Тувинский театр в фотографиях В.П. Ермолаева

Тувинский театр в фотографиях В.П. Ермолаева
Первый профессиональный фотограф в Туве Владимир Петрович Ермолаев запечатлел историю нашей республики первой половины XX века. В настоящее время его культурное наследие является «золотым фондом» Национального музея Республики Тыва. В республике много объектов, символизирующих Туву. Среди них — здание Тувинского музыкально-драматического театра – одной из достопримечательностей республики. Театр многого достиг благодаря, в первую очередь, талантам своих первых тувинских артистов, получивших не только всесоюзную, но и всемирную славу. Достаточно назвать имя Максима Мунзука, сыгравшего главную роль в фильме «Дерсу Узала» японского режиссера Акиры Куросава. В 1935 г. VIII Великий Хурал ТНР принимает решение об организации тувинского театра. В январе 1936 г. при учебном комбинате в Кызыле организуется национальная театральная студия. Приемные испытания выдержали 10 человек [4]. Театральная студия размещалась в здании по ул. Ленина, где с 1947 до 2008 г. находился наш музей. Днем рождения тувинского театра считают дату 25 марта 1936 г. В этот день первые молодые артисты О. Кара-Кыс, О. Монгальби, А. Лаптан и другие выдержали творческий экзамен, а позже со своими учителями выехали на гастроли по республике. [caption id="attachment_8299" align="alignleft" width="458"] Фотонегатив. Кызыл, ул. Ленина. Здание театра. 1940 г.[/caption] Первую группу артистов из 10 человек составили народные певцы, исполнители на тувинских музыкальных инструментах, мастера горлового пения [2]. Особое место в коллекции фотонегативов В.П. Ермолаева занимает раздел о развитии культуры в Тувинской Народной Республике. Только по театру насчитывается более 30 единиц хранения. В числе первых фотографий можно считать снимок «Артисты — народоармейцы тувинского кавэскадрона. Кызыл, 1925 год». Сцена первого театра была построена под открытым небом. На следующем кадре запечатлены участники одного из первых представлений на тувинском языке в 1925 г. Артистами были народоармейцы тувинского кавэскадрона. Поэтому мы не можем назвать имена и фамилии первых самодеятельных артистов. На одной фотографии мы видим Кара-Кыс Мунзук, одну из первых артисток Тувинского театра. [caption id="attachment_8300" align="alignright" width="297"] Фотонегатив черно-белый. Артистка Кара-Кыс Мунзук. Первая половина XX века.[/caption] Свою первую роль сестренки Уран она тогда получила в пьесе «Хайыраан бот». Позже она исполнила главную роль, принесшую ей всенародную славу. На сцене представляла женские образы тувинских, советских и зарубежных драматургов. Для представителей советского периода навсегда останется в памяти вершина ее творчества – главная героиня пьесы В. Кок-оола. Кара-Кыс Мунзук – любимица тувинского народа, поэтесса, собирательница устного народного творчества, исполнительница народных песен [3]. В. Кок-оол – заслуженный артист РСФСР, драматург, автор знаменитой пьесы «Хайыраан бот». Служил в Тувинской народно-революционной армии. После окончания Коммунистического университета трудящихся Востока поступил в театральный институт. Слушал лекции К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, ходил на читательские встречи с М. Горьким и В. Маяковским. В первые годы в театре он писал небольшие сценки. Сам исполнял множество ролей на сцене [3]. На одной из фотографий Ермолаева В. П. он изображен смешным клоуном вместе с Максим Мунзуком. Под гримом их невозможно узнать. [caption id="attachment_8301" align="alignleft" width="457"] Фотонегатив черно-белый. Артисты Мунзук и Кок-оол. Первая половина XX века.[/caption] Хургулек Конгар – заслуженная артистка РСФСР. Ее выбрали в тувинский театр по кастингу (тогда, конечно, не было такого слова). Советские специалисты композитор И. Миронович и хореограф А. Шатин в 1930-е годы ездили по районам, чтобы выбрать талантливых юношей и девушек в театральное училище, будущих представителей новой культуры. Выбор пал на Хургулек за ее необычный голос во время исполнения народной песни. В 1943 г. побывавший в ТНР советский поэт С. Щипачев был восхищен ее серебряным голосом. Свой восторг он выразил в стихотворении: Не названия тувинских рек И не гор названия, как бывает, Золотое имя Хургулек Я друзьям в России называю. В бедной юрте выросла, проста, Только голос – не слыхал нежнее; Над Кызылом неба чистота Перед чистотой его бледнеет [3]. На фотографии В. Ермолаева она показана улыбающейся в тувинской национальной одежде. [caption id="attachment_8302" align="alignright" width="294"] Фотонегатив черно-белый. Артистка Хургулек. Первая половина XX века.[/caption] Максим Мунзук не сразу стал артистом. Его трудовая, вернее военная деятельность, начинается в рядах Тувинской народно-революционной армии. На одной из фотографий В. Ермолаева по теме «Тувинская армия» мы видим молодого солдата в составе духового оркестра. В книге «Люди тувинского театра» так написано: «Солдат ревармии Мунзук отличался не только смелостью, боевой и политической подготовкой, но и талантом. Он, как участник армейской художественной самодеятельности, часто выступал перед бойцами и населением города Кызыла, сумонов и хошунов Тувы, сам сочинял песни и мелодии к ним, читал стихи и хорошо пел. Его склонность к искусству, врожденную одаренность и талант сразу заметили и направили на учебу в Москву. Вскоре Максим Мунзук начал работать капельмейстером музыкального взвода кавалерийского полка Тувинской армии. В 1936 г. он становится заведующим театральным отделением при учебном комбинате Тувы и с тех пор служит тувинскому театральному искусству, являясь одним из основателей музыкально-драматического театра республики» [3]. Максим Мунзук пробует себя в режиссуре, успешно проявляя себя. Поставил более 30 спектаклей. Расцвет таланта и актерская зрелость Мунзука падает на период становления тувинского театра (1936- 1945 гг.). На фотографии В.П.Ермолаева мы видим Мунзука М.М. в необычном образе клоуна. К сожалению, дата снимка неизвестна. [caption id="attachment_8303" align="alignleft" width="322"] Фотонегатив черно-белый. Артист Тувинского национального театра Мунзук М.М. Первая половина XX века.[/caption] Среди выпускников театрального отделения при учебном комбинате необходимо назвать Александра Лаптана, Заслуженного работника культуры Тувинской АССР, композитора и артиста, Олега Намдараа, Заслуженного артиста Тувинской АССР, Николая Олзей-оола, Народного артиста Тувинской АССР. Они же стали студентами театрального училища. Среди выпускников были Алексей Чыргал-оол, композитор и Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, позже ставший Народным артистом СССР, Ростислав Кенденбиль, также Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, Александр Тавакай, Заслуженный артист Тувинской АССР, Мария Баир и др. В 1935 г. появилась пьеса «Хайыраан бот» В. Кок-оола. На одной из фотографий В. Ермолаева показан фрагмент этого спектакля. К сожалению, некоторых артистов мы не можем назвать поименно, т.к. в свое время этот негатив подробно не был атрибутирован самим фотографом. В трех вариантах показана пьеса. Мы узнаем некоторых артистов, например, Олега Намдараа. На одном фото показан диалог двух персонажей пьесы. Роли исполняют Тавакай и Намдараа. [gallery size="medium" ids="8304,8305,8306"] Николай Олзей-оол представлен в молодом возрасте, в гриме и во френче, типичной одежде членов советских наркоматов, возможно, после исполнения какой-то роли в театре. Народный артист Тувинской АССР известен тувинскому народу как певец, драматический актер, музыкант, мастер горлового пения, импровизатор и автор интермедий. Популярна народная песня «Ореховая тайга» в его исполнении. До артистической деятельности он успел поработать председателем арбанного Совета в родном Бай-Тале Бай-Тайгинского хошуна. Даже был избран делегатом на VI съезд ревсомола в 1936 г. Узнав о том, что идет набор в театральную студию, записался на конкурс и был зачислен. С первых дней показал свой артистический талант. Он исполнял роли Сарыг-Лама в пьесе «Тонгур-оол», Сарыг-Ашака в «Хайыраан бот» и других. Блестяще играл положительных и отрицательных персонажей в советских пьесах: «Любовь Яровая», «Мятеж» Фурманова, «Русские люди» Симонова, «Молодая гвардия», «Бедность не порок» Островского, «Васса Железнова» Горького, «Человек с ружьем» и др. [3]. На фотографии В. Монгальбии мы по росту узнаем среди других артистов. Дата источника неизвестна, однако В. Ермолаев подписал, что они участвовали в демонстрации 7 ноября. Монгальбии сначала был артистом оркестрового отделения. Виртуозно играл на лимби. Овладев уроками актерского мастерства, он исполнял в основном комические роли. [caption id="attachment_8307" align="alignleft" width="300"] Фотонегатив черно-белый. Артисты Тувинского национального театра на демонстрации 7 ноября.[/caption] На одной фотографии показана сцена из пьесы «Тонгур-оол» С. Тока, дата неизвестна. Эта одна из первых пьес, первоначальное название которой «Три года на посту секретаря ячейки». Автор С. Тока являлся одновременно режиссером. Мы видим на фото сцену с участием массовки, где в центре находятся главные герои. В те времена не было декораций и специального оформления, сценических костюмов. Приезжая на место выступления, артисты брали реквизит у населения, т.е. у зрителей [5]. Алексея Чыргал-оола фотограф показал за игрой на фортепьяно. А на следующем снимке он перед концертом, когда развешивал афиши. Первый профессиональный композитор Тувы являлся основателем многих учреждений культуры. [gallery size="medium" columns="2" ids="8308,8309"] В.П. Ермолаев запечатлел танец «Звенящая нежность», половецкие пляски, оркестр народных музыкальных инструментов, выступление хора артистов театра и др. О популярности артистов среди народа свидетельствуют фотографии «Араты едут на концерт». Краевед также запечатлел выступления артистов тувинского цирка: акробататов, канатоходцев и артиста Оскал-оол. Тувинские артисты выступали во многих населенных пунктах республики, в организациях, например, перед работниками Чаданской опытной станции. [gallery size="medium" ids="8310,8311,8312"] Таким образом, на фотографиях В. Ермолаева нам запомнились молодыми знаменитые тувинские артисты.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ

Список литературы: 1. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е гг.). – Кызыл, 2007. – 84 с. 2. История Тувы: в 3 т. – Т. II. – Новосибирск: Наука, 2007. – 430 с. 3. Люди Тувинского театра. Сост. М.А. Хадаханэ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. 161 с. 4. Серен А.С. 50 лет Тувинского театра. – М.: изд-во АПИ, 1986. – 60 с. 5. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск: Горно- Алтайский НИИЯЛИ, 1994. – 179 с. 6. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. No 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра». // Сайт Президента России [Электронный ресурс].
  • tuva-museum@mail.ru