">

Конгар-оол Ондар, мистер улыбка

Конгар-оол Ондар, мистер улыбка

Воспоминания Ральфа Лейтона, одного из создателей сообщества «Друзья Тувы» о Конгар-ооле Ондаре:

"Это должно быть только совпадение, хотя Ондары известны в Туве как отважное, открытое для общения, всегда смотрящее за горизонт племя, но два тувинца, с которыми я больше всего взаимодействовал в течение почти 25 прошедших лет, имели одинаковое родовое имя: Ондар.

Первым был Дарыма Киш-Чалаевич Ондар. Это было в дни правления Леонида Брежнева, когда потребовалось восемнадцать месяцев для того, чтобы его храбрый ответ на мое невинное письмо достиг моего почтового ящика в Алтадене, штат Калифорния, также родного города моего друга и наставника Ричарда Фейнмана, человека, начавшего мои тувинские приключения с рокового вопроса: "Что случилось с Танну-Тувой?"

В то время, когда письмо Дарыма Ондара оказалось в моем почтовом ящике, Конгар-оол Ондар был еще подростком. Прошло больше десяти лет, когда в 1991 году я посетил Туву со своим братом Аланом. Мы тогда предприняли путешествие по Туве по следам Отто Менхен-Хелфена. С нами были Дарыма Ондар, Маннай-оол Монгуш и Юрий Аранчын в качестве руководителя нашей небольшой экспедиции. Тогда, 14 августа, я мимолетно встретил Ондара Конгар-оола на концерте в музыкально-драматическом театре. Я не помнил его имени, но лучистая улыбка молодого человека была незабываемой. Я также помню ярко-оранжевую кепку, которую он тогда носил с шуткой, написанной по-английски на лбу (я, вероятно, смогу найти изображение его кепки, если у него нет той фотографии).

В следующий раз я увидел "Мистера Улыбку", как я называл его, в видеозаписях концерта, организованного Бернардом Клейкампом из Нидерландов, где Ондар был записан вместе с Геннадием Туматом и Кайгал-оолом Ховалыгом, солистами ансамбля "Тыва". Но я не ожидал, что вновь увижу "Мистера Улыбку" лично.

Поэтому я был удивлен, когда Конгар-оол Ондар прибыл в Лос-Анджелес в декабре 1992 года, сопровождая Кайгал-оола Ховалыга и Анатолия Куулара. Его в последний момент взял Владимир Орус-оол для поездки в Нидерланды вместо Геннадия Тумата. Вместе с их переводчиком Радой Чакар, тремя тувинскими наездниками и двумя борцами, они произвели большое впечатление на зрителей, так как ехали в полном национальном костюме на "Параде Роз" в Пассадене, штат Калифорния. Это самый большой парад года в США, и отрадно, что и тувинцы приняли в нем участие. Но, к сожалению, во время этого парада никто не мог слышать замечательное горловое пение тувинцев.

К счастью, вскоре после этого было несколько концертов и радиопередач, главной была программа на радиостанции Лос-Анджелеса КРК с Марио Касетта (Mario Casetta). Он, подобно Ричарду Фейнману, собирал марки Тувы 30-х годов. Мы также знаем, что К. Ховалыг, А. Куулар и К.Ондар записывались в домашней студии легенды рок-музыки Фрэнка Заппа (Frank Zappa) на Голливудских холмах выше Лос-Анджелеса. К сожалению, эта замечательная запись - "Станцуй мне это" ("Dance Me This"), все еще не выпущена. На том же сеансе был блюзмен Джонни Ватсон, по прозвищу "Гитара" (Johnny "Guitar" Watson) и среди других гостей знаменитый ирландский джазбэнд "Вожди" ("The Chieftains") - все они были записаны на видеопленку киносьемочной группой телевидения БиБиСи (ВВС). Я верю, что документальный фильм Джеффа Кука (Jeff Cook) "Тувинцы захватывают Америку ("Tuvans Invade America") [это название фильму дано также по аналогии с "Britan Invations" (Захват Британцев) или "The Beatles Invade America" (Битлз захватывают Америку)]был показан на тувинском телевидении. В этом фильме были сняты большинство из тех событий, о которых я говорил выше.

Тувинское горловое пение было такой новинкой для американцев в 1993 году, что, по крайней мере, две дюжины концертов были запланированы на последующие шесть недель. Ребята проехали из Калифорнии (Сан-Франциско был наиболее восторженным местом, где в зрительном зале присутствовал слепой блюз-музыкант Пол Пена) через Сиэттл (штат Вашингтон) до Нью-Йорка и дали несколько концертов в университетских городах на северо-востоке Соединенных Штатов, которые были организованы Тедом Левиным. Я часто объявлял певцов и немного объяснял содержание их песен и стилей и по ходу сам узнавал много нового. Вначале я был даже не осведомлен о третьей ноте (одна в середине) в превосходном исполнении хоомея, который демонстрировал Кайгал-оол Ховалыг.

Первый концертный тур был довольно длинным - шесть недель, с 1 января по 15 февраля 1993 года, когда трио давало свой прощальный концерт в Пасадене. Мы разработали программу: Ондар должен появиться и спеть «Алаш-Хем»; затем должен выйти Ховалыг и пропеть свой замечательный пульсирующий хоомей, следом выходит Куулар, исполняющий его фантастический "борбаннадыр". Затем должен снова появиться Ондар, на этот раз с дошпулууром и исполнить его "Попурри в стиле Ондар", и должен был "нокаутировать" аудиторию. Зрители, как всегда, аплодировали ему стоя. Даже если в концерте было больше песен, зал всегда встречал его выступления овациями.

*В английском языке выражение "knock out"-"нокаут" используется в боксе и означает, что после сильного удара противник оказывается в бессознательном состоянии; в других контекстах оно означает "произвести сильное впечатление". Это счастливое совпадение, что инициалы Конгар-оола Ондара в сокращенном виде "КО" идентично выражению "knock out".

Промо-фото для «Певцов горлового пения из Тувы» во время их первого турне в США: (слева направо) Анатолий Куулар, Кайгал-оол Ховалыг и Конгар-оол Ондар (1993).

… Я не помню точно, когда это началось, но теперь уже много лет люди, которые знают Конгар-оола, часто зовут его просто "КО", как и я это делаю в этом очерке.

Во всяком случае, одно дело привело к другому и содействовало возвращению КО в США, сначала как участника группы Хун-Хурту, которая была приглашена легендарным гитаристом Раем Куудером (Ry Cooder) в августе 1993 года, чтобы записать одну песню для кинофильма "Джеронимо" ("Geronimo"). Затем в октябре с женой Любой и учеником Бады-Доржу (тоже Ондаром!), чтобы рекламировать новую цифровую звукозаписывающую технику компании АТ&Т. Эти два дела - запись для кино и участие в рекламе - осуществлялись одновременно, подобно тому, как КО может пропеть две ноты сразу.

В августе (14-го числа, как мне помнится) состоялся прощальный с тувинцами вечер, проведенный на ранчо друга Ричарда Фейнмана, известного художника Жирара Зоркиана (Jirayr Zorthian). Он мог понять несколько тувинских слов, поскольку родился в тюркоязычной части Армении. Во время этой вечеринки произошел инцидент, который демонстрировал мастерство КО как исполнителя: он хотел взять дошпулуур, чтобы исполнить свой попурри, представляющий его "торговую марку", но один из участников группы Хун-Хурту (который действовал как "громила" мафии) не захотел дать ему инструмент. Тогда КО взял в руки гитару и со своей солнечной улыбкой спел другую песню "Чаражым" в таком прекрасном исполнении, что аудитория была в безумной радости. КО снова "нокаутировал" публику, даже не имея под рукой свой любимый инструмент.

На этом вечере был также Пол Пена, который тот день прилетел из Сан-Франциско. Когда вечеринка завершилась, я предложил Полу подвезти его в аэропорт. По дороге он заметил, что несколько стилей тувинского пения чем-то схожи с американскими блюзами. Сначала я подумал, что такое невозможно, но постепенно понял, что это правда, так как Пол продемонстрировал примеры. Эта близость между тувинской музыкой и американскими блюзами, в конечном счете, привела к сотрудничеству между Ондаром и Пена, что я назвал как "Чингиз Блюз".

Пол Пэна и Конгар-оол Ондар

 

Источник: Искусством хоомея своего раскрою душу свою. Жизнь и творчество Народного хоомейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара. [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 2011. - 256 с.