Люди тувинского театра: Сиин-оол Лакпаевич Оюн

Люди тувинского театра: Сиин-оол Лакпаевич Оюн

Смуглое лицо, острый с горбинкой нос, по-детски оттопыренные уши, богатый модуляциями голос и обаятельная улыбка. Он требователен к себе: «Мало знаю, мало умею. Больше видеть, читать, смотреть». Таков он, Оюн Сиин-оол — первый тувинский профессиональный режиссер, из школы Товстоногова, из породы беспокойных чудаков. В стремительном росте — смысл нашего времени.

В 1955 году коллектив Тувинского музыкально-драматиче­ского театра пополнился 13 молодыми студийцами — выпуск­никами Ленинградского театрального института имени Островского, учившимися у известных театральных педагогов Бориса Жу­ковского, Алексея Яна. Один из них — первый профессиональный режиссер тувинец — Сиин-оол Оюн.

...Старый Лакпа сопротивлялся долго, не хотел отпускать мальчишку семиклассника в Ленинград: не было и не будет в их семье «лицедеев».

— Подумаешь, артист мне нашелся!— возмущался отец, —Учителем — пожалуйста, врачом, инженером, кем хочешь, только не в театр. Несерьез­ная профессия,— продолжал убеждать он сына.

Однако Сиин-оол твердо стоял на своем, он стал артистом. Его хвалили зрители и крити­ки за поваренка Сэма в «Хижине дяди Тома», за хитрого Будамшу в одноименной пьесе бурятского драматурга Ц. Шагжина и за другие роли. Получив диплом актера и аттестат зрелости (он одновременно учился в одной из ленинградских средких школ), Сиин-оол не успокоился. Ему не давала покоя мысль о режиссуре. Он ходил на репетиции к ре­жиссерам — заслуженным артистам РСФСР С.П. Майеру и И.С. Забродину, приглядывался.
Наконец, в 1958 году он услышал, что идет набор на режис­серский факультет к Г. А. Товстоногову. Сиин-оол во второй раз стал студентом. Из восьмидесяти человек со всех концов страны только девять стали учениками Г. А. Товстоногова. В их числе был тувинец Оюн Сиин-оол. Трудно сейчас сказать, чем он привлек внимание: актерским обаянием, скромностью или басня Крылова и матросский танец оказались такими счастливыми?
В послужном списке режиссера Оюна Сиин-оола более трех десятков спектаклей: «Неравный бой» В. Розова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Совесть» Д. Павловой, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Самбажык» В. Кок-оола, «Божествен­ная комедия» И. Штока, «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Крас­ный поток» С. Пюрбю.

Его путь в искусстве — это круто восходящая линия. С увлечением коллектив театра работал над Шиллером, и спектакль прошел с большим успехом — Шиллер в Туве шел впервые. С детских лет Оюн Сиин-оол слышал о знаменитом восста­нии 60 тувинских богатырей. Вместе с актером и драматургом: В. Кок-оолом они ездили по местам исторических событий и выверяли пьесу о «Самбажыке» — вожаке восстания. С драмой «Самбажык» связан еще один важный момент, — ее постановка стала дебютом первого профессионального режиссера Тувы Оюн Сиин-оола и уже в первой своей самостоятельной работе демонстрировал владение пространством сцены, умение создавать атмосферу напряженного социального конфликта всеми средствами режиссерско-постановочного арсенала. Героическая тема спектакля в большой мере была свя­зана с личностью Самбажыка, вожака повстанцев, каким его представил замечательный актер Николай Олзей-оол. Его Самбажык был лидер по своей природе. Ожившая история героического вос­стания «Шестидесяти богатырей» («Алдан Маадар») в интер­претации Оюна Сиин-оола, в сценографическом решении Сергея Ланзы и музыкой Алексея Чыргал-оола получила большой резонанс в рес­публике. Драма В. Кок-оола, пройдя через испытание временем, вошла в тувинскую драматургию как национальная классика.

С 1968 г. О. Сиин-оол становится главным режиссером тувинского музыкально-драматического театра. Рядом с ним трудятся мастера старшего поколения. Все они вместе и по отдельно­сти стремятся обогатить афишу театра новыми оригинальными произведениями, работая с местными авторами. Плодом такого сотрудничества с драматургами стали спектакли: «Красный поток» Сергея Пюрбю о событиях гражданской войны в Туве, его же «Любовью надо дорожить», а так же «Наше время пришло» Олега Сагаан-оола, «Феликс Кон»(«Белек кыс эмчи») Кызыл-Эника Кудажи.

Музыкальный профиль театра был продолжен целым рядом спектаклей лирико-комедийного плана, пронизанных то задушевной мелодичностью, то звонким задиристым юмором и веселой увлекательной зрелищностью. Так победительно про­звучала постановка первого тувинского водевиля «Проделки Долумы» К.-Э. Кудажи. С не меньшей увлеченностью поставил позднее Оюн С. «Башмачки» Л. Гизатта и известную музыкальную комедию У. Гаджибекова «Аршин мал-алан», ко­торая собирала зрителей почти десять сезонов.

И снова высокая классика — первое обращение тувин­ского театра к драматургии Шекспира. Постановка спектакля «Ромео и Джульетта» в 1972 году была осуществлена С. Оюном по переводу С. Пюрбю.

Театр много внимания уделяет советской драматургии, знакомя зрителей с жизнью и бытом людей братских республиках: «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Черт в сундуке» Ц. Шагжина, «Маральи рога» В. Шулбаевой, «Дуэль» М. Байджиева. Поднимаемые в этих произведениях вопросы нравственного порядка помогали театральному коллективу на­капливать опыт социально-нравственного и этико-эстетического постижения действительности. В 1969 г. им была заново поставлена известная драма В. Кок-оола «Хайыраан бот» с более острым выявлением ее социальных мотивов. Исполнителям были предложены бо­лее обобщенные характеристики действующих лиц. Но зри­тель, который привык к традиционной бытовой драме, эту трактовку не при­нял. В 1971 г. С. Оюн осуществил более удачно новую сце­ническую редакцию драмы «Тонгур-оол» С. Токи, выдержав­шую испытание зрителем и прессой. Эта постановка была во­зобновлена в 1986 г. к юбилею 50-летия театра.

Оюн Сиин-оол умеет заглянуть в душу актеров, помочь раскрыть сущность роли, твердо отстаивать свою позицию в ис­кусстве. Он — представитель второго, среднего поколения. И с большим тактом устанавливает творческие взаимосвязи «стари­ков» с молодежью.
В фокусе постоянных забот художественного руково­дства театра находился вопрос о пополнении труппы молоды­ми кадрами. В связи с решением этой проблемы Оюн Сиин-оол с 1970 г., не покидая театра, уходит в театральную педагогику.
Вместе с опытными мастерами сцены он подготовил в Кызылском училище искусств два небольших выпуска актеров, часть которых оказалась готовой к работе над ведущими ролями: Т. Ондар, А. Куулар, А. Салчак, О. Кузина. Замечательным под­креплением труппы явился выпуск тувинской актерской сту­дии, закончившей в 1978 г. Московское театральное училище им Б. В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Дипломные спектакли студийцев «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Со­ломенная шляпка» Э. Лябиша, «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» М. Тикамацу. «В ночь лунного затме­ния» М. Карима, поставленные режиссерами-педагогами Щу­кинского училища В. Г. Кольцовым, Л. А. Пашковой, Т. К. Коптевой, В. Г. Шлезингером, Т. Л. Асейкиной, Н. К. Генераловой — полюбились тувинским зрителям, вошли в репертуар театра. Здесь счастливо сочетались традиции Запада и Востока. Казалось бы, теперь у главного режиссера поя­вилась более реальная возможность пойти на смелые экспери­ментальные искания, чтобы на деле проверить свои театраль­ные идеи.

Состав труппы, в которой сохранились еще замечатель­ные актеры старшего поколения, знатоки национальных куль­турных традиций. Такие, как народные артисты РСФСР Кара-Кыс и Максим Мунзуки, заслуженные артисты РСФСР Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Борис Бады-Сагаан, заслуженные артисты Тувин­ской АССР Александр Тавакай, Люндуп Солун-оол, Чадамба Монгуш, Владимир Монгалбии и другие талантливые воспитанники столичных театральных ву­зов 60-70 годов. Многие из них стали мастерами сцены, и этот состав позволял надеяться на положительный исход любых творческих дерзаний. Тем более, что в 1977 году коллектив получил новое типовое здание театра, отвечающее современным требованиям.

Идеологический диктат, командная система в управлении культурой и искусством, контроль над творческим процессом, так или иначе, создавали атмосферу неуверенности, тревожного состояния, ожидания, что опять кто-то чего-то не поймет в твоей работе. Это положение было общим для страны. Проработав пятнадцать лет в должности главного режиссера, заслуженный артист РСФСР Оюн Сиин-оол в 1983 году ушел в отставку, не выполнив многого из того, что когда-то в молодости им задумывалось. Однако в качестве режиссера-постановщика на разовой основе он остался в театре, а в конце 80-х гг. работает очередным режиссером, некоторое время да­же директором, затем главным режиссером русской труппы…

Постановки Оюна С.Л.:
А.Галиев «ИГЛА И ШТЫК», 1970 год ОЮН
Юлий Хмельницкий, Роберт Рождественский «ДОННА ЛЮЦИЯ или ТЁТКА ЧАРЛЕЯ», музыка Оскара Фельцмана., 1988 год
В.Кок-оол «ХАЙЫРААН БОТ», 1969 год
А.Тажибаев «МЕГЕЛЕТКЕН МЕГЕЧИ», 1970-1971 годы
А.Макаенок «ТРИБУНАЛ» (Дээди шииткел), 1975 год
К.Тренев «НЕВА ХЕМНИН ЭРИИНДЕ» (На берегу Невы), 1969 г.
А.Салынский «МАРИЯ», 1970-1971 годы
А.Антокольский «МАРС ШОЛУ» (Марсово поле), 1968-1969 годы
В.Розов «НЕРАВНЫЙ БОЙ», перевод Кадр-оола Сагды, 1961-1962 годы
В.Шекспир «РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА», перевод С.Пюрбю, 1972 год
Гольдони «ИЙИ КОЖАЙНЫН ЧАЛЧЫЗЫ», 1962-1963 годы, перевод А.Лаптан
Н.Байтемиров «УРКУЯ» перевод с киргизского языка Сиин-оола Оюна, 1977 год
Узеир Гаджибеков «АРШИН МАЛ АЛАН», перевод Вл.Серен-оола, 1976 год
С.Пюрбю «КЫЗЫЛ УЕР» , 1967 год
М.Мунзук «ЭШ ДИРЕКТОР!...», 1961-1962 годы
М.Мейо, М.Эннекен «МОЯ ЖЕНА ЛГУНЬЯ», перевод с английского Г.Меклер
« КАРА САГЫШ болгаш ХАНЫ ЫНАКШЫЛ» Ф.Шиллера, в переводе Ю.Кюнзегеша
«ХОРАГАЙ ИДИКТЕР», 1969 год, либретто Т.Гизат, музыка Д.Файзи
М.Карим «АЙ ТУТТУРГАН ДУНЕ», 1966 год
Д.Павлова «АРЫН-НУУР» 1964-1965 гг
А.Островский «БЕСПРИДАННИЦА», 1975.

В. Ц. Найдаковой («История тувинского театра»), М. А. Хадаханэ («Люди тувинского театра»).