История создания Национального театра Республики Тыва

История создания Национального театра Республики Тыва

Тувинский государственный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола (ныне Национальный театр Республики Тыва) был основан в 1936 году. Театр носит имя тувинского актёра и драматурга, Заслуженного артиста РСФСР Виктора Шогжаповича Кок-оола.

Хронология истории театра в годах 1935 г. – 1939 г. В Кызыле при учебном комбинате и на базе клуба им. Оюна Шагдыр-Сюрюна создается национальная театральная студия. Приемные испытания 10 января 1936 г. первыми проходят: Оюн Кара-Кыс (Мунзук), Оюн Монгальбии, Белеккей, Кок-Кыс (Долдан), горловики Комбу и Ондар Комбу, Сорукту, Менди, музыкант Кара-оол, Оюн Лагба и Лаптан. Преподавателями были А.И.Раевский, Оюн Ортун-оол, Оюн Танчай, Лопсан-Кенден и др. 25 марта 1936 года, в клубе имени О. Шагдыр-Сюрюна, студийцы дают свой первый большой концерт. Этот день стал днём рождения тувинского театра. В студию с 1937 по 1939 гг. дополнительно поступают учиться Севильбаа, Олзей-оол, Самба-Сюрюн, Окан, Намдара. Приняты также Мунзук, Полат, Базыр-Сат, Ортун-оол. К числу руководителей театра присоединяется драматург В. Кок-оол. Студийцы своими силами ставят и представляют премьеры спектаклей по пьесам С.Тока «Три года на посту секретаря ячейки» («Тонгур-оол» в новой редакции) и «Хайыраан бот» (букв. «Скорблю по себе») В. Кок-оола.  

1940 год. Театр-студия реорганизуется в государственный музыкально-драматический театр. Открывается театрально-музыкальное училище (ТМУ), где начинаются занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам. Директором в эти годы работает Михаил Базырович Кызыл-оол. В качестве педагогов-руководителей из СССР приглашены режиссер Иван Яковлевич Исполнев (ученик Всеволода Мейерхольда), композитор Алексей Аксенов, капельмейстер Леонид Израилевич, позднее хормейстер Сергей Булатов, дирижёр Ростислав Миронович, балетмейстеры Анатолий Васильевич Шатин и Иван Алексеевич Каренин. Художником постановок был назначен Иван Сажин. Ему помогают московский художник Василий Фадеевич Демин вместе с начинающим Сергеем Ланзы и другими студийцами. 

Премьера первой учебной постановки студийцев – «Мятеж» Дмитрия Фурманова. Также началась в этот год началась работа над новой постановкой спектакля «Три года на посту секретаря ячейки» (впоследствии «Тонгур-оол» в новой редакции) Салчака Тока. Он идёт в театре в течение всего советского периода.

Иван Яковлевич Исполнев ставит большую советскую патриотическую пьесу Константина Симонова «Русские люди». В этом году в театре создается русская труппа, ядро которой составили Павел Кудрин, Василий Митряшкин, Анатолий Матюшов, Николай Осердцов, Нина Филатова, Александр Шеховцев, Мариам Рамазанова. Все они учились вместе с тувинской труппой. Главным художником назначен Василий Фадеевич Демин, оформлявший почти все студенческие работы тувинского театра военной поры. До приезда приглашенных специалистов (до 1943 г.) музыкальной частью заведует Леонид Иосифович Израйлевич, талантливый трубач и капельмейстер, чуткий педагог. Он одновременно дирижирует хором, руководит оркестром, обрабатывает тувинские народные песни, пишет музыку. 

В театре начинают работать приглашенные специалисты из СССР: дирижёр-хормейстер Ростислав Георгиевич Миронович, балетмейстер-постановщик Анатолий Васильевич Шатин, балетмейстер-педагог Елизавета Николаевна Чарова, вокалист-хормейстер Сергей Иванович Булатов. Анатолий Шатин создает балетную группу и вскоре ставит «Танец с лимби» с Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан) и знаменитую «Звенящую нежность» на музыку Алексея Аксенова. Солистка – Наталья Ажыкмаа (Рушева).

Музыкант-дирижер Ростислав Миронович организовывает при театре-училище первый профессиональный оркестр тувинских национальных инструментов. До его приезда в театре уже был свой ансамбль национальных инструментов, которым руководили Максим Мунзук и Леонид Израйлевич.

Под руководством Мироновича выросли такие известные музыканты, как Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, Виктор Кок-оол, Владимир Монгальбии, Александр Лаптан, Константин Тамдын, Оюн Лагба и др. Национальный оркестр просуществовал до 1947 года, но 2003 году был возрожден снова. 

В этот же год состоялась премьера комедии «Лекарь поневоле» Ж-Б. Мольера, ставшая первой тувинской постановкой по произведениям мировой классической драматургии. 1944 г. Студенты ТМУ (театрально-музыкальное училище) представляют новую редакцию драмы В.Кок-оола «Хайыраан бот» в постановке И.Я. Исполнева. Для музыкального сопровождения спектакля впервые используется созданный при театре оркестр национальных инструментов. 

После вхождения ТНР в состав РСФСР на правах автономной области, театр именуется Тувинским областным музыкально-драматическим театром. Во время Великой Отечественной войны артисты-студенты театра-училища много выступали с театрализованными агитационными представлениями «Все силы на разгром врага», «Партизаны», «Чылча шавар» («Разбить!»), «У колхозного села», «Малчын арат» и т.д. Театру передают здание, где располагался Клуб советских граждан ТНР. Процесс перехода в новое здание занял 2-3 года. В настоящее время в нем функционирует Тувинская государственная филармония.

Второе здание тувинского театра по ул.Щетинкина-кравченко д. 58 (ныне Тувгосфилармония). До этого это был клуб советских граждан. В это здание театр переехал после вхождения ТНР в состав Советского союза в 1944 г. В Кызыл приезжает художник-оформитель Николай Константинович Рушев, которого назначают главным художником театра. Его приезд становится началом профессионального театрального художественного оформления в Туве. В августе состоялся показ 1-го акта первой тувинской национальной оперы «Чечен биле Белекмаа» Степана Сарыг-оола (постановка И.Я. Исполнева). Музыку к опере пишет Ростислав Миронович, однако его вскоре отправляют работать в Киргизский оперный театр. Для русской труппы к 1946 году поставлены студенческие работы: «Беда от нежного сердца», «Женитьба Бальзаминова», «Жорж Данден» (выпускной спектакль).

В этот год во всем Советском Союзе происходят сокращения в сфере культуры. В тувинском театре распущен оркестр, упразднена балетная труппа, сокращен драматический коллектив. Музыканты оркестра искали себе нишу на радио, в школах, районных клубах. Балерина Наталья Ажыкмаа-Рушева уехала с мужем Николаем Рушевым в Улан-Баторский театр Монгольской Народной Республики, там у них в 1952 году родится дочь, знаменитая художница Надя Рушева. Костяк драматической труппы театра составляют Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Олег Намдара, Николай Олзей-оол, Любовь Севильбаа, Алексей Чыргал-оол, Мария Самба-Сюрюн Баир, Владимир Монгальбии, Оюн Болдукпан, Ольга Ензак, Дмитрий Дамба-Даржаа. В труппу влились хористки Хургулек Конгар и Екатерина Кенденбиль, танцовщик Николай Кысыгбай и др. Тувинский театр утрачивает статус музыкально-драматического, хотя ставились отрывки из опер «Князь Игорь» Бородина («Половецкие пляски»), «Чио-Чио-сан» Пуччини, а также «Цыганская рапсодия», «Вальпургиева ночь», фрагменты из балета «Коппелия»

Чтобы отстоять статус, коллектив ставит музыкальную комедию «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, но спектакль снимают с репертуара. Театр становится государственным драматическим театром ТАО. Состоялась премьера инсценировки романа «Как закалялась сталь» Н. Островского. С 1949 года, с перерывами на учебу, до последних лет жизни ведущим художником был Сергей Ланзы, много лет проработавший главным художником.  

В 1950 г. по назначению из Москвы в Туву в качестве главного режиссера театра приезжает Заслуженный артист РСФСР Иван Степанович Забродин, создавший в 1936 году Горно-Алтайский профессиональный театр, ученик Сергея Эйзенштейна.  Вместе с ним прибыли и пополнили русскую труппу несколько опытных актеров. Иван Забродин поставил в тувинском театре 80 пьес, 57 из которых – в русской труппе, среди которых: «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Васса Железнова» М.Горького, «Калиновая роща» А.Корнейчука. С участием артистов русской и тувинской трупп он ставит спектакли «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова, «Пролитая чаша» Ван Ши Фу, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Осуществлённая мечта» С. Тока и т.д.  Спектакль «Пролитая чаша» Ван Ши Фу, 1950 г.[/caption] 1951 г. В Кызыле создано концертно-эстрадное бюро (КЭБ), которое в 1957 году объединено с музыкально-драматическим театром, а затем, в 1969 г. реорганизовано в государственную филармонию. Тувинская труппа театра впервые обращается к русской классике – режиссёр Иван Забродин ставит пьесу «Ревизор» Н. Гоголя.  В 1954 году состоится премьера пьесы Олега Саган-оола «В одном сельсовете» в постановке Максима Мунзука и режиссера Евгения Меркуловича. В этом же году поставлена драма Салчака Токи «Осуществленная мечта» («Боттанган кузел»).

1955 год. Закончили учебу и вошли в труппу театра выпускники Ленинградского театрального института: Галина Дугержаа, Фаина Дубовская, Чылбак-оол Мортай-оол, Владимир Монгальбии, Андрей и Клара Сагды, Оюн Сиин-оол, Куулар Сапык-оол, Тамара Сат, Александр Тавакай, Евдокия Угдужекова, Ооржак Чолбеней, Дадар Намчыл, Николай Кысыгбай и др.  Состоялась премьера спектакля «Платон Кречет» А.Корнейчука.

Главным художником театра назначен Николай Каширов. Евгений Меркулович ставит с русской труппой «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и привлекает в постановку артистов тувинской труппы. В 1955 году же одними из первых получили звания «Заслуженный артист РСФСР» Кара-Кыс Мунзук и Владимир Оскал-оол. 

1958 год. Постановка спектакля «Путь девушки» Клары Сагды, ставший ее дебютной драматургической работой. Клара Сагды – автор книги «История возникновения тувинского театра», изданного в Кызыле в 1973 году. В этот год состоялась премьера драмы «Васса Железнова» М. Горького в постановке Ивана Забродина. Тувинский государственный драматический театр наконец возвращает статус музыкально-драматического.

1960 год. На экран выходит фильм «Люди голубых рек» с участием тувинских артистов (киностудия «Ленфильм», реж. – А.Апсолон). Сценарий к фильму написали Степан Сарыг-оол и Олег Саган-оол. 

1961 год. Тувинская автономная область преобразована в Тувинскую АССР. Театр переименован в республиканский. Труппа начинает гастролировать не только по районам Тувы, но и за пределами республики: в Хакасии, Киргизии. В Кызыле на базе старого Дома пионеров создается театр юного зрителя (ТЮЗ). Основатель – выпускник Московского института культуры по специальности «театральная режиссура» Сергей Баир. После него ТЮЗом руководила Зоя Саая вместе с художником-постановщиком Сергеем Варфоломеевичем Лиховидом. В 1970 году ТЮЗ получит статус народного театра. С 1975 года по настоящее время руководитель ТЮЗа – Айлана Чадамба. В этом году получили звание «Заслуженный артист РСФСР» Виктор Шогжапович Кок-оол, Хургулек Байысклановна Конгар, Николай Иможапович Кысыгбай, Сергей Петрович Майер, Максим Монгужукович Мунзук, Севильбаа Чадамбаевна Монгуш.

1963 год. Премьера историко-героической драмы «Самбажык» В. Кок-оола, посвященная восстанию шестидесяти богатырей в 1883-1885 гг. Музыку к спектаклю написал Алексей Чыргал-оол. Эта постановка стала дебютом первого профессионального режиссёра Тувы Оюн Сиин-оола Лакпаевича, который окончил режиссерский факультет в мастерской Народного артиста СССР Георгия Товстоногова.

В первой половине 60-х также появляются спектакли: «Совесть» Д.Павлова (С.Оюн), «Чти отца своего» А.Лаврентьева (постановка Ивана Забродин), «Русские люди» К.Симонова (постановка Василия Журавлева), Божественная комедия» И.Штока (постановка Сиин-оол Оюна), «Секреты фирмы Клеменс» (постановка Ивана Забродин) и т.д.

1965 год. Ростислав Кенденбиль завершает музыку к опере «Чечен и Белекмаа», режиссер Иван Комбу ставит ее в театре. Среди самых известных работ Кенденбиля можно отметить спектакли «Саян далай» (1975 г.), «Инчеек» (1976 г.), «Небесное создание» (1977 г.) Кызыл-Эника Кудажы, мюзикл «Анчы-Кара, Ангыр-Чечек» Ларисы Гавриловой. 

1968 год. В театр приходит второй выпуск Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) – Ирина Даваа, Дадар Барынмаа, Ирина Лопсан, Дарый Монгуш, Дыртык и Дадар Монгуш, Чадамба Монгуш, Люндуп и Мария Солун-оолы, Хертек и Анна Шириин-оолы, Владимир и Роза Серен-оолы, Кадр-оол Сагды, Иван Комбу, Кара Анчымаа.

Сиин-оол Оюн, становится главным режиссером тувинского музыкально-драматического театра, а главным художником театра назначен Гавриил Торлук. После Гавриила этот пост займет Владимир Бичиш. В начале 70-х в театр приходят художники Ю.Вахрин, В.Донгак, И.Ховенмей и др. Крупные постановки II-й половины 60-х: «Красный поток» и «Любовью надо дорожить» С.Пюрбю», «Наше время пришло» О.Саган-оола, «Феликс Кон» К-Э.Кудажи и т.д.

1969-1971 гг. Иван Забродин возвращается в театр. В последующие годы он ставит спектакли: «Нашествие» Л. Леонова, «Дон Жуан» Алешкина, «Бой с тенью» В. Тура, «Память сердца» А. Корнейчука и т.д. Заведующим литературной частью театра работает С. Пюрбю (до 1973 г.). Сиин-оол Оюн ставит музыкальную комедию «Башмачки» Г. Гизатта, а также первый тувинский водевиль «Проделки Долумы» К-Э. Кудажы. Исполнительница роли Долумы молодая актриса Дарый Монгуш награждена премией комсомола Тувы.

1972 год. В этот год произошло первое обращение тувинского театра к драматургии Уильяма Шекспира. Сиин-оол Оюн ставит «Ромео и Джульетту» в переводе Сергея Пюрбю. Состоялась премьера музыкальной комедии «Певцы дня» С.Сарыг-оола (композитор А.Чыргал-оол). В начале 70-х поставлены новые спектакли «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Черт в сундуке» Ц. Шагжина, «Маральи рога» В. Шулбаевой, «Дуэль» М. Байджиева и др. Заняли свое место в репертуаре музыкальные спектакли «Чечен и Белекма» С.Сарыг-оола и Р. Кенденбиля в постановке И.Комбу и пьеса-легенда «Плачущая скала» К.Сапык-оола, поставленная Кадр-оолом Сагды по музыке А.Чыргал-оола.

1974 год. В театр поступают работать выпускники Кызылского училища искусств – Кан-оол Тагаланов, Людмила Тюлюш, Тамара Ондар, Раиса Бири-Санаа, Олча Донгак, Анзат Куулар, Серепаа Монгуш, Соржу Солун-оол, Урана Хертек, Вероника Чооду.

1975 год. На экраны выходит фильм «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы с Юрием Соломиным и Максимом Мунзуком в главных ролях. Эта картина удостоена наградами различных международных кинофестивалей, в том числе получил всемирно известную премию «Оскар» в 1976 году в номинации «Лучший иностранный фильм».

Поставлены музыкальная комедия У.Гаджибекова «Аршин мал-алан» (режиссер – Сиин-оол Оюн), мюзикл «Анчы-Кара, Ангыр-Чечек» Л.Гавриловой (постановка И.Лопсан).  Со 2-й половины 70-х и до начала 80-х гг. главным художником театра работает Дугар-Сюрюн Ооржак. Главным режиссером русской труппы работал Виталий Шкляр, а литературной частью заведует Владимир Серен-оол.  

1977 год. Театр переезжает в новое здание театра, построенное по проекту архитектора Бубнова. В театр возвращается режиссер Людмила Бузина. Вот неполный список ее постановок, поставленных до 1981 г.: «Серебряное копытце» П.Бажова, «Домик пряник» и «Конёк–Горбунок» по П.Ершову, «Р.В.С.» А. Гайдара, «Тимми – ровесник мамонта» по А. Азимову, «Свои люди, сочтёмся» А. Островского, «Тартюф» Ж. Мольера и др. 

Для пополнения состава русской труппы был набран специальный актерский курс. Это Иван Иконников, Сергей Осердцов, Ирина Тарханова, Надежда Наксыл, Николай Абакин, Алексей Тюлюш, Ольга Кузина и Нина Бершанских и др. Их дипломные спектакли имели большой успех и объездили всю Туву - «Тартюф» Ж.Мольера, «В добрый час» В.Розова, «Красная шапочка» Е. Шварца.

1978 год. В театр приходит новое пополнение – выпускники Московского театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Это Борис Баир, Зоя Байыр-оол, Клавдия Бирилей, Галина Доржу, Валентина Куулар, Елизавета и Борис Монгуши, Галина Мунзук, Виктор Наксыл, Александр Ондар (Кара), Александр Ондар (Шеми), Чылгычы Ондар, Алексей Ооржак, Сергей Ооржак, Александр Салчак, Мария Сандак, Александр Шоюн, Владимир Салчак.

1980 год. Режиссер-постановщик Алексей Ооржак ставит спектакли «Маугли» по Р.Киплингу, «730 дней и ночей» Ч.Ондара (музыку к обоим спектаклям написал Владимир Тока), а Сиин-оол Оюн – драму Ч.Ондара «Бодарал». С 1983-86 гг. пост главного режиссера занимает Сергей Петренко. За эти годы он осуществит постановки спектаклей «Материнское поле» Ч.Айтматова, «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Ч.Айтматова. С русской труппой он также поставил драму «Горячая точка» О. Перекалина, «А поутру они проснулись» В. Шукшина, «Над светлой водой» В. Белова, «Будьте здоровы» П. Шено, «Феномены» Г. Горина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Сын полка» В.Катаева и др.  Петренко с 1983-1986 гг. главный главный режиссер театра, с 1982 года до середины 2000 годом главным художником был Валерий Шульга. После него начал работу Юрий Минаев, пока его не сменил Начын Шалык.

1984 год. В рамках Дней литературы и искусства Тувинской АССР в Москве по поводу 40-летия добровольного вхождения Тувы в состав Советского Союза, театр выступил со спектаклями «Хайыраан бот» В.Кок-оола, «Горячая точка» О.Перекалина и большим театрализованным концертом. Это был первый выезд коллектива всем составом в Москву и его выступление перед столичной публикой.

1986 год. В честь своего 50-летнего юбилея Тувинский музыкально-драматический театр награжден правительством Советского Союза орденом «Знак Почета».  В театр приходят выпускники Московского государственного музыкального училища им. Гнесиных: Луиза Мортай-оол, Эзир-оол Монгуш, Борис Ооржак, Сергей Ондар, Альберт Хомушку, Сергей Хураган, Чойгана Кара-Сал, Римма Сарыг-Хуурак, Орлан Дамба-Хуурак, Айдын Мортай-оол, Анатолий и Эльвира Докулак, Чойганмаа Донгак, Рафаэль Ензак, Людмила Мольби, Альберт Доржу.

На музыку Владимира Тока выходят новые спектакли «Маленькие трагедии» по А. Пушкину, «Кровавая свадьба» по Ф.Г. Лорке. Главным режиссером театра назначен заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Ефремович Логачев, около тридцати лет проработавший режиссером Бурятского театра оперы и балета. За 2 года он поставит спектакли «Старик» М.Горького, «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки в переводах А.Даржая, а также поэму-параболу «Суд матерей» В.Серен-оола, «Кровавые следы» Ч.Ондара, а для русской труппы – «От мира не уйти» А. Емельянова. В русской труппе работают: З. Голубева, Б.Терехов, Е.Тихомиров, Н.Макушенко, С.Лифанов, А.Фролов, Г.Мясников, О.Кузина, В.Кузин, Н. и И.Бершанских, Г. и Л.Черниковы, А.Огнев, С.Осердцов.  Литературной частью заведует Владимир Серен-оол, музыкальной частью – Дамба Хуреш-оол.

1988 год. Группа молодых театральных деятелей во главе с Алексеем Ооржаком организует альтернативный театр-студию «Кузел» («Мечта») и ставит драму Д.Киносита «Журавлиные перья». Через год этот спектакль примет участие в первом театральном фестивале автономных республик России «Федерация-90». В дальнейшем «Кузел» осуществит еще ряд постановок: «Дамдын лама» Б.Эрдынеева и Р.Бадмаева, «Четкер четкизи» («Сети дьявола») А. Даржая, а также создает представление «Праздник бога Майдыра», с которым принимает участие в фестивале уличных театров в Польше в 1992 г. С 1988 по 1990 годы главным режиссером театра работает Михаил Косман. С середины 80-х работают художники М.Ворончихина, Т.Ооржак, В.Ховалыг, О.Чамзырай, А.Колосов, Ю.Минаев, Ю.Ахпашев, О.Лозеев, И.Салчак и др.

1990 год. В Кызыле проходит первый региональный фестиваль национальных театров Сибири. Театр представил в нем спектакль «Кровавые следы» Ч.Ондара. Этот фестиваль стал завершающим аккордом в истории тувинского театра советского времени.

1991 г.-1992 г. Главным режиссером назначена заслуженная артистка Республики Тыва Ирина Лопсан, главным художником – Александр Феоктистов, а заведующим литературной частью – Серен-оол.

1993 год. Главным режиссером театра назначен Алексей Ооржак. В следующих сезонах друг за другом выходят комедия «Игроки» Н. Гоголя, трагедия «Масляный ад» М.Тикамацу, режиссированные А.Ооржаком, а также мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна в постановке А.Хомушку. заведующий музыкальной частью – Алдын-оол Доржу.

1994 год. В театр приходит выпуск Санкт-Петербургской академии театрального искусства (мастер курса проф. А.Шведерский): Эдуард Ондар, Станислав Ириль, Анай-Хаак Донгак, Леонид Кан-оол, Ляна Ондур, Елена Ооржак, Саяна и Олег Саты, Оолак Ондар, Кежик Бырынай, Откун Достай, Алдынай Алдын-Херел, Светлана Белова-Ондар, Людмила Шивит-оол, Сырга Саая. Дипломные спектакли курса: «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р.Киплинга, «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.Б. Мольера, «Дикарь» Э.Касона, входят в репертуар тувинского театра.

1995 год. Выходит новый вариант драмы «Хайыраан бот» В. Кок-оола - легенда «Кара и Седип» в постановке Алексея Ооржака.

1996 год. «Кара и Седип» участвует в II-м Международном фестивале тюркоязычных театров в Уфе «Туганлык» и награждается 3-мя дипломами в номинациях «Лучшая сценография» (Валерий Шульга), «Лучшая роль второго плана» (Дадар Барынмаа), «Поиск новых театральных форм» (Алексей Ооржак).    1998 г. Состоялась премьера легенды «Вернись, мой друг, вернись!» Алексея Ооржака и Хертека Шириин-оола. В этом году этот спектакль примет участие в Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз», Казань и награжден дипломами «За стремление к новому театральному времени», «За пластический образ спектакля», «Дебют».  «Эгил эжим, эгил!» («Вернись, мой друг, вернись!») Алексея Ооржака и Хертека Шириин-оола[/caption] Состоялась премьера философской трагикомедии «Чиргилчиннер» («Миражи») Эдуарда Мижита, состоящей из трех новелл. Режиссер - Алексей Ооржак. 2000 г. Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», Уфа. Историческая драма-эссе «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита в постановке Алексея Ооржака удостаивается высшей награды фестиваля - Гран-При. ] «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита в постановке А.Ооржака[/caption] 2003 г. В театр приходит новый выпуск СПбГАТИ (мастер курса проф. В. Норенко), больше известный в республике как «Тувинский метеорит»: Айдын Бады-Сагаан, Олимпиада Чывырал, Эдуард Куулар, Сайдаш Монгуш, Саян Монгуш (В), Саян Монгуш (О), Чечек Монгуш, Эдуард Ондар, Надежда Ооржак, Сюзанна Ооржак, Орлан Оюн, Виктория Монгуш, Алексей Ховалыг, Мерген Хомушку, Айдыс Шойгу, Шенне Шоюн. Альберт Хомушку ставит первый осуществленный национальный мюзикл «Жертвоприношение» Э. Мижита, который с 2001 года заведует литературной частью.

 2004 год. Театр участвует в Международном театральном фестивале «Мост Галата» (г. Стамбул, Турция) с театрализованным представлением «По зову предков». Заведующей музыкальной частью приглашена Оксана Тюлюш. 2005 г. К 60-летию Великой Победы русская труппа ставит «Ленинградскую ночь» К. Паустовского (режиссёр – Айлана Чадамба). В спектакле играют: Г.Мясников, А.Кокорин, Е.Сибирцева, Е.Зражевский, Н.Подругина, Д.Емельянов, Н.Симонова. Это будет последняя крупная постановка русской труппы в этот период. Через два года, в связи с разъездом артистов, русская труппа прекращает свое существование. Состоялась премьера трагедии «Король Лир» У.Шекспира (реж. – Алексей Ооржак). [

2005 год. В Туву приезжают выпускники первой тувинской кукольной студии Ярославского государственного института культуры (мастер курса проф. В.Борисов): Саглаш Монгуш, Аржана Дамдын, Айзана Чылбак-оол, Омак Натпит-оол, Артыш Ооржак, Буян Сарыглар, Аржан Докулак, Белек Делег. За год театр участвует в фестивалях «Сибирский транзит» (спектакль «Три дня любви» по В. Быкову, постановка А.Ооржака), «Науруз» («Король Лир» У.Шекспира, режиссер - А.Ооржак), «Золотой Витязь» («Король Лир»), становится победителем международного театрального фестиваля кочевых народов «Желанный берег» («Кто ты, Субедей?»).  

2006 год. «Король Лир» участвует во Всероссийском театральном фестивале Национальной театральной Премии «Золотая маска». Новый спектакль «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира в постановке Сюзанны Ооржак принимает участие в IV-м Международном фестивале «Науруз».

2008 год. Впервые в своей истории тувинский театр совместно со спортивными состязаниями по национальной борьбе ставит массовое театрализованное представление на стадионе «Хуреш» под эмблемой «Кучум – театр, кужум – хуреш, чурээм – Тыва» («Душа моя – театр, сила – борьба, любовь – Тува»). Ежегодный показ театрализованного представления для 5-тысячной аудитории стала традицией театра. А.Ооржак ставит историческую драму «Кюльтегин» Э. Мижита. Выходит востановленная постановка В.Кок-оола «Хайыраан бот», режиссёр – Анзат Куулар.  

2009 год. Заслуженный артист Республики Алтай, известный киноактер Амаду Мамадаков ставит комедию «Слуга двух господ» К. Гольдони. Спектакль идет под названием «Денгерлернин айбычызы» («Посланник небес»).  Алексей Ооржак ставит инсценировку по мотивам романа С.Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике». Состоялась премьера мюзикла «В бреду» Леонида Кан-оола (композитор – О.Саая).

2010 год. Спектакль «Кюльтегин» участвует в международном театральном фестивале в г. Адана (Турция), а также в международном фестивале-конкурсе театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит». В театр поступают работать выпускники-кукольники Московского государственного специализированного института искусств: Аяс Монгуш, Чечек Монгуш, Уяна Монгальби, Чингис Ооржак, Эрес Ооржак, Станислав Ооржак, Орлан Лопсан, Айдыс Чадамба, Рудик Монгуш.

Театрализованное представление «Кызыл кош» («Красный обоз»), посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, завоевывает диплом «Лучшая акция года» в конкурсе «Моя Победа», проводимом Правительством Республики Тыва. Театрализованное представление «Кызыл кош» («Красный обоз»), посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

2011 год. За постановку театрализованного представления, посвященного 90-летию образования Тувинской Народной Республики, присуждены дипломы: «Лучший драматург театра масс» - автору сценария Леониду Кан-оолу, «Лучший режиссер Театра масс»» - режиссеру Анзат Куулар. 2012 г. Труппа театра пополнилась выпускниками Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств: Айдыс Даржай, Тана Ховен-оол, Аржаана Куулар, Уран-оол Стал-оол, Наталья Сарыг.  

Моноспектакль «Человеческий голос» Ж. Кокто в постановке Сюзанны Ооржак принимает участие в XI Международном театральном фестивале «Гэгээн Муза» («Святая Муза») в г. Улан-Баторе. 

2013 год. Сюзанна Ооржак ставит «Ромео и Джульетту» У.Шекспира. В следующем году состоится премьера героической легенды «Кан-Кыс» Владимира Серен-оола, также в ее постановке. 

Театр совместно с СТД (Союз театральных деятелей) организует творческий семинар по современной драматургии и ставит спектакли «Оркестр «Титаник» Х.Бойчева (постановка Сергея Егорова, Якутск), «Остров Рикоту» Н.Мощиной (режиссер – Павел Зобнин, Москва) и «Наташина мечта» Я.Пулинович (реж. – Сюзанна Ооржак, Кызыл).

2014 год. К 100-летию единения Тувы и России Алексей Ооржак ставит историческую драму Э.Мижита «Выходец из берестяного чума». Второй раз тувинский театр всем составом выезжает со спектаклями «Кто ты, Субедей?», «Вернись, мой друг, вернись!» в Москву, чтобы представить театральное искусство республики в рамках празднования Дней культуры Тувы в Москве (РАМТ, сентябрь).  

2015 год. Приглашенный режиссер Баатр Колаев, заслуженный деятель искусств Калмыкии, ставит в театре драму «Это было давно, это было недавно» по комедии А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» («Шагда, шагда, чоокта-чаа-ла»).

К 70-летию Великой Победы поставлена драма «Журавли» Салима Монгуша (режиссер - Марина Идам). В честь Года литературы России состоялась премьеры музыкальной драмы «Моцарт и Сальери» А.Пушкина в постановке Леонида Кан-оола.

2016 год. К 80-летнему юбилею театр поставил новый спектакль «Сын Синего Неба» - историческую драму по пьесе Э.Мижита «Посланник Синего Неба» о жизни одного из основоположников тувинского театра и национальной драматургии Виктора Шогжаповича Кок-оола (режиссер – А.Ооржак).  В честь 80-летнего юбилея Указом Главы Республики Тыва – Председателя Правительства Республики Тыва от 25-го марта 2016-го года ГБУ «Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва имени Виктора Кок-оола» награжден орденом Республика Тыва.

2017 год. Режиссёр Марина Идам ставит спектакль «Артып каар мен» («Останусь») по пьесе Татьяны Муллер «Все просто, господа!», над сценографией работает Начын Шалык, оригинальную музыку пишет Альберт Хомушку. Затем театр осуществляет постановку нового спектакля «Чадаган» - музыкальную легенду о возникновении тувинского музыкального инструмента чадаган, по одноименной поэме-драме Александра Даржая. Данный спектакль является дипломной работой выпускника ГИТИСа, начинающего режиссера Сайдаша Монгуша и совместным проектом театра с Национальным оркестром Республики Тыва и группой Медээ-Хаан, вызвавший бурные обсуждения в средствах массовой информации. Главный режиссёр Алексей Ооржак ставит спектакль «Вы чьё…? («Кымныы силер?») по мотивам повести Бориса Васильева «Вы чье, старичье?», Леонид Кан-оол ставит комедию «Ходжа Насреддин» по Л.Соловьеву и В.Витковичу. Впервые за свою 80-летнюю историю Тувинский муздрамтеатр принял выпускников одной из старейших театральных школ России - тувинскую студию ВТУ (института) имени Михаила Щепкина при Академическом Малом театре России. Молодые актеры представили тувинскому зрителю три дипломных спектакля («Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджера, «Любовь под вязами» Юджина О’Нила и мюзикл «Маугли» Владислава Сташинского по мотивам Р. Киплинга) и концертную программу.

Особое место занимает гастроли Тувинского театра в столицу Республики Татарстан в г. Казань. 10-го и 11-го июня на сцене Татарского государственного академического театра имени Г.Камала тувинский театр выступил с двумя спектаклями: комедия «Ханума» и легенда «Кан-Кыс». А 9-го июня театр принял участие в XIII международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» со спектаклем «Журавли» и удостоен дипломом участника фестиваля. Также артисты театра выступили с концертными номерами на официальном закрытии фестиваля.

2018 год. За весь год осуществлено 9 новых постановок – «Дом Бернарды Альбы» по Ф.Г. Лорке, «Ошпээн ынакшыл» (Неугасшая любовь) по пьесе Нины Серенот, музыкальная сказка «Камгалакчы Кан-болат кыс» по мотивам героического сказания В.Серен-оола «Кан-кыс», «Алые паруса» по пьесе П.Морозова «Ассоль», «Уя» («Обитель») в постановке Леонида Кан-оола по пьесе Чылгычы Ондар, моноспектакль «Инстадрама» в постановке Сюзанны Ооржак, драму «Кайда сен, ачай?» (Где ты, отец?») в постановке Алексея Ооржака. Заслуженная артистка Республики Тыва Галина Доржу ставит комедию «Уш чараш херээжен» («Три красавицы») по пьесе Валентина Красногорова, а режиссёр Марина Идам ставит детскую музыкальную сказку «Конек-Горбунок» по сказке Петра Ершова. Одним из ярких событий 2018-го года является торжественное открытие Года театра, которое состоялось 13-го декабря в Национальном театре. Большое внимание уделено художественному оформлению, как фойе здания, так и сцены.

  • salbak.s@yandex.ru