Поступь тувинского театра

Поступь тувинского театра

До революции в Туве не существовало театра. Лишь зачаточ­ные элементы сценического искусства с давних времен встреча­лись в народных играх, зрелищах. С 20-х годов в Кызыле нача­лась постановка первых устных пьес, созданных участниками дра­матических кружков путем импровизации.В пьесах-агитках этих лет отражалась жизнь простого народа в прежние времена, критиковались социальные пороки феодаль­ного строя. Типичным примером импровизированных спектаклей 20-х годов может служить пьеса «Хам-оол», поставленная на сце­не клуба партийной школы в Кызыле. В этой одноактной пьесе разоблачается реакционная сущность шаманов и лам.

В 1931 — 1935 гг. самодеятельное театральное движение получает дальнейшее развитие. Драматические кружки создавались не только в Кызыле, но и в районах. Распространение письменности, рост грамотности позволили издавать первые тексты пьес, расши­рять и улучшать репертуар среди самодеятельных коллективов. Авторами пьес, как и в предыдущее время, были сами кружковцы. В работе первых драматических кружков большое участие принимали представители зарождающейся национальной интел­лигенции, партийные работники и ревсомольцы. Непременными участниками художественной самодеятельности, декораторами, актерами, а нередко и драматургами были В. Кок-оол, С. Тока, X. Анчима, М. Мунзук, Б. Ховенмей, А. Чимба, О. Полат, М. Момбужай, Мунзук Кара-кыс, О. Сундуй, С. Сиринсо, О. Долбаакай, М. Кызыл-оол, О. Лагба и др.

Центром работы тогдашних драматических кружков г. Кызыла были клуб им. Шагдыр-Сюрюна и клуб советских граждан, в ко­тором силами советских учителей, врачей и работников миссии СССР в ТНР осуществлялись постановки спектаклей на русском языке. Художественные руководители и активисты клуба совет­ских  граждан  оказывали действенную помощь участникам круж­ков, являлись страстными пропагандистами русского искусства. 25 марта 1936 г. по решению VIII Великого Хурала ТНР при Учебном комбинате в Кызыле открылась первая национальная те­атральная студия в составе 10 человек из числа наиболее одарен­ных самодеятельных артистов. Среди них были — М. Мунзук, А. Лантан, В. Монгальби, С. Баир, которые с первого дня осно­вания студии самоотверженно трудились на ниве искусства.

Создание театральной студии в Туве фактически явилось на­чалом рождения тувинского профессионального театра, большим событием в культурной жизни тувинского народа. Тувинский республиканский музыкально-драматический театр, основанный в 1936 г., является детищем Великого Октября. Ныне театральную карту СССР нельзя представить без тувинского са­мобытного искусства. Рождение театрального искусства тувин­ского народа в новой Туве есть яркое проявление его духовных сил, пробужденных революцией. Появление драматических произведений стало возможным только после введения национальной письменности. Тувинские ав­торы написали ряд пьес, среди них особенно тепло были встрече­ны зрителями «Не забывай джута», «Чалым-Хая» В. Кок-оола, «Чего мать не видела, дочь увидит» С. Сарыг-оола, «Женщина» С. Тока, «Уничтожим противников колхоза» А. Пальмбаха и дру­гие. Эти пьесы, естественно, еще не были художественно зрелыми произведениями, но они носили ярко выраженный агитационный характер, гневно осуждали старые феодальные порядки, парази­тизм лам и шаманов, раскрывали значение революции. С первых шагов тувинская драматургия и театр были глубоко связаны с жизнью народа, стремились содействовать строитель­ству новой жизни.

Встреча тувинского театра с русской советской драматургией, распахнувшей перед его коллективом новые широкие горизонты, произошла уже в первые годы основания театра-студии. В 1939 г. тувинский театр осуществил постановку спектакля «Любовь Яро­вая» К. Тренева на тувинском языке. Большая творческая помощь студийцам, оказана учителем школы № 1 В. Раевским, работника­ми постпредства СССР в ТНР. Студийцы имели возможность ознакомиться с любительскими спектаклями клуба советских граждан: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя. В дальнейшем все эти спектакли получили свое второе рождение на тувинском языке, став достоянием десятков тысяч тувинских зрителей. Значительной вехой в развитии театра были пушкинские дни 1937 г. Вместе с советским народом общественность ТНР широко отметила столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Началось интен­сивное изучение его творчества, были сделаны первые переводы. Пушкинские дни стали первым праздником русской литературы и искусства в Туве. Артисты-студийцы выступали с чтением сти­хов великого поэта на своем родном языке; на торжественном ве­чере  был поставлен инсценированный отрывок из «Русалки».

Сочетание учебы в стенах студии с постановкой спектаклей и с выступлением в концертах перед широкой зрительской аудитори­ей способствовало росту сценического мастерства будущих арти­стов. По решению партии и правительства ТНР в 1940 г. театраль­ная студия реорганизуется в Государственный музыкально-драматический театр. При театре функционировало училище по подго­товке профессиональных артистов. Из Советского Союза были приглашены театральные специалисты: режиссер И. Исполнев, композитор А. Аксенов, дирижер Р. Миронович, балетмейстер А. Шатин, хормейстер С. Булатов, капельмейстер Л. Израилевич и другие. Они стали руководителями учебной и творческой дея­тельности театра, воспитателями первых тувинских профессио­нальных актеров, певцов, музыкантов. В театральном училище будущие артисты изучают наряду с общеобразовательными такие специальные предметы, как мастер­ство актера, техника сценической речи, сольное и хоровое пение, сольфеджио, танец и акробатика, история театра. Учеба сочета­лась с практической работой по подготовке спектаклей и концертов.

Испытанием на творческую зрелость для молодого актерского коллектива явилась постановка в 1941 г. спектакля «Мятеж» Д. Фурманова. Работа над ним продолжалась около четырех ме­сяцев. «Мятеж» ставил режиссер И. Исполнев. Успех постановки был обеспечен драматургическим мастерством самой пьесы, ув­леченностью исполнителей и умением режиссера-педагога напра­вить силы молодых артистов на создание ярких сценических об­разов. Искренностью, непосредственностью отличался спектакль «Мя­теж», где, покойная ныне, заслуженная артистка РСФСР М. Севильба, выступавшая в роли Вали, сделала заявку на незауряд­ные творческие возможности. В образе Караваева актер М. Мунзук, ныне заслуженный артист РСФСР и народный артист Ту­винской АССР, сумел раскрыть низменный образ коварного врага Советской власти. Спектакль «Мятеж» прошел с большим успехом и свидетельствовал о возросших творческих возможностях первого тувинского профессионального театрального коллектива.

Особенно кипучей жизнью жил театр в годы Великой Отече­ственной войны. Его силами были созданы спектакли героическо­го звучания и мужественной силы, прославляющие братский со­ветский народ, патриотическую помощь тувинцев фронту, вселя­ющие веру в победу над ненавистным врагом. Усилия творческого коллектива были направлены на яркое во­площение темы дружбы и патриотизма, на прославление ратных подвигов советского народа, грудью отстаивающего завоевания Великого Октября. Большое значение для развития тувинского театра в годы Ве­ликой Отечественной войны имели постановки пьес «Русские лю­ди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. В «Русских людях» артисты театра сумели создать проникно­венные образы советских патриотов, раскрыли душевное величие, гордую силу и мужество непокоренных русских людей. О вдум­чивом отношении актеров к каждой роли в спектакле «Русские люди» говорит следующее высказывание режиссера И. Исполнева: «Характерным для актерского исполнения спектакля «Русские люди» является ансамбль. Все роли, начиная от самых больших –  Сафонов, Васин, Глоба и др.– и кончая выходными ролями без слов, старательно изучены и исполнены учениками с большой ху­дожественной правдой».

Как на весьма характерный факт нужно указать на первый опыт освоения театром зарубежной классики. Коллектив театра с успехом поставил пьесу Мольера «Лекарь поневоле», оставив­шую яркий след в истории тувинского театрального искусства.

Значительное место театр уделял работе над оригинальными произведениями тувинских драматургов. Огромный интерес у ту­винских зрителей вызвали спектакли «Хайыран-бот» В. Кок-оола и «Тонгур-оол» С. Тока. Подготовка этих спектаклей явилась для тувинских актеров серьезной творческой школой правдивого сценического воплощения знакомого им жизненного материала. Пьеса «Хайыран-бот» ярко показывает типичное явление в жизни феодальной Тувы - бесправие женщин и ненависть тру­дового народа к угнетателям.

Вопросы воспитания партийных кадров в духе революционной бдительности нашли свое яркое от­ражение в пьесе С. Тока «Тонгур-оол». Пьесы «Хайыран-бот» и «Тонгур-оол» до сегодняшнего дня не сходят со сцены, волнуя современного зрителя своей жизненной правдивостью, художественной выразительностью и идейной глу­биной. Они сыграли большую роль в повышении сценического мастерства тувинских актеров.

Черты национального характера тувинцев - строгая сдержан­ность, сосредоточенность, приглушенность внешнего выражения чувств, не расположенность к внешней аффектации, развитое чув­ство юмора, в котором временами находил свое выражение на­родный оптимизм - все это, как в зеркале, отразилось в спек­такле «Хайыран-бот». Этот спектакль выдержал на сцене театра около 900 представлений, став подлинным духовным сокровищем тувинского народа. На примере даже одного этого спектакля мож­но проследить рост профессионального мастерства целого поколе­ния тувинских актеров. Заслуженная артистка РСФСР и народ­ная артистка Тувинской АССР Мунзук Кара-кыс, являясь бес­сменной исполнительницей главной роли Кара, из спектакля в спектакль совершенствовала игру, добившись исключительной по­этичности, женственности и глубины душевных переживаний ге­роини и подняв ее протест против угнетения до социального зву­чания.

Сам автор В. Кок-оол, заслуженный артист АССР А. Тавакай в роли шамана показали как бы сгусток темных сил обмана и лицемерия, порожденных феодальным строем. Народный ар­тист Тувинской АССР Н. Олзей-оол с блеском ведет роль угне­тенного, подавленного нищетой и бесправием арата Сарыг-Ашака, отчима Кара. В годы войны театр показывает трудящимся республики много монтажей, отражавших фронтовые события, концертов, идейная направленность которых была подчинена укреплению тыла и уси­лению помощи Красной Армии. Все это является частичкой той большой работы, которую под руководством партии молодая тувинская интеллигенция проводи­ла в народе, воспитывая и укрепляя его стремление содействовать разгрому коварного врага и жить свободной, счастливой жизнью в единой многонациональной советской семье. Заслуги театра в годы ТНР заключаются также в том, что он воспитал первую группу тувинских актеров, которые и сейчас пользуются всена­родным уважением в Туве. Театр с первых же дней стал нацио­нальным достоянием тувинского народа. Новый зритель, придя в зрительный зал, своим живым, свежим и заинтересованным во­сприятием произведений сценического искусства оказывал мощ­ное воздействие на развитие театра. За годы Советской власти театр неузнаваемо вырос в твор­ческом отношении и внес большой вклад в дело расцвета нацио­нальной по форме и социалистической по содержанию культуры тувинского народа.  Если укрупненно, в нескольких словах охарактеризовать мно­гогранный процесс развития театра, то, в первую очередь, нужно сказать о вполне ощутимой тенденции сближения с жизнью, с современностью, о крепнущих из года в год связях театрального искусства с массовым зрителем, о неустанных поисках наиболее яркого, эмоционально глубокого сценического воплощения образа положительного героя, утверждения идей интернационализма, патриотизма, мира и созидательного труда. Под руководством партийных организаций театр совместно с драматургами и широкой общественностью неустанно повышал идейно-художественный уровень постановок, утверждал в тувин­ском сценическом искусстве ленинские принципы народности и партийности, принципы социалистического реализма.

Мобилизующий для себя вывод сделал коллектив театра из постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946 г.). Вместе с тем на этом пути встречались и определенные труд­ности, связанные прежде всего с отрицательным влиянием культа личности, который в определенной мере ограничивал возможно­сти художественного творчества. Были распущены балетная груп­па и оркестр. Нередко имела место предвзятая «переработочная» критика отдельных постановок («Запорожец за Дунаем» Г. Артемовского, «Сумонный учитель» С. Сарыг-оола и др.). Однако все это не могло остановить поступательного развития театра.

Одним из лучших спектаклей, поставленных в театре в первые по­слевоенные годы, была инсценировка романа «Молодая гвардия» А. Фадеева на тувинском языке (режиссер А. Богданова). Свет­лые образы молодогвардейцев, их героизм, рожденный любовью к социалистической Родине, глубокая чистота и благородство юношеских душ, вдохновляющая роль коммунистов, рабочих - все это было хорошо передано актерским коллективом.

Идейно-художественному росту театра во многом содейству­ют создание в 1947 г. русской труппы, деятельность опытных ре­жиссеров: И. Забродина (1950 г.), Е. Меркуловича (1953 г.), С. Майера (1957 г.) и пополнение актерского коллектива моло­дыми одаренными артистами. Так, в 1955 г. в коллектив театра вливаются выпускники Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, воспитанники известных театральных пе­дагогов Б. Жуковского, А. Яна и др. Среди них - С. Оюн, А. Тавакай, В. Монгальби, С. Мартай-оол, Д. Намчыл, К. Сапык-оол и другие. В 1968 г. Ленинградский институт выпускает из своих стен еще 14 тувинских артистов. Происходит дальнейшее освоение тувинскими актерами бога­тейшего наследия русской театральной культуры.

В 1951 г. на­циональная группа театра осуществила постановку бессмертной комедии Н. Гоголя «Ревизор». Коллектив театра удачно раскрыл гоголевские типы. Постановкой комедии «Ревизор» (реж. засл. арт. РСФСР и нар. арт. Тувинской АССР И. Забродин) нацио­нальная труппа театра показала свои большие потенциальные возможности. В печати высоко оценена игра Н. Олзей-оола в ро­ли городничего, А. Чыргал-оола — Хлестакова, М. Мунзука - Осипа.  Постоянное обращение театра к русской классике и советской драматургии стала традицией большого положительного зна­чения. На его сцене кроме «Ревизора» идут такие произведения как: «Женитьба» Н. Гоголя, «Васса Железнова», «Мещане» М. Горь­кого, «Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые» А. Ост­ровского, «Власть тьмы» А. Толстого, «Платон Кречет», «Кали­новая роща» А. Корнейчука, «Иркутская история» А. Арбузова, «Персональное дело» А. Штейна, «Барабанщица» А. Салынского, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Разлом» Б. Лавре­нева и др.

Вместе с тем театр постоянно знакомит зрителей с произведе­ниями драматургов братских народов нашей страны. Живой от­клик зрителей получили, например, такие спектакли как «Козы- Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова, «Хитрый Будамшу» Ц. Шагжина, «Медвежий лог» М. Кильчичакова, «Мой аил» Р. Шукурбекова, «В ночь лунного затмения» М. Карима и другие. В репертуаре театра видное место занимает мировая классика. С успехом идут пьесы Гольдони, Шиллера, Гюго, Войнич, Б. Стоу, Б. Нушича, Г. Запольской, X. Воулийоки, что свидетельствует о его растущих интернациональных связях.

Театр, работая в тесном содружестве с местными драматурга­ми, осуществил немало постановок национальных спектаклей: «Осуществленная мечта» С. Тока, «Сумонный учитель» С. Сарыг-оола, «Любовью надо дорожить» С. Пюрбю, «Стремление», «В одном сельсовете», «Пробуждение» О. Саган-оола, «Ах, краса­вица», «Самбажик» В. Кок-оола, «Путь девушки» К- Сагды, «То­варищ директор» М. Мунзука и др. Выдающимся событием в истории тувинского театра, были, начиная с 1957 г., ленинские спектакли Н. Погодина - «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая»; Д. Зо­рина - «Вечный источник», М. Шатрова - «Именем революции»,. А. Штейна - «Между ливнями». С глубоким волнением и творческой одухотворенностью тру­дился коллектив над созданием спектакля «Человек с ружьем», первая постановка которого была осуществлена в 1957 г. на ту­винском языке (реж: И. Забродин). Один из ведущих артистов театра, заслуженный артист Тувин­ской АССР О. Намдара в образе вождя сумел передать главные черты: идейную целеустремленность, веру в правоту своего дела, большую человечность и оптимизм. Раскрытию лейтмотива пье­сы - единства Ленина и народа помогла удачно исполненная на­родным артистом Тувинской АССР Н. Олзей-оолом роль солдата Шадрина. Партия и народ - едины. Вот о чем сказал театр сво­ему зрителю в спектакле «Человек с ружьем» на языке профес­сионального театрального искусства. Спустя десять лет, театр вновь обращается к пьесе о Ленине.

О. Намдара рассказывает: «С большой радостью вернулся я к образу Ленина в спектакле «Именем революции». И если мне удастся в какой-то мере, верно передать глубокою проникновенность ленинских дум, широту его исторического кругозора, умение молниеносно ориентироваться в любой ситуации, отеческую забо­ту о судьбах его современников и будущих поколений - значит не напрасно я, пастух и сын пастуха, учился актерскому мастер­ству».

Строительство коммунизма есть одновременно и процесс фор­мирования духовной жизни общества, воспитания нового человек. «Главная линия в развитии литературы и искусств, - говорит­ся в Программе КПСС,- укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и мно­гообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и об­личение всего того, что противодействует движению общества впе­ред». Партия неустанно обращает внимание деятелей театра на создание правдивого образа современника - передового советско­го человека, который мог бы по-настоящему вдохновить зрителя. Эта задача и по сей день является определяющей для работников тувинского театра. Руководствуясь решениями съездов, Программой КПСС, обла­стная партийная организация направляет деятельность театра на поиски нового, на борьбу за реалистические традиции, за высокий уровень мастерства, против равнодушия, серости и штампов. Глу­боко партийная оценка деятельности театра в постановлениях бю­ро обкома КПСС, в докладах на совещаниях творческой интелли­генции республики (1963 г. и др.), наряду с признанием значи­тельных творческих достижений, вскрывало серьезные недостатки в работе деятелей искусства, способствовала качественному улучшению репертуара театра, укреплению его связи с местными драматургами и оживлению деятельности концертно-эстрадного  бюро.  Справедливо указывалось, в частности, на жанровую огра­ниченность репертуара, на нередкое появление на сцене легковес­ных семейно-бытовых пьес, выбор которых определялся не соци­альной значимостью отражаемых явлений, а замысловатостью сю­жетных перипетий. Из этой партийной критики были сделаны должные выводы.

В 1963 г. один из старейших драматургов Тувы, заслуженный - артист РСФСР н народный артист Тувинской АССР В.Ш. Кок-оол завершил написание пьесы «Самбажик» - исторической драмы о героической борьбе тувинских повстанцев против угнетателей-феодалов. В постановке данной пьесы зрители положи­тельно оценили игру Олзей-оола - вожака восстания Самбажика, Е. Кенденбиль - бесстрашной девушки Чинчижик, М. Мунзука - отрицательного типа Кызыннай, богатство красок декоративного оформления С. Ланзы. Ежегодно театральные группы совершают многочисленные гастроли по всем районам республики.

При театре существует республиканское концертно-эстрадное бюро. Объем его работы, концертная деятельность из года в год расширяется. Если в 1962 г. было дано 152 концерта и обслуже­но 26,4 тыс. зрителей, то в 1966 г. состоялось уже 445 концертов с охватом 98,7 тыс. зрителей. Репертуар эстрадной группы разнообразен - советские и ту­винские песни, музыкальные фельетоны, юмор и сатира, танце­вальные, акробатические и цирковые номера, классическое горло­вое пение народов Востока, произведения русских и тувинских композиторов.

Усиливается связь театра с творческими коллективами других районов страны. За последние годы артисты театра и КЭБ позна­комили с тувинским искусством трудящихся Хакасской и Горно-Алтайской автономных областей, Иркутской и Кемеровской обла­стей, Красноярского края, Бурятской и Якутской АССР. Обмен творческими делегациями-группами имел место также с соседни­ми аймаками МНР.

За тридцатилетнюю деятельность театром было поставлено бо­лее 250 пьес, много концертных программ, показано трудящимся республики 12300 концертов и спектаклей с охватом более 1 млн. 60.0 тыс. зрителей. Все это является одним из проявлений быстрого роста культурного уровня трудящихся республики, определенных достижений тувинского театрального искусства. Артисты выступают с новыми спектаклями и концертами в районных центрах, колхозных и совхозных клубах, красных угол­ках, молочно-товарных фермах, чабанских бригадах, на открытых площадках полевых станов и летних пастбищах животноводов. Только за последние пять лет коллективами театра, и КЭБ бы­ло дано 3006 выездных спектаклей и концертов, которые просмот­рели 487,7 тыс. зрителей — полеводов, чабанов, охотников, механи­заторов, рабочих промышленности и новостроек.

Гастрольные поездки артистов театра оказывают благотворное влияние на развитие самодеятельного творчества в республике. Так, например, в 1964 г. творческие работники театра принимали активное участие во время подготовки и проведения республикан­ского смотра художественной самодеятельности, в проведении праздника искусства «Солнце над Саянами». Ярким свидетельством расцвета театрального искусства в Со­ветской Туве явилось проведение декады тувинского искусства в Москве (1964 г.). Москвичи высоко оценили лучшие образцы ис­полнительской деятельности тувинских артистов. Обращаясь к участникам декады, министр культуры РСФСР тов. Попов А. сказал: «Ваше искусство радует, греет души и воспламеняет серд­ца. Первый концерт в Москве был для вас серьезным экзаменом на мастерство». Высокую оценку тувинскому искусству дал также композитор В. Мурадели. «Культура тувинского народа - глу­боко древняя и вместе с тем очень задушевная, свежая и чарую­щая, как пейзажи Левитана. В ней нет назойливых красок, а все очень просто, нежно, акварельно».  

В театре выросла плеяда замечательных актерских индивиду­альностей. Среди них заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Тувинской АССР Кара-кыс Мунзук, Виктор Кок-оол, на­родный артист Тувинской АССР Николай Олзей-оол, заслуженные артисты РСФСР Хургулек Конгар, Максим Мунзук, заслуженные артисты Тувинской АССР Олег Намдара, Оюн Син-оол, Екатери­на Кенденбиль, Александр Тавакай, Владимир Монгальби, арти­сты Борис Бады-Саган, Куулар Сапык-оол и др. Развитие театра идет в тесном творческом контакте тувинской и русской трупп, в обмене сценическим опытом. Среди артистов русской труппы имеются также замечательные мастера сцены: за­служенная артистка Тувинской АССР JI. Сысоева, артисты М. Ра­мазанова, Г. Черников, З. Голубева и другие.  

Коллектив театра в целом добился немалых успехов и сыграл большую роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся рес­публики. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в его практи­ческой работе имеется немало недостатков, устранение которых настойчиво диктуется требованиями жизни. Нельзя забывать, что театр открывает свой занавес перед строителями коммунизма. Быстрое развитие культурного уровня трудящихся республики требует постановки театром крупных музыкальных, хореографи­ческих произведений, оперы, балета, развертывания филармониче­ской работы, создания профессиональных коллективов хора, ан­самбля и симфонического оркестра. Все это связано с подготовкой профессиональных певцов-вокалистов, артистов балета и оркест­ра. В настоящее время уже имеется перспективный план подготов­ки новых артистических кадров. Решается вопрос о создании в Туве театра оперы и балета, филармонии. С 1967 г. начнется стро­ительство нового театра на 800 мест.

Вся история театрального искусства в Туве являет собой яркий пример заботы партии и правительства о развитии духовной культуры в Туве, яркий при­мер неисчерпаемых творческих сил тувинского народа. 50-летие Октября тувинский театр встречает такими пьесами, как «Между ливнями» А. Штейна, «Русские люди»  К. Симонова, «Константин Заслонов» А. Мавзона, «Совесть» Д. Павловой, «То­полек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «Божественная ко­медия» И. Штока, «Осуществленная мечта» С. Тока, «Пробужде­ние» О. Саган-оола, «Любовью надо дорожить», «Красный по­ток» С. Пюрбю. Новый театральный сезон был открыт ленинским спектаклем «Именем революции» М. Шатрова. Коллектив Тувин­ского театра ясно и остро понимает необходимость еще более смелого вторжения в жизнь, необходимость быть в полном смыс­ле слова современным.

Сейчас снова и снова вспоминаются слова В. И. Ленина о том, что искусство принадлежит народу, что народ получил право на настоящее искусство. В лице национального театра тувинский на­род получил такое большое, жизнеутверждающее искусство. Соче­тая новые художественные традиции с опытом русского и миро­вого искусства, развивая своеобразные национальные формы, ту­винский театр внесет свой достойный вклад в развитие советского многонационального театра, в дело воспитания нового человека - строителя коммунизма.  

Родион Окуй-оолович Далай-оол. Поступь тувинского театра / Р. О. Далай-оол // Ученые записки / отв. ред. Н. А. Сердобов. – Кызыл, 1967. – Вып. ХII. – С. 267-277.

  • chukovka177@mail.ru