Чингиз-блюз. История дружбы американского музыканта Пола Пэна и Конгар-оола Ондара

Чингиз-блюз. История дружбы американского музыканта Пола Пэна и Конгар-оола Ондара

Пол Пена родился в январе 1950 года в городке Гианис, штат Массачусетс, как старший ребенок Джека и Вирджинии Пена. Его дед был родом из Островов Мыса Верде (Verde), западный берег Африки. Он родился с прирожденной глаукомой. Когда ему было пять лет, Пол начал учиться в школе Перкинс для слепых детей в городе Уотертаун (пригород Бостона). Он закончил обучение в 1967 году и поступил в Университет (Clark in Worcester, MA).

Еще маленьким ребенком Пол проявил свои способности к музыке. Мать слышала, как он подбирал мелодии и аккорды на рояле. Этот инструмент когда-то был обнаружен на свалке города и доставлен домой, «как игрушка» для развлечений слепого ребенка. У него был отличный слух. Скоро Пол изучал фортепиано, гитару, скрипку и небольшую трубу. Он играл и пел популярный джаз и баллады «Кейп Вердиан» (Cape Verdian) со своим отцом, профессиональным музыкантом джаза, а также пел в школьных хорах. Пол проявлял свой талант и в колледже.

29 декабря 1984 года Пол впервые услышал фрагмент обертонового пения на коротких волнах своего приемника в передаче Московского Радио и это произвело на него такое впечатление, что он потратил почти восемь лет, пытаясь снова найти эту волну. Сначала он подумал, что это инструмент, что-то родственное с диджиредуу (австралийский духовой инструмент), но, в конце концов, он понял, что это был человеческий голос, воспроизводящий одновременно два звука. Он решил учить это искусство, несмотря на недостаток записей или информации. В 1991 году он, наконец, нашел записи тувинской музыки и начал учить эти загадочные, даже магические звуки, которые были обозначены как «хоомей, сыгыт и каргыраа». Кроме того, он выучил некоторые слова тувинского языка, используя Англо-Русский и Русско-Тувинский словари и устаревшее сканирующее устройство "Оптикон" которое переводило текст в ощущения.

Первый раз Конгар-оол увидел Пола Пена в феврале 1993 года во время концертов.

Летом этого же года, когда они приехали во второй раз в Америку и были приглашены на ранчо известного художника Жирара Зооркиана (Jirayr Zorthian), туда специально прилетел и Пол Пена. Это была уже вторая встреча Конгар-оола с Полом.

В 1993 году Пол побывал на концерте, организованном обществом "Друзья Тувы" в Сан-Франциско и встретился там с Конгар-оолом Ондаром. После концерта Пол показал Конгар-оолу импровизированную демонстрацию тувинской традиционной песни "Артыы-Сайыр". Тот был удивлен талантом и мастерством исполнения слепого музыканта. С тех пор этих двух мужчин связала прочная дружба, основанная на музыкальном сотрудничестве.

В 1995 году Конгар-оол пригласил Пола, чтобы он принял участие во втором Международном симпозиуме «Хоомей-95», проходившем в столице Тувы городе Кызыле. Ральф Лейтон и общество «Друзья Тувы» субсидировали его поездку. Пол принял участие в фестивале как исполнитель в стиле каргыраа и заслужил прозвище «Землетрясение» за его изумительно глубокий и низкий голос. Он также завоевал награду «Приз зрительских симпатий».

На своей Интернет-страничке, в конце обращения благодарностью ко всем своим поклонникам, Пол Пена подписывался:

Пол Пена КА,

также известный по прозвищу «Чер шимчээшкини» что на языке тувинцев означает

«Землетрясение».

Летом 1999 года в студии Пола Пены случился пожар. Слепой музыкант до конца не затушил сигарету, поднялся из своей студии в спальню и лег спать. А в это время внизу в здании все тлело и возгоралось медленно. От обилия дыма Пол был в сильном угаре. В тяжелом, почти в коматозном состоянии, его привезли в больницу. Через некоторое время врачи Пола выписали и сказали его родным, что он безнадёжен. Сначала его отправили в дом-интернат, а потом, когда навели порядок и сделали ремонт в доме после пожара, родные привезли его домой. Тогда врачи им сказали, что Пол не «протянет» и больше двух недель.

В конце декабря 1999 года Конгар-оол, приехав в Америку со своими учениками Игорем Кошкендеем, Женей Сарыгларом и борцами Маадыром Монгуш и Алдын-оолом Кууларом, в первую очередь поехал навестить Пола. Он лежал в постели страшно похудевший, даже речь его была мало вразумительной. Пол почти плохо понимал, когда брат ему сказал, кто пришел к нему в гости.

По просьбе Конгар-оола ребята принесли из машины игил, дошпулуур (музыкальные инструменты). Когда настроили инструменты, они сели полукругом около постели Пола и начали играть и петь. Услышав их исполнение, Пол оживился, попытался сесть и спросил: "Где моя гитара?". Со времени пожара прошло почти полгода, и с тех пор Пол не прикасался к гитаре. Брат его пошел и еле отыскал его гитару, заброшенную во время тушения пожара куда-то в чулан вместе с остальными вещами, отряхнул, протер с нее пыль и дал Полу. Его худющие руки были так слабы, что он даже не мог крутить колки гитары, чтобы настроить её. Кто-то из ребят настроил ему инструмент и какое-то время они вместе играли и пели.

Через две недели, после участия в «Параде Роз», Пол вместе с ними уже выступал в большом кинотеатре после демонстрации фильма «Чингиз Блюз» . Дело в том, что после демонстрации фильма на сцену обычно приглашали авторов фильма: режиссера, оператора, главных действующих лиц и тувинских музыкантов. Ребята даже сами не ожидали, что Пол придет. Вдруг все зашумели, заговорили: «Смотрите, смотрите! А вот и Пол!» . По проходу между рядами зрительских кресел катили Пола, сидящего в кресле-каталке. Его подняли на сцену и дали микрофон.

Пол и Конгар-оол также записали компакт-диск, названный Ральфом Лейтоном как «Чингиз Блюз», который объединил американский блюз, баллады «Мыса Верде» и тувинский «Хоомей». Во время пребывания Пола в Туве снимался документальный фильм братьями Роко и Адрианом Белич о Конгар-ооле и Поле. Получилась американская версия пребывания Пола Пены в Туве на английском языке. Работу по окончательному монтажу фильма братья Р. и А. Белич закончили в 1999 году. Фильм также называется «Чингиз Блюз».

«Помню, - говорит сейчас Конгар-оол, - Пол даже шутил: мне сказали, что я долго не проживу, но, как видите, я здесь, перед вами. Теперь уже умирать не буду, наверное, а буду петь и играть на гитаре». Когда Пол спел одну блюзовую песню, зал в диком восторге и бурными аплодисментами встречал Пола. Зрители плакали. Даже у Ральфа были слезы на глазах. Он объяснил тувинцам, что Пол спел такой блюз, который он раньше никогда не исполнял. Еще через две недели, когда тувинцы вернулись в Сан-Франциско после гастрольных поездок, Пол уже вполне здоровый, в тувинском национальном халате, выступал вместе наравне на концерте.

И Пол действительно прожил до 1 октября 2005 года.Конгар-оол был шокирован этим известием и до сих пор глубоко переживает кончину друга. Конгар-оол говорит: "Летом 2005 года Пол должен был еще раз приехать в Туву. Мы хотели дать несколько совместных концертов в Туве, а затем поехать на природу, в тайгу. Если бы он съездил в Туву, то, возможно, пожил бы еще. В 2000 году мы же подняли его на ноги".

  • Источник: «Искусством хоомея своего раскрою душу свою. Жизнь и творчество Народного хоомейжи Республики Тыва Конгар-оола Ондара» [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 2011. -256 с.