не знакомы с таким понятием, как режиссер. Москва, где обучались передовая молодежь, стала школой новой жизни. Там же и вскольз соприкоснулись с этой важной и ответственной профессией в театральном искусстве. Виктору Шогжаповичу в творческих начинаниях всегда помогала  одаренность от природы и от матери-шаманки. Поэтому с уверенностью можно сказать, что с именем Кок-оола связано и становление тувинской режиссуры в республике.

  К истории режиссуры в тувинском театре

       «Богатый жизненный опыт, наблюдательность позволяли энтузиастам самодеятельной сцены выработать своеобразные художественные принципы типизации, близкие к героям произведений  устного народного творчества. Одним из таких представлений можно считать спектакль "Хам-оол шаманит”, поставленный на сцене клуба Кызыльской партийной школы.

        Спектакль имел следующее содержание. У одной бедной семьи заболевает сын. Старик приглашает шамана. Тот, совершив обряд камлания и получив у арата плату, уходит. Но больной мальчик не только не поправляется, а наоборот, ему становится еще хуже.

        Старейший тувинский поэт и драматург С.Б.Пюрбю в 20-е годы играл в одном из спектаклей. "Я забыл название пьесы -   вспоминает он — тогда же был совсем молодой, играл мальчика. Помню, что шаман шаманил. В роли шамана выступал В.Кок-оол. Играя с ним в одном спектакле, действительно я верил, что он шаман. Мне режиссер подсказал, что я буду играть роль сонного мальчика, и о чем я должен был говорить. Самая главная суть моей роли — мальчик очень боится мышей, а в юрте их завелось много. Отец мой достал яд против них, но из-за рассеянности отец дает этот порошок сыну. Над ним и шаманит шаман, но мальчик так и умирает. Самому очень хочется дальше играть, но, к сожалению, нельзя двигаться, говорить. Так как режиссер мне велел ничего не делать»

       Исполнявший обязанности режиссера во время подготовки спектакля, по своему усмотрению распределял роли и в дальнейшем на всем протяжении подготовительного периода оставался единственным человеком, который контролировал общий ход композиционной целостности спектакля.

      Одним из первых режиссеров самодеятельного театра был В.Ш.Кок-оол, который отличался от своих товарищей своей творческой  способностью, был человеком разносторонним и часто оказывался инициаторам этих начинаний и руководителем творческого процесса. В.Кок-оол в своих постановках придавал особое значение первому знакомству исполнителей с сюжетом. Коллективное обсуждение приносило богатые плоды.

       Определив обстановку, внешние факты и события, режиссер и исполнители переходили к своеобразному анализу действием. И здесь рождались знаменитые импровизации исполнителей  ролей, которые возникали от знания темы, т.е. лишь в очень близких и знакомых исполнителю обстоятельствах, когда его фантазия питается хорошо знакомой действительностью. Именно такой идеей был создан импровизированный спектакль "Хам-оол шаманит”.

        "Во время подготовки - вспоминает В.Ш.Кок-оол - мы делили свою постановку на несколько частей. Так нам было удобнее работать. И каждый эпизод разбирали и репетировали, и только достигнув определенного положительного уровня в игре, переходили к следующему эпизоду. Во время репетиций мы часто ставили задачи по данным отрывкам и, решая их, находили точные возможные действия. Такой порядок работы нам очень помогал и давал возможность в  достижении  достоверности нашей игры».

         Из воспоминаний В.Ш.Кок-оола видно, что при такой разработке фабулы устной пьесы постепенно схема произведения все более насыщается личным жизненным опытом самого исполнителя, его наблюдениями окружающей его действительности. В ходе репетиций раскрываются все новые факты, углубляются обстоятельства жизни персонажей, выясняются их намерения и стремления, уточняются действия. Исполнители с самого начала создания спектакля, очень хорошо зная главный узел борьбы, понимают суть драматического конфликта и общими усилиями стремились к более точному и правильному решению.

         Самодеятельные актеры и их руководитель для своих первых сценических выступлений выбирали сюжеты, близкие и понятные для них. В этих спектаклях часто встречались образы, связанные с социальными, историческими особенностями Тувы дореволюционной поры. Многие артисты играли своих героев по внешнему сходству, не вдаваясь во внутреннюю психологическую сторону персонажей. Еще в ту пору В.Кок-оолом был создан образ шамана, который в последующие годы стал классическим».

Э.Х.Ооржак, РФ № 807 ТИГПИ

Максим Монгужукович Мунзук пришел в армию 17-летним юношей в 1927 году. В архиве есть любопытная рукопись, где он вспоминает, как впервые вступил за порог военного штаба тувинской армии.

«В то время (время прибытия М.Мунзука в ТНРА в 1927 году) военный Штаб Тувинской Армии находился в двухэтажном здании внизу, который находился на месте старого музея им.60 богатырей. На втором этаже располагались различные министерства - финансов, внутренних дел, а также другие гос. учреждения. Это здание сгорело в 1933 году, а на его месте построили другое – нынче это музей. До 1936 года был клубом имени Красных  партизан".

Есть в записях места, где он описывает – что, где находилось в те далекие времена. Например, по его воспоминаниям, на месте здания Управления налоговой службы Республики Тыва по ул. Ленина находился военный штаб Красных партизан, за ним – казармы и склады. Склады также были расположены на ул.Мугур. Напротив здания штаба ТНРА (ныне Центр тувинской традиционной культуры и ремесел) от ул. Ленина до ул. Красных партизан находился плац, где бойцы проходили строевую подготовку. А бойцы жили в парке, в юртах.

Со временем освободились казармы красных партизан, и бойцы тувинской армии перекочевали туда. Максим Монгужукович Мунзук в армии и познакомился с Виктором Шогжаповичем Кок-оолом, который в то время уже был известной личностью в городе Кызыле. И до его отъезда на учебу в Москву они вместе принимали участие в культурно-массовых мероприятиях Кызыла. Не редко с Кок-оолом были ведущими на концертах. Они придумали очень интересную форму подачи номеров программы, похожую на репризы клоунов в цирке. Позднее Иван Яковлевич Исполнев в годы учебы в театрально-музыкальном училище (1940-е годы) придумал для Мунзука и Кок-оола номер «Тик-так», основанный на их опыте.

Пользуясь тем, что сегодня государственные архивы стали более доступны, направила запрос в Госархив России по В.Кок-оолу, а конкретно по его годам учебы в Москве в КУТВ. Через некоторое время получила материалы. Изучив их, прокралась мысль, что всё-таки не всё  еще доступно. Получила отрицательный ответ и на запрос по М.Мунзуку о годах его учебы в военном танковом училище в Москве. И это вполне естественно, учитывая то, что  в 20-30-е годы наша Тувинская Народная Республика была  государством самостоятельным и считалась иностранным.

А для дальнейшего понимания в нескольких словах о самом Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И.В. Сталина, где учился В.Кок-оол. Он был образован в 1921 году  и сновными задачами этого ВУЗа были «подготовка национальных кадров для работы в партийных и государственных органах советских восточных республик и областей, а также подготовка коммунистических и революционных кадров для стран зарубежного Востока. Очень быстро КУТВ превратился в один из крупнейших коммунистических университетов страны. В 1921 году в нем числилось 713 студентов, а в 1923 - 1015. Среди студентов были представители самых разных восточных национальностей советского и зарубежного Востока. Это армяне, грузины, тюрки, абхазцы, киргизы, уйгуры, арабы, турки, китайцы, корейцы, индийцы, японцы и студенты из молодой республики, которая лишь в 1921 году провозгласила свою независимость и стала  самостоятельным тувинским государством Танну-Тува.  КУТВ просуществовал до 1938 года.

Виктора Шогжаповича Кок-оола отправили обучаться в КУТВ с целью  подготовки политического работника для молодой республики, но в силу природных данных, открытости и широте своей души он не пошел по этой стязе. Все полученные знания и умения он вкладывал в осуществление творческих мыслей и планов.

В архиве театра обратила внимание на одну публикацию о Кок-ооле, и чем же она приглянулась?

В воспоминаниях А.Мартыновой образ Виктора Шогжаповича предстает перед нами юным подростком. Уже в этом возрасте он был в центре внимания детей. Позднее, будучи в солидном возрасте, едва появившись среди людей, он всё также притягивал их своим внутренним светом и радостью. Его внутренний магнетизм и артистизм сохранялся до донца его жизни. По окончании КУТВ сам Кок-оол понимал, что не получится из него политического работника и это понимание привело к желанию профессионально обучиться театральному искусству, и он поступает в государственный театральный институт имени А.В. Луначарского.  

   Приносил людям радость

 «Я и моя сестра ехали в Туву. Быстро закончилась обычная суетная посадка. Наступило умиротворение, мало-помалу люди стали обращать внимание на спутников. Кое-где уже завязались разговоры. Я, прислушиваясь к ним, осторожно разглядывала пассажиров. Лицо человека, хочет или нет, он этого, отражает его внутреннее состояние.

Я вздрогнула, услышав знакомую речь. Это говорил тувинец, русские слова перемешивались с тувинскими. Его я знала, внимательно стала слушать. Мужчина говорил про Енисей, тайгу и дорогу, которая идет через горы. Потом он замолчал и повернулся в нашу сторону. Через мгновение он смеялся и кричал, глядя на мою сестру: «Валуша, Валуша,  я узнал тебя! Это ты, Валуша! Я помню, помню!» — жал ее руки, мы смеялись, глядя друг на друга.

Воспоминания захлестнули. Радость встретить земляка, да еще с таким багажом былых приключений, неописуема. Мы забыли, где мы, кто около нас, мы вспоминали, перебивая друг друга, общих друзей и прочее, прочее.

Когда мужчина сказал, что он артист, это не удивило никого. Мы его знали с ранних лет. С первых дней пионерских — первых, только что созданных, детских лагерей. Было это в 1930 году. Лагерь находился в двенадцати километрах от города, на берегу Енисея. Место красивое. В лесу на расчищенной поляне стоял ровный ряд белых пятиместных палаток. Перед ними - чистая площадка-улочка. В начале ряда палаток стоял большой стол с тяжелой мраморной черной чернильницей. У стола был врыт столб, на котором утром поднимали флаг, а вечером опускали. У флага - сменяемый караул.

Утро всегда начиналось с линейки, на которую созывал горн. Пионеры должны были встречать день одетыми и подтянутыми. На линейке пионервожатый, поздравлял всех с добрым утром,  давал задания, сообщал итоги прошлого дня.

Однажды, нам сообщили, что привезли ребят из отдаленных хошунов. Познакомились с ними в столовой. Стеснительные, робкие, несмело заняли они свои места в столовой. Среди них был и Виктор Кок-оол. Он выделялся высоким ростом, был немного постарше других. Худой, особенно это  стало заметно, когда надел майку и трусы. Но особое внимание он привлек тем, что оказался с такими откровенно любопытными и грустными глазами, но со смешинкой и задором на лице. Как будто готов всегда рассказать что-то.

Хотя русские дети не понимали тувинского языка, а тувинские тоже плохо знали русский, тех и других - одинаковое количество, однако это не мешало понимать друг друга. Вскоре вниманием пионеров полностью завладел Виктор Кок-оол. За ним ходили по пятам. Около него всегда толпились слушатели. Он очень любил рассказывать. Его сказки, которые он убедительно показывал - с жестами и мимикой, не вызывали сомнения, а были доступно понятны всем. Говорил от своего лица и тем нас убеждал. Например, как он, еще будучи маленьким, сам задушил змею, которая заползла к нему в постель. Может, так и было... Или про тарантула, который бежал по тропинке и был огромным, с блюдце. На его спине  -  тысяча маленьких тарантулят. Пришлепнул его доской.

Много рассказывал, все его прекрасно понимали. Но, не любил говорить про змей, вспоминал, как змея обвила его вокруг шеи. Это ощущение осталось на всю жизнь. Всякое напоминание об этом вызывало у него страх. В этом вскоре убедились, когда один из шалунов, незаметно подкравшись, поцарапал прутиком по шее Кок-оола. Виктор моментально сорвался с места и бежал, куда глаза глядят.

Однажды подобный случай повторился в столовой. Она была в конце лагеря: выкопанная землянка, через всю длину - земляной стол и земляные скамейки, покрытые досками. Крыша держалась на столбах, между которыми плетень из ивовых прутьев. Сама крыша - это трава, солома и земля. Стол тянулся метров на десять. Обычно во главе стола сидел Кок-оол. Один из ярых шутников, прочертил прутиком по его шее.    Все приступили к трапезе, а Кок-оол рванулся к выходу. Ухитрился босыми ногами, легко касаясь стола, и, не задев посуду и еду, пробежать и выскочить к реке. Мы бросились за ним, забыв про все.

Вскоре мы успокоились и  мирно сидели за палаткой, слушая очередную небылицу. Он любил рассказывать про свою бабушку, про то, как юрта, в которой он жил, стояла на «особом» месте, где много ветра и солнца. Ветер жалобно выл, холод пробирал до костей. Зимой было неуютно, зато весной и летом наступало время добрых духов…

Рассказывал много о шаманах. Нас заинтересовало это явление, потому что мы мало что знали о религиях. Нам это казалось и  страшным, и притягательным. А образные рассказы Виктора с демонстрацией действий шамана приводили нас в шок. Мы хотели увидеть настоящего шамана.  И однажды он пообещал это. Договорились ждать удобного случая, который наступил через неделю.

Против нашего лагеря на горе стояла юрта. Вот туда-то и предстоял путь. Там жил шаман, который, предполагалось, будет камлать. Наш поход организовывался втайне. Никто о нем не знал, даже вожатые. Собралось 12 —14 ребятишек разного возраста и национальностей. Вечером, когда все спали, мы уже были далеко от лагеря, удалось по одному ускользнуть. Вначале шли бодро, тихо, без особых разговоров.

Лицо Кок-оола — заговорщически загадочное. Ночь темная. Начали подниматься в гору. Доносились какие-то звуки и шорохи, становилось страшновато. Вдали виден огонь и слышны редкие удары по барабану. Кок-оол, остановив нас, приказал лечь и ползти на животе. Повинуясь, замирая от предчувствия чего-то сверхъестественного, мы, молча, ползли.

Вскоре увидели юрту, освещенную огнем костра, и прыгающего, казалось, беспорядочно, человека. Он был  увешан лентами, методично бил в барабан, а вокруг люди внимательно следили за его движениями. Такое священное зрелище увидеть глубокой ночью, где-то на горе - счастье для нас и гордость, что не побоялись, хотя и дрожали... 

В лагерь вернулись далеко за полночь. Каждый из нас вспоминал   этот   поход: мы видели настоящего шамана! Да и потом Кок-оол изображал его перед нами. У парня здорово получалось. Уже тогда, в те далекие годы, чувствовалось, что он поистине талантливый художник,

Виктор умел легко перевоплощаться. Народный фольклор, традиции, простые привычки вбирал в себя и передавал людям в совершенстве. Сказки, легенды о любви и героях-богатырях пленили наше детское воображение. За его умением рассказывать и перевоплощаться, за его искренним юмором виделась большая любовь к человеку, к своему народу, глубокая привязанность к родным местам и особая любовь к природе. Не удивительно, что он стал артистом, писателем, драматургом, большим человеком. Его призвание увидели в юные годы и дали ему развиться. Советская власть заботилась тогда о талантливых ребятах и дала возможность свои способности реализовать.

Когда встречались, он всегда с теплотой и гордостью говорил о Туве, Кызыле, успехах республики. Приглашал в драмтеатр, на спектакли. Сюжет, который Кок-оол вынашивал с давних пор, воплотился в спектакле «Хайыраан бот». Он стал классикой, открывая каждый сезон театра. Пьесу «Хайыраан бот» на русский язык перевела талантливая журналистка Светлана Владимировна Козлова, которая много лет сотрудничала с Виктором Кок-оолом.

Особенно вызывало гордость у Кок-оола то, что Тува - Центр Азии, старался втолковать сестре:

—      Центр Азии – это буб Земли, Валуша.

Та его не совсем поняла.

— Буб, понимаешь? — ткнул в живот и расхохотался.

Смеялись все, особенно, когда стояли у обелиска «Центр Азии». Он любил свой город, край, свою республику, все, что в ней происходило. Был частым гостем в школах города. Думаю, что не было ни одной, где Виктор Кок-оол не побывал бы.

        Глаза его искрились весельем, дружбой, лицо лучилось добротой. Той грусти в глазах, которая запомнилась у Виктора-подростка, не было. Дети часто задавали ему вопрос:

—      Какая цель вашей жизни?

И Виктор отвечал:

—      Приносить радость людям. Я счастлив, когда люди смеются.

Его след на земле - это его творчество, республиканский драмтеатр, названный именем В.  Кок-оола».

                                                                       А.Мартынова, «Тувинская правда».

Но в этой публикации присутствует неувязка. В своих воспоминаниях  А.Мартынова упоминает 1930 год.  В это время ему было уже 24 года, и он учился в КУТВ. Если год указан правильным, то он должен быть вожатым в этом пионерском лагере, так как в университете большое внимание в обучении уделялось развитию детского в целом, и пионерского движения   в Туве (ТНР) в частности. Документы из личного дела Кок-оола (КУТВ), которые пришли из Госархива России тоже подтверждают это.

Далее, в 1924 году молодой Кок-оол пошел служить в Тувинскую народно-революционную армию ТНР, а в 1928 году его отправляют учиться в Москву. 

Так что по моим предположениям и, судя по поведению Виктора в воспоминаниях А.Мартыновой, здесь присутствует путаница  с годами. Описываемые события относятся либо к 1923 или к 1924 году.

В данном случае можно подойти с математической точки зрения: подросток Кок-оол – 16 лет, это 1922 год. Лишь самое начало становления тувинской государственности и вопрос о детских лагерях был еще не актуален. А вот в 1923-1924 годах юный Виктор мог быть там, если предположить, что его, молодого юношу, вместе с другими привезли летом отдыхать  в лагерь, где расположился первый пионерский отряд имени Карла  Либкнехта, который был организован при начальной школе г.Кызыла.

«Первыми пионерами были Ю.П. Губанова, Т.М. Петрунек, А.Ф. Сухорукова, М.Д. Черноусова, Д.Д. Уюсова, Л.Б. Чадамба, М.Б. Артас и др. Записывались тогда немногие. Их заветами были такие слова «Пионер - всем ребятам пример», «Верь не в бога, а в коммунизм», «Будь готов к обороне Родины», «Будь первым в борьбе с неграмотностью». В конце 1924 года отряд имени Карла Либкнехта получил в подарок от пионеров СССР красное знамя, горн и барабан». Видякова З., Копяк С. На марше «Всегда готов!»  (О первом пионерском отряде в Туве). // Тувинская правда. - 1974. - 19 мая).

Далее, в 1924 году молодой Кок-оол пошел служить в Тувинскую народно-революционную армию ТНР, а в 1928 году его отправляют учиться в Москву. Так что по моим предположениям и, судя по поведению Виктора в воспоминаниях А.Мартыновой, здесь присутствует путаница  с годами. Описываемые события относятся либо к 1923 или к 1924 году.

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020