С самого раннего детства меня окружал хоомей...

С самого раннего детства меня окружал хоомей...

Сколько себя помню, с самого раннего детства меня окружал хоомей: мой папа неплохо (осознала я это, к сожалению, очень поздно – когда его не стало) исполнял сыгыт, хоомей и каргыраа.

Воспринимала я это как само собой разумеющееся и всегда думала, что хоомей исполняют практически все тувинцы – представители мужского пола. Интерес к хоомею у меня был всегда, но, тогда, в детские годы, он  был неосознанным. И только во взрослом возрасте пришло осмысление того, что хоомей – это моя судьба, некая миссия в моей жизни.

С детства хоомей слушала по радио, и этому научил меня папа, обращая мое внимание на звучащий хоомей. В моем окружении хоомей исполнял только мой отец. Сам он мог часами слушать, оценивать и восхищаться исполнением тувинских хоомейжи. Село Саглы, где прошло мое раннее детство, единственный населенный пункт в Овюрском кожууне Тувы, который не может похвастаться большим количеством хоомейжи, тогда как находящимся в 30 км. от Саглы – м. Бора-Шай было довольно много исполнителей хоомея.

Саглы может по праву гордиться своими сказителями и народными певцами, которых мне в детстве посчастливилось слушать вдоволь.

Благодаря моему окружению, многочисленным гостям-чабанам нашего дома, талантливым исполнителям народных песен и припевок-кожамык, знатокам народных исполнительских практик, я в своей памяти знала все народные мелодии, которые пелись в то время. Каждая услышанная народная мелодия сидела в голове, как до боли знакомая, но давно подзабытая. Я благодарна судьбе за то, что в шестилетнем возрасте, попав с простудой в саглинскую больницу, при свете горящей лампадки длинными зимними вечерами слышала эпические сказания (маадырлыг-тоол) в исполнении местной

сказительницей Тоолай-кадай. Как будто вчера все это  было, отчетливо помню камлание и ритуалы местной шаманки Майор-кадай, после которых дети моментально исцелялись. Мои родители, да и вообще все жители Саглы, постоянно обращались к ней при болезнях детей, только делали это втайне. Она же предсказала мое будущее – буду иметь две профессии, что в действительности и сбылось.

Незабываемое впечатление с детства оставил обряд приручения коровы к теленку. После родов, одна из наших коров не признавала своего детеныша. Причиной этому, как оказалось, было то, что мои родители, не подождав пока корова  до конца оближет своего детеныша, отделили его от матери. Тогда мама пригласила Чылбак-күүй, женщину, которая умело совершала обряд приручения коровы к теленку. Сперва приготовили крепкий зеленый чай, сильно его посолив. Затем Чылбак-күүй заваренным соленым чаем обмазала теленка и натравила на него щенка. Когда щенка на теленка подкидывали, те пугались друг друга, от чего щенок невыносимо визжал, а теленок мычал. Одновременно с этим, Чылбак-күүй начала исполнять «Хөөг-Хөөг» (Хөөглээр), скотоводческий заговор приручения коровы к теленку. Корова начала заступаться за теленка, ей стало его жалко,  и она всячески пыталась оградить его от щенка. В то время, помню,  мне было жалко детенышей – теленка и щенка. Корова тем временем  принялась облизывать своего детеныша, а обмазанная крепким соленым чаем шкура начала ей нравиться и, облизывая теленка, корова заново стала распознавать запах своего родного теленка. После того, как корова признала теленка и, наконец, позволила теленку сосать свое вымя, радости не было предела. Мама накрыла на стол, Чылбак-күүй была героем дня.

Ее усадили на почетное место («дөр»), угощали едой и провожали одарив пакетом продуктов.

С хоомеем связано очень многое в нашей семье. Никак не могу обойти стороной лечебное воздействие хоомея на организм его слушателей. Так, у моей матери после первых родов сильно разболелась и опухла грудь. Отец (не знаю, то ли интуитивно, то ли была в то время такая практика) пригласил известного хоомейжи Кызыл-оола Санчы, случайно оказавшегося в Саглах на гастролях. После угощений и трапезы Кызыл-оол всю ночь исполнял для нас хоомей. Как мама потом вспоминала – после первого же прослушивания его хоомея, боль в груди стихла, сама в каком-то блаженстве уснула и крепко проспала всю ночь. Отец слушал, наслаждался и восхищался персональным выступлением своего земляка Кызыл-оола Санчы всю ночь со слезами на глазах.

Его сильно трогал хоомей и, думаю, он был лучшим слушателем и ценителем хоомея. После этого прошло более сорока лет. То же самое повторилось и в моей жизни. После родов второй дочери, грудь у меня  также сильно болела. В это время мне позвонил муж по сотовому телефону (тогда сотовые телефоны только внедрялись в жизнь и сотовая связь представляла какую-то роскошь) и дал мне послушать хоомей. Не могу описать какое тогда я испытала умиление и блаженство – мурашки по коже, «бабочки в животе», сострадание к маме, ребенку и ко всем живым существам.

Грудь моментально перестала болеть. Исполнял хоомей также земляк-овюрец, брат Геннадия Тумата. Хотелось вновь и вновь его слушать. На себе испытала тогда я силу хоомея и лично убедилась, что можно избавиться от боли с помощью хоомея. Любовь моего папы к хоомею передалась старшему брату. Он обожает хоомей- сыгыт в исполнении Геннадия Тумата, которое может слушать сутками. По его мнению, хоомей Геннадия исцеляюще действует на его организм, снижает артериальное давление.

В подростковом возрасте  я наслаждалась  хоомеем Германа Куулара и его ансамбля «Кара-Дуруяа», которые приезжали с гастролями в Саглы во время летних каникул. Неописуемое восхищение и гордость за тувинскую культуру испытывала от выступлений ансамблей «Тыва» и «Эртинелиг Тыва». Как и все жители Тувы, была впечатлена новым направлением кыян-каргыраа Владимира Ойдупаа.

Будучи выпускницей Новосибирской средней специальной музыкальной школы при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, куда попала в 1986 году из Республиканской школы искусств, я стала посещать Кабинет традиционной музыки при Новосибирской государственной консерватории. Вдохновлялась рассказами Юрия Ильича  Шейкина о традиционной музыке народов Сибири и  перспективах ее развития. С того момента я уже точно знала, что дальнейшие мои профессиональные  интересы будут связаны с изучением музыкального фольклора тувинцев.

Благодаря  сестре Джульетте, которая в то время работала в Республиканском научно-методическом центре, познакомилась с директором Национального центра традиционной культуры «Хоомей» Ларисой Седенбаловной Артына и исполнителями хоомея Мергеном Монгушем, Валентиной Чульдум в фольклорном клубе, который находился в здании Типографии по ул. Щетинкина (ныне здание театра моды и танца «Эдегей»). Это был мой первый опыт работы с хоомейжи.

Не могу не выразить благодарность моему первому руководителю, приведшему меня в мир хоомея – Зое Кыргысовне Кыргыс, которая сразу после открытия Международного научного центра «Хоомей» пришла лично ко мне в Кызылское училище искусств, где я училась на IV курсе теоретико-композиторского отделения, и пригласила на работу. Ни на минуту не раздумывая, я с радостью согласилась и огромным удовольствием приступила к работе. Не это ли счастье – заниматься любимым делом, изучать искусство, ко- торое является объектом твоего  обожания! Пройденные курсы повышения на этномузыковеда в Новосибирской консерватории под руководством Ю.И. Шейкина, В.В. Мазепуса, Н.М. Кондратьевой, а также Г.Е. Солдатовой в Институте Филологии СО РАН позволили мне овладеть техникой расшифровки и нотирования музыкального фольклора, в том числе горлового пения.

В моей жизни тоже очень часто встречались особые люди – помощники в выполнении моей миссии. Работая в МНЦ «Хоомей», мне посчастливилось встретиться с хоомейжи старшего поколения.

Идамчапа Хомушку застала в последний момент его жизни и лишь принимала  участие в  его похоронах. Маржымала Ондара записывала за месяц до его кончины. Он остался в моей памяти наидобрейшим, мудрым, универсальным аксакалом тувинского хоомея, непревзойденным мастером тувинских национальных инструментов, прекрасным собеседником и наставником. До сих пор в ушах звучат  его слова-наставления «Дыка-ла хой, нарын чуулдер айтырар кижи-дыр сен, кызым, хойну-ле чедип аар хевирлиг сен» (Очень много трудных вопросов задаешь, дочка, думаю, многого в жизни достигнешь). Андрея Чульдум-оола, Кара-оола Тумата записывала на мероприятии, посвященном памяти Геннадия Чаша.

После бесед с Сундукаем Монгушем, совмещающим в одном лице сказителя, хоомейжи и шамана-прорицателя, испытала ощущение неисчерпаемости его творчества и чувство недосказанности им о хоомее. Мне казалось, он пытался передать что-то важное, которое я так и не сумела понять. С Федором Тау довольно долго работали в одном учреждении – остался он у меня в памяти скромнейшим, порядочным и пунктуальным хоомейжи. С большим сожалением вспоминаю ранний уход Маар-оола Сата и его сына Марьяма. Запись интересной беседы с ним хранится в аудиовизуальном архиве МНЦ «Хоомей» (ныне Академии «Хоомей»). Сожалею о том, что не сбылась мечта Народного хоомейжи Николая Кечиловича Монгуша о получении жилья в Кызыле.

Постоянным гостем Центра был Монгун-оол Дамбаштай, человек незаурядных способностей и интересных идей. Дорожу уважительным ко мне отношением Аяса Данзырына и горжусь тем, что оказывала ему моральную поддержку в самые трудные моменты его жизни и нотировала песни собственного его сочинения, которые в 2021 году были изданы его земляком Амуром Увангуром. Бесконечно благодарна моим первым информантам Мергену Коммунаевичу Монгушу, Герману Белековичу Куулару, Андрею Хертековичу Опею, Кошкар-оолу Чучунмаевичу Монгушу, Валентине Наадыкпанов- не Чульдум, Дуктуг-оолу Кызыл-ооловичу Кужугету (Серендоп), которые  раскрыли мне секреты тувинского хоомея, в частности, внесли ясность в особенности понятий и разновидностей стилей, субстилей и приемов исполнения в тувинском хоомее. Чувство признательности выражаю также выдающимся виртуозам хоомея Конгар-оолу Ондару, Кайгал-оолу Ховалыгу, Алдын-оолу Севеку, Монгун-оолу Ондару за готовность поделиться сокровенными секретами тувинского хоомея. Не без гордости вспоминаю помощь Конгар-оолу Борисовичу в разработке документации при проведении юбилейных мероприятий, посвященных его 40-летию. Помню, с какой благодарностью смотрел на нас Алдын-оол Дакашович, когда его, выписанного с отделения онкологии,  провожали все хоомейжи с Кызыла на свою родину – Моген-Бурен. За день до его ухода из жизни через мобильный телефон давала послушать его знаменитый каргыраа, записанном им, когда ему было 22 года. Не забуду, как он говорил, что даже сам завидует собственному исполнению каргыраа. Бесконечно  любила слушать опей-хоомей, записанный от Евгения Тартыковича Оюна. Была счастлива работать с братьями - близнецами Шолбаном, Сылдысом и Саидом Чульдуками, такими юными, но мудрыми не по годам хоомейжи. Умилялась неустанному труду и творческому поиску Ангыр-оола Хертека, который пишет о хоомее и методике его обучения.

Хоомей Хунаштаар-оола Ооржака считаю  эталонным, непревзойденным, экологически чистым и исцеляющим. С великим сожалением осознаю недостижимость его исполнительского уровня. Определение хоомея Хунаштаар-оола Ооржака выходит за рамки чисто музыкально-технических характеристик и может быть интуитивно осознано лишь искушенными знатоками феномена тувинского горлового пения на неком чрезвычайно тонком астрально-ментальном уровне.

Данное исследование  посвящаю всем моим респондентам- хоомейжи, щедро делившимися информацией и своим хоомеем, оставившим большой след и внесшим  неоценимый вклад в развитие тувинского горлового пения. Прежде всего хочется отметить всех моих учителей, которые помогли сформировать мою личность и выполнить жизненную миссию – изучение тувинского горлового пения хоомей и передача знаний о хоомее населению.

Не перестаю благодарить судьбу  за достаточно большой свет в моей жизни. В мое развитие вкладывали в разное время преподаватели в РШИ – Монгуш Шыыраповна Кандан, Мария Монгушовна Лопсан, Наталья Михайловна Раитина, Зинаида Константиновна Казанцева и другие; преподаватели в ССМШ при НГК им. М.И. Глинки – Зинаида Георгиевна Фельдгун, Эдит Артуровна Цейслер, Татьяна Сергеевна Корнякова, Илья Иванович Александров, Константин Михайлович Курленя, Екатерина Федоровна Земцова, Александр Тихонович Марчен- ко и многие другие; в Кызылском училище искусств – Владимир Ильич Борисенко, Валентина Григорьевна Сибирцева. Бесконечно благодарна преподавателям филологического факультета Тувинского государственного университета, давшим мне высшее филологическое образование и привившим мне любовь ко всему тувинскому.

С благодарностью вспоминаю моего руководителя Вячеслава Октяброовича Донгака, чья школа управленца привила мне самые лучшие качества – выносливость, оперативность, результативность, креативность и самоотверженность. В годы работы в министерстве культуры Республики Тыва мне посчастливилось бок о бок работать с выдающимися людьми культуры и искусства Тувы. Дорожу каждым из специалистов, с кем приходилось работать в Министерстве культуры и МНЦ «Хоомей».

Ценю моих друзей-коллег, которые всегда готовы к обсуждению проблем и вопросов тувинского хоомея и помочь в любое время: Ульяну Очур-ооловну Монгуш, Айланму Хомушкуевну Кан-оол, Екатерину Леонидовну Тирон, Баярсайхана Бадарч, Белекму Владимировну Мунге, Константина Юрьевича Хлынова, Оюму Хуралбаевну Ноозун, Бады-Доржу Владимировича Ондара, Чодуру Семис-ооловну Тумат, и других.

Конечно, невозможно представить мою научную компетентность  без Екатерины Константиновны Карелиной, моего научного руководителя, сыгравшего ключевую роль в моей судьбе. Хочу выразить искреннюю признательность и огромную благодарность за ее высокий профессионализм и методичность в руководстве, особенно за выбор и формулировку столь удачной и интересной темы исследования.

С самого раннего детства меня окружал хоомей…, изображение №1

  • М.М. Бадыргы
  • Тувинский хоомей как объект культурной политики : исследование / М. М. Бадыргы; науч. ред. Е. К. Карелина. – Киров : ООО "Кировская областная типография", 2023. – 232 с., ил.