Достойный сын Овюра

Достойный сын Овюра

Народный хөөмейжи Тувы Геннадий Хайдыпович Тумат (1964-1996 гг.) оставил глубокий след в истории культуры Тувы. Он прожил на земле очень мало, всего лишь 32 года. Но в честь его имени земляки-овюрчане, родные и близкие всегда почитают с гордостью память одного из достойных сынов Тувы.

На его малой родине, в поселке Хандагайты в отчем доме висит мемориальная доска, Дом культуры районного центра носит его имя, возле здания воздвинута статуя во весь рост именитого хоомейжи, каждые пять лет проводится Международный фестиваль «Хөөмей, сыгыт – Өвүр черде» (Хоомей на земле Овюра). Это событие стало доброй традицией исполнителей и почитателей искусства горлового пения тувинцев. В этом году шестой раз предстоит провести акцию на республиканском уровне.

Геннадий Тумат родился 25 февраля в 1964 г. в поселке Хандагайты Овюрского района. Отец, Тумат Хайдып Бадыевич (родом из Чалааты) – мастер на все руки, всю жизнь проработал строителем. Он с детства хорошо знаком с устной народной традицией тувинцев, в его роду встречаются певцы. Туматы прославлены в народе талантом острословия и умением искусно слагать стихосложение. Мать Геннадия, Чанзанмаа Бюрбюевна Монгуш (родом из Улаатай) – всю жизнь проработала телефонистом-оператором, тоже является носителем музыкального фольклора. Из рода монгушей хорошо знакомы имена исполнителей горлового пения тувинцев. Это – Доос-Кара Монгуш, Сыгыртаа Монгуш, Сергей Куулар признанные в народе хоомеисты, а Кызыл-оол Санчы, Герман Куулар (Народные хоомейжи РТ) представляют Овюрскую школу исполнительской традиции хоомея.

Первенец десятерых детей Хайдыпа Бадыевича Тумата и Чанзанмы Бюрбюевны Монгуш, Геннадий с раннего детства начал увлекаться, а потом серьезно «погружаться» в искусство горлового пения. В 1974 г. его дядя по материнской линии Сергей Оолакаевич Куулар стал обладателем Золотого Павлина (гран-при) Международного фестиваля в Будапеште (Венгрия). В лице представителя народного творчества многонационального Советского Союза, Сергей Куулар в день рождения В.И. Ленина (22 апреля) в Кремлевском Дворце съездов преподнес Золотой Павлин к Президиуму. Тогдашний Секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев пожал ему руку и сказал: «Так держать!» Это событие окрылило не только талантливого героя, но и всех родственников, в том числе и второклассника Гену.

А дебют самого племянника произошел в пятом классе (1977 г.) на конкурсе среди школ района. Вскоре мальчик серьезно заболел, и ему долго пришлось лежать в больнице. В трудные моменты жизни Гене помог дядя Сыгыртыр (букв. поющий сыгыт, так зовут в народе Сергея Куулара и по сей день). С помощью переписки, теоретически юноша смог понять и освоить манеру, стиль всей Овюрской исполнительской школы хөөмея. Шестой класс ему пришлось заново преодолеть, но уроки горлового пения он освоил на всю жизнь. Итак, в 1980 г. (он учился в восьмом классе) ансамбль «Отчугаш» Хандагайтинской средней школы, где Гена от своего лица начал представлять искусство своих предков, завоевал первое место в республиканском конкурсе среди школьников. Наградили их путевками во Всесоюзный лагерь «Орленок». Каждый вечер у костра хөөмей парня из далекой Тувы зажигал сердца многих, вливаясь в пеструю языковую и национальную палитру. Уже на следующий год (1981 г.) девятиклассник становится лауреатом I республиканского фестиваля хоомея. Тогда ему предложили работать в государственном ансамбле «Саяны»!

Окончив школу в 1982 г., Геннадий подался уговорам работников культуры, хотя сам он очень хотел стать егерем, защитником зверей и птиц, леса и тайги, которых любил всем своим нутром. Будучи артистом-горловиком самого престижного ансамбля Тувы «Саяны», восемнадцатилетний Геннадий сразу в октябре того же года вместе с писателем Черлиг-оолом Кууларом принимал участие в Международном Конгрессе фольклористов в г. Суздале Владимирской области. В декабре следующего года (1983 г.) в числе тринадцати представителей фольклора народов СССР поехал во Францию завоевывать овации и аплодисменты иностранцев – на международный фестиваль «Дом Культуры народов мира». Его одного пригласили выступить в апартаментах местного мецената. Вместе с руководителем советской делегации ему удалось познакомиться с Ш. Казнодаром, одним из самых богатых людей страны.

Год учебы в художественной мастерской им. Н. Крупской в г. Ленинграде дал профессиональные навыки работника сцены, которые помогли в дальнейшем раскрыться всему обаянию и таланту скромного парнишки из сельской глубинки. Интересно, что судьба свела его с внучкой Оюмой знаменитого хөөмейжи, представителя Дзун-Хемчинской исполнительской школы хөөмея Комбу Ондара (в народе его звали Хөөмейлээр Комбу). В 1985 году отметили сразу два радостных события: свадьба и появление первенца Меңги (букв. ледник). Сейчас Меңги Геннадьевич Тумат женат, отец двух детей. Работает в органах МВД. Второй сын Аян Геннадьевич Тумат освоил профессию врача.

Скоро на республиканском конкурсе среди исполнителей хоомея в честь столетия Хөөмейлээра Комбу жюри торжественно вручило победителю Геннадию Тумату награду – живого коня. Для него именно эта награда послужила постулатом народного признания, уважения и преемственности.

Рубеж 1980-1990-х годов связан с новым этапом его творческого развития. Становление как профессионала устной традиции Геннадия Тумата протекало по своим законам, законам самоорганизации его бурных фантазий, исканий на твердом основании носителя традиционной культуры своего народа. Стремление создать фольклорный блок композиций только искусства горлового пения хөөмей в ансамбле «Саяны» не давало покоя. Когда он увидел за рубежом восторженную публику, востребованность искусства хөөмей, а в своем отечестве краткие (5-ти, 10-тиминутные) выступления исполнителей горлового пения в одном концерте, не мог сдержать своего недовольства при себе. В то время его дерзкую идею (как в сказке: «в одной стороне Хаана шесть хөөмейжилер пели, а в другой стороне – шесть музыкантов играли на игиле») и безумное предложение молодого, да еще «неграмотного» горловика кто бы мог услышать? Ведь его первый успех в I республиканском конкурсе среди хоомеистов тоже связан с успехом ансамбля, где он принимал участие. Оставшись верным своему энтузиазму, он не побоялся уйти из ансамбля «Саяны», где он имел стабильную зарплату. Будущее пока не сулило ничего хорошего. И он помог собрать талантливых хоомеистов для нового ансамбля «Тыва» (1987 г.), инициатором которого была этномузыковед З.К. Кыргыс. В эти годы, являясь художественным руководителем ансамбля, всей душой болел за будущее тувинского искусства хоомей. Стеснялся в полную силу демонстрировать свою одаренность, чтобы не задеть своих коллег. Редко исполнял свои превосходные сольные номера.

Своим профессионализмом и личными качествами Геннадий умел непринужденно завоевывать доверие других. Затем начались гастроли по разным континентам и странам, появились новые знакомства, его все больше увлекали разные формы общения с другими культурами и традициями. В это время он понял, что надо иметь свою школу. Из-за нехватки времени всегда брал с собой родного брата Омака Тумата, который обучался от мастера по традиционной методике – послушать, посмотреть и подражать. Из учеников Геннадия можно назвать многих, в их числе народных хоомеистов РТ Евгения Оюна, Конгар-оола Ондара, Монгун-оола Ондара, Аяса Данзырына, Кара-Ката Сояна и др. К сожалению, его жизнь внезапно оборвалась на пике расцвета творчества, что двум сыновьям он не успел передать свою теорию, свои находки, свои идеи. Но его творчество продолжает освещать путь молодым, подсказывая новые возможности интерпретации фольклорных материалов.

Овюрская исполнительская школа традиционного хөөмея дала Геннадию толчок опираться на народные корни, не искажая устоявшиеся формы. Собственные творческие поиски привели его к переосмыслению поэтического и мелодического начал традиционного исполнения – этого удивительного, древнего искусства.

Начитанность Геннадия, его дружба с такими писателями, как Кызыл-Эник Кудажы, Доржу Монгуш, Владимир Серен-оол, Александр Даржай, Мадон Монгуш, а также умение слагать стихи по канонам восточного стихосложения – все это способствовало формированию авторского почерка Г. Тумата. Его исполнение состоит из двух частей. Словесной частью его хөөмей (первый компонент) обычно является строфа, основанная на восьмислоговом стихе. Она имеет равнопульсирующий слогоритм, строгие и ясные пропорции (организованные в квадратную структуру), т.е. бывает достаточно проста и однородна по музыкально-поэтическим характеристикам. Второй компонент – это сам хөөмей, многоголосный эпизод без слов, в котором исполнитель демонстрирует технику и умение импровизации, т.е. мастерство владения певца стилями и разновидностями хөөмей.

Стиль Геннадия Тумата связан с внесением в традиционный словесную часть хөөмей авторской строфы с 12-слоговой строкой, причем, использует ее только в качестве кульминации своей композиции. Поется эта часть в контрастном медленном темпе, в жанре протяжной песни. Из всех его выступлений и записей встречаются три такие авторские строфы:

1.Сырын үндүр чара чүткүп челип орар,

Сыын боттуг күжүр Доруум чоруу-ла-дыр.

Сырынналдыр аян тудуп ырлап чоруур,

Самдар кадай төрүп-ле каан чаяаны-дыр.

Будоражит встречным, порывистым ветром своею рысью –

Маралоподобный мой своенравный Вороной.

Безудержно, задушевно льется мое пение –

Так родила меня бедная (в лохмотьях) мать.

  1. Самдар дээштиң авамны мен чектевээн мен,

Самдар дээштиң авамны мен бактаваан мен,

Самдар дээштиң авамны мен ырлаваан мен,

Самдар дээрге, авамга мээң ойзу адаан белээм ол-дур.

Сказав, что моя «в лохмотьях» мать, этим

Ее не оскорбляю,

Сказав, что моя «в лохмотьях» мать, этим

Ее не презираю.

Я не пою о том, что меня родила

«в лохмотьях» мать,

Выражение «в лохмотьях» - для меня

Намек на ласковое прозвище, подаренное, любя.

  1. «Баалыкта бараан хараан аваң чор»- деп,

Базар-Оюм бажын савааш, киштей бээрге,

Хөөмей, сыгыт, каргыраамны салыптар мен, -

Чүген-суглук, эзеңгилер демнежи бээр.

Конь мой Базар-Ой, радостно приветствуя, заржал:

«На взгорке мать взирает вдаль, встречая нас».

Вырывается из груди моей сыгыт, хөөмей, каргыраа,

И вторя созвучно им, звенят уздечки и стремена.

Композиционный план исполнительской традиции хомея Г. Тумата выглядит следующим образом:

I. Сыгыт

Оой, хөӊнүм-биле хөөрежир Понимающий душу мою

Хөөмейим салып берейн Хоомей свой исполню.

Сыгыт

Сырын-биле сымыражыр Щепчущий с ветерком

Сыгыдымны салып берейн. Сыгыт свой исполню.

Сыгыт (киштедир)

В этой условной первой части строфа традиционного жанра кожамык обрамляется эпизодом хөөмей[i] (в данном случае поется сыгыт) между двумя строками, далее стиль меняет на каргыраа и следует переход в медленную часть:

Каргыраа

Амгы Тывам алгап чор мен,Туву мою прославляю,

Алыс чуртум Өвүр чарыы. Родом я из солнечного Овюра[ii].

Азырап каан авайымныӊ У мамы, которая вырастила,

Аян туткан оглу-дур мен /Аян тудар оглу-ла мен. Сын я, поющий душою.

Эта устоявшая форма Г. Тумата во всех его исполнениях является экспозицией первой части его композиционного плана. Далее – свободная импровизация, разработка его авторской строфы приведет к кульминации замысла:

Сыгыт

Сказав, что моя «в лохмотьях» мать, этим Самдар дээштиӊ,

Ее не оскорбляю, авамны мен бактаваан мен.

Сказав, что моя «в лохмотьях» мать, этим Самдар дээштиӊ,

Ее не презираю. авамны мен чектевээн мен.

Я не пою о том, что меня родила Самдар кадай төрүп каан дээш,

«в лохмотьях» мать, ырлаваан мен

Для меня слово «в лохмотьях» - своеобразный Самдар дээрге,

Дар мой для мамы, душу мою ласкающей. авамга мээң ойзу адаан белээм ол-дур

Сыгыт

В этой части усиливается сосредоточение на инструментальном сопровождении (аккомпанирует себе только на допшулууре или чанзы, струнно-щипковых инструментах), демонстрация излюбленного исполнения приема борбаң в стиле сыгыт (получил название киштедир букв. «ржать, как конь»). В истории искусства тувинского горлового пения Г. Тумат остался как автор этого приема.

К авторским нововведениям Тумата можно прибавить и то, что его исполнения имеют программность, т.е. в записях то или иное исполнение фиксируется под названием. Например, «Думы – припевки», «Думы – волнения», и характер каждого исполнения соответствует названию.

Итак, творчество народного хөөмейжи РТ Г.Х. Тумата является примером развития традиций устного профессионализма в музыкальной культуре Тувы. Благодаря современным технологиям (DVD, CD записям), а также советам и наставлениям, которые он давал из уст в уста, последующие поколения продолжают использовать опыт исполнительской манеры Геннадия Тумата.

Он предвидел будущее хоомея на многие года вперед, мечтал увидеть Академию хоомея, оркестр национальных инструментов, музыкально грамотных предшественников. И все это сбылось…

[i] Хөөмей – общее название тувинского горлового пения, куда входит три его разновидности: хөөмей, сыгыт, каргыраа, т.е. легко можно путать понятия с одинаковым названием.

[ii] Өвүр – букв. передняя сторона, южный район Тувы.

  • Ульяна Донорова, к.филол.н., н.с. сектора фольклористики ТИГПИ, ст.н.с. Академии «Хоомей»
  • Тувинская правда. 28 февраля 2024 №15 (18717)