Стили горлового пения

Стили горлового пения

Горловое пение – хоомей – это уникальное искусство тувинского пения. Это песня пастуха, табунщика, арата, призванная, во-первых, прогнать прочь скуку, во-вторых, служить для излияния души.

Хоомей тувинцев – самобытный вид народного музыкального искусства, покоряющий и поражающий слушателей не только необычностью звучания, но и стройностью и продуманностью своих композиций.

А.Н.Аксеновым были описаны четыре вида горлового пения и соответственно четыре его мелодических стиля:

  • Каргыраа;
  • Борбаннадыр;
  • Сыгыт;
  • Эзенгилээр.

З.К. Кыргыс даны характеристики пяти основных стилей:

  • Хоомей;
  • Сыгыт;
  • Борбаннадыр;
  • Эзенгилээр;
  • Каргыраа.

Каргыраа – самый низкий по регистру звучания, основной опорный звук (бурдон) которого находится в пределах четырех начальных звуков большой октавы. Звук каргыраа по тембру напоминает низкий регистр валторны. Мелодические обертоны каргыраа фиксируются в пределах верхних звуков первой и всей второй октавы. Обертоны, образующие мелодию, звучат чисто, слышатся ясно и отчетливо и по светлому и свистящему тембру напоминают звучание свирели.

Название стиля звукоподражательно. Глагол каргыраар имеет два значения:

  • хрипеть, издавать хриплые звуки
  • бурлить (при кипении, например, каши)

Каргыраа также имеет множество субстилей:

  • Хову каргыраазы (степное каргыраа);
  • Даг каргыраазы (горное каргыраа);
  • Кожагар каргыраазы (сопочное каргыраа);
  • Ойдупаа каргыраазы (каргыраа певца Ойдупаа);
  • Буга каргыраазы (подражание голосу быка);
  • Думчук каргыраазы (носовое каргыраа);
  • Хос-каргыраа (пустая каргыраа).

Хову каргыраазы (степное каргыраа) – одна из самых популярных разновидностей каргыраа. Для неё характерно протяжное, мягкое звучание широкого охвата. Исполнитель  как бы рисует просторы степей и гор. Периодически припевается текстовой зачин. «Встречаются в степи некоторые неровные места. Чтобы их показать, надо повышать высоту звуков, а места с бугорками – понижать», – отмечает в своей работе А. К. Тамдын [Хөөмейжиниӊ бодалдары, 1998, с. 18].

Даг каргыраазы (горное каргыраа). Музыка в этом субстиле более сурова. В ней ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный, носовой, тускловатый тембр.

Кожагар-каргыраа (сопочное каргыраа). Кожагар в переводе с тувинского означает пик, высокую гору с острой вершиной. Четкой границы между кожагар и даг-каргыраа в большинстве случаях не проводят. «Поскольку даг – это гора, а кожагар – это огромный камень, встречающийся в степях, то разница между этими стилями, хоть и небольшая, но есть, – считает исполнитель А. В. Данзырын. – Если даг каргыраазы по звучанию объемен и имеет глубокий насыщенный звук, то звучание кожагар каргыраазы имеет камерное звучание – что-то между хову и даг каргыраа. В нем есть признаки и того, и другого».

Думчук каргыраазы (носовое каргыраа). Её отличительная особенность заключается в периодическом выпускании воздуха на резком двойном вдохе и выдохе через нос и рот. Мощная вибрация положительно действует на легкие и всё тело. При помощи носового резонатора получается более бархатистый, мягкий звук.  

Ойдупаа каргыраазы (каргыраа певца Ойдупаа). В конце 1980-х – начале 1990-х годов большую популярность получил каргыраа в манере Ойдупаа. Впервые каргыраа прозвучал на сцене в новой аранжировке. Талантливый исполнитель Владимир Ойдупаа шокировал публику пением припевок-кожамык с народными мелодиями и текстами, исполнив их техникой каргыраа в сопровождении на баяне. Название нового вида каргыраа так и закрепилось – Ойдупааның каргыраазы или Ойдупаалап каргыраалаар (каргыраа в манере Ойдупаа). В настоящее время традиция исполнения каргыраа Ойдупаа получило продолжение и развитие в творчестве Народного хоомейжи Республики Тыва Игоря Кошкендея. Под сопровождение баяна Игорь Кошкендей исполняет не только каргыраа в стиле Ойдупаа, но и хоректээр и сыгыт.

Хос-каргыраа. «Хос» в переводе на русский означает «пустой». При исполнении хос-каргыраа каргыраа расход воздуха значительно больше, чем при исполнении других видов каргыраа. Он исполняется широко открытым ртом и артикуляцией, а также и брюшным видом дыхания. «Поскольку при выдыхании тратится больше воздуха, то я пришел к выводу, что исполнение хос-каргыраа вредно для голосовых мышц...», – пишет в своей работе А. Д. Севек [Хөөмейжиниӊ бодалдары, 1998, с. 44]. В качестве музыкального примера хос-каргыраа можно привести каргыраа Альберта Кувезина, лидера группы «Ят-Ха».

Борбаннадыр – это такой же мягкий и спокойный стиль среднего регистра. Исполняется он при том же положении губ, сомкнутых почти вплотную. По тембру его звучание сходно с низким регистром бас-кларнета. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому протяженность звучания довольно значительна. Основной тон стиля борбаннадыр на протяжении исполнения остается неизменным по высоте.

Борбак означает «круглый», борбаннадыр, соответственно, – «перекатывать нечто круглое». Это разновидность горлового пения относится к ярко выраженным звукоподражательным способам (техникам) музицирования. Эффект «округленного перекатывания» достигается за счет довольно частых смыканий и размыканий губ и движения языка. Борбаннадыр можно исполнять с базовой позицией, как стилей сыгыт, хоомей, так и каргыраа, роэтому существуют и такие разновидности, как борбаннадыр сыгыта, борбаннадыр хоомея, борбаннадыр каргыраа.

Сыгыт – это самый высокий по регистру звучания стиль, с очень высоко свистящими обертонами, находящимися на границе четвёртой и пятой октав. По тембру звучания сыгыт напоминает флейту-пикколо. Канал для прохождения воздушной струи в полости рта сильно сужен, что вызывает предельное напряжение дыхательных органов. Мелодическое движение производится в основном кончиком языка исполнителя.

Термин сыгыт имеет общий корень со слово «сыгы»  «свист». Есть предание по данным З. Кыргыс о том, что стиль сыгыт возник от подражания звуку тетивы лука.  

В сыгыте нет большого количества разновидностей. В стиле сыгыт используется прием киштээр или киштедир (в дословном переводе на русский означает «ржать»), который возник в результате звукоподражания конскому ржанию. В музыкальном плане виртуозность исполнения связана с переходом на более высокий обертоновый звук. Этот прием появился сравнительно недавно (середина 1980-х гг.).

«Только в сыгыте, – пишет Алдар Тамдын, – есть приемы, подражающие пениям различного рода птиц, при этом движения языка должны быть ровными и энергичными» [Хөөмейжиниӊ бодалдары, 1998, с. 17].

Эзенгилээр является типично звукоподражательным импровизационным исполнением в рамках регистровой основы стиля сыгыт. Обертоновые мелодии эзенгилээр очень разнообразны, так как они импровизируются исполнителями на основе различных обертоновых призвуков. Тембр звучания этого стиля по сравнению с сыгыт более мягкий. Особенность эзенгилээр заключается также в периодическом выпуске воздуха через нос на резком двойном вдохе. Зачинная мелодическая речитация здесь отсутствует.

Слово «эзенги»  означает «стремена», соответственно «эзенгилээр» можно перевести как «стременной». При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак и седло, соприкасаясь со стременами, издают характерный позвякивающий звук в ритме движения лошади иноходью. Стиль эзенгилээр является своеобразным способом подражания этому звуку, поэтому его исполнение связано с верховой ездой.

Хоомей. Он звучит в среднем регистре. Основной звук бурдон в большинстве случаев находится в пределах средних звуков малой октавы. Мелодические обертоны находятся в диапазоне второй и начальных звуков третьей октавы. З. Кыргыс рассматривает хоомей как исходный, базовый стиль. Хоомей часто упоминается в эпосе и народных песнях. Это один из самых спокойных стилей, не требующий особого напряжения от исполнителя. Регистровая основа стиля хоомей позволяет исполнителям проявлять свою творческую фантазию в бесконечном множестве его технических разновидностей, в сочинении его субстилей. По этой причине наблюдается такое большое разнообразие субстилей хоомея:

  • Эрги хоомей (древний хоомей);
  • Опей хоомей (колыбельный хоомей);
  • Борбан хоомей (хоомей перекат);
  • Буга хоомей (подражание реву быка);
  • Деспен хоомей (подражание звуку, производимому снаряжением коня во время верховой езды.

Также субстили позднего происхождения:

  • Канзып или кумзаттаар (плач-причитание);
  • Чыландык (подражание пению птиц);
  • Бырланнадыр (подражание ручейку);
  • Сирленнедир (вибрирующий хоомей)

Опей-хоомей – наиболее распространенный субстиль хоомея. Өпей ыры в переводе на русский язык означает «колыбельная песня». Соответственно, опей-хоомей, так или иначе, тесно связан с жанром колыбельной песни, что проявляется в ритмических и мелодических особенностях, а также в содержании текста и вокализации баюкальных слов на гласных.. По мнению бай-тайгинца Сергея Иргита, опей-хоомей – это своего рода мужская колыбельная с помощью хоомея, исполняемая мужчинами для убаюкивания младенца [Хөөмейжиниӊ бодалдары, 1998, с. 25].

Деспен-хоомей – редкий вид хоомея. Упоминания подобной разновидности встречаются в исследовательских работах по хоомееведению. Так, З.К. Кыргыс по отношению к стилю деспен-борбан указывает, что деспен – это название местности. В топонимическом словаре Ондара: «деспек / деспеӊ / депсеӊ – площадка в горах (окруженная с трех сторон горами), ценгел. деспек ‘узкое место среди гор; котловина небольших размеров на склонах гор и вершинах’» [Ондар, 2007, с. 33]. Возможно, данный субстиль хоомея связан с изображением ветра, характерного для таких ландшафтов.

Таким образом, в тувинском горловом пении три базовых стиля: каргыраа, хоомей, сыгыт, представляющие три регистра – нижний, средний и высокий. Каждый из этих стилей имеет специфические особенности звукоизвлечения, характерную тембровую окраску, структуру, текстовый зачин и присущую ему мелодию. На основе общего способа звукоизвлечения могут создаваться разновидности базовых стилей – субстили, отличающиеся звучанием и функцией. Наибольшее количество субстилей обнаружено в хоомее и каргыраа, которые возникли на основе звукоподражания бегу коня, «звучанию» ландшафта, а также принципов артикуляционно-исполнительской техники, жанра и временного бытования.

Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,

редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.

Источники:

  1. Сузукей, В.Ю. Горловое пение – хоомей / В.Ю. Сузукей – Текст : непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С. 111-117.
  2. Кыргыс, З.К. Основа звукообразования хоректээр / З.К. Кыргыс – Текст : непосредственный // тувинское горловое пение. – Новосибирск, 2002. – С. 77-94.

Интернет-ресурс

  1. Особенности базовых стилей и субстилей тувинского хоомея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall-198505250_415 – (16.04.2024).