Хөөмей – культурный феномен народов Центральной Азии

Хөөмей – культурный феномен народов Центральной Азии

Горловое пение представляет собой классический вид восточного вокала. По единодушному признанию специалистов, прелесть этого уникального музыкального явления заключается в том, что оно исполняется одним лицом одновременно на двух и даже трех голосах.

С древних времен горловое пение пользовалось у тувинцев огромной популярностью и любовью, о чем свидетельствуют мифы, сказки, песни народа и его современные музыкально-исполнительские традиции.

Творчество тувинцев глубоко традиционно, оно хранит следы седой старины. Характерная черта тувинской народной музыки – наличие тесных взаимосвязей ее с фольклором тюрко-монгольских народов.

С одной стороны, тувинцы, хакасы, алтайцы и монголы живут в условиях длительных многовековых контактов, развитию которых способствовали и родство в формах хозяйствования и быта, и общность религии (тувинцы, монголы – буддисты). С другой стороны, Тува - это место сложного переплетения традиций, вер, языков, место, где запад и восток, север и юг скрещивались на неповторимо оригинальном фоне.

Поэтому исследование тувинских параллелей в тюрко-монгольской народной музыке – задача актуальная и важная.

Наиболее ярким объектом для изучения является традиционное горловое пение.

Жанр этот был предметом изучения отдельных ученых еще в конце XIX в.- Я.К. Яковлева, в начале XX в. – А.В. Анохина, Г.Е. Грумм-Гржимайло, и в советское время, в 1927 г. –профессора Е.В. Гиппиуса, З.В. Эвальда, в 50 г. –С.И. Вайнштейна, А.И. Аксенова и др. В 1903 -1907 гг., описывая тувинское горловое пение, Г.Е. Грумм-Гржимайло писал, что можно отметить «три формы этой вокальной музыки»:

1-текст песни доминирует над музыкальным элементом; 2-текст вовсе отсутствует (песни без слов) и голос, аккомпанируемый инструментом, исполняет роль прима; 3- смешение этих родов пения.

Выявление особенностей горлового пения в стилях «каргыраа», «хөөмей», «сыгыт», «эзенгилээр», «борбаңнадыр» не может проводиться в отрыве от изучения всего традиционного песенного материала тувинцев. Наиболее целесообразным, по-мнению многих исследователей, является путь выявления локальных типов, в частности в западном регионе (Бай-Тайгинский, Дзун-Хемчикский, Сут-Хольский районы) и в центральной Туве — Улуг-Хемском районе. Выделение фольклора этих регионов основано на тогм, что в силу исторических и географических условий жители этих мест представляют однородную группу, наиболее ограниченную от влияния других групп тувинцев, а также от инонациональных влияний.

Горловое пение — древняя и уникальная форма музыкальной культуры — до недавнего времени находилось в затухающем состоянии. С середины 70-х годов она переживает период своего возрождения и, естественно, нуждается в поддержке. В этом деле исключительную роль сыграли тувинские мастера-исполнители горлового пения «хөөмей».

Тувинское горловое пение было и остается одной из древних жизнеспособных традиций тувинской народной музыкальной культуры.

Первые фонограммные записи его относятся еще к дореволюционному периоду. Первые записи образцов горлового пения на грампластинке были осуществлены в 1934 г. в исполнении тувинских певцов Всесоюзным творческим объединением «Мелодия». На всесоюзную арену исполнители горлового пения «Хөөмей» впервые вышли в 1958 г. во время первого Всероссийского смотра художественой самодеятельности, когда тувинский мастер М. Такпай своим оригинальным искусством вызвал всеобщее изумление и стал дипломантом смотра. Следующий раз тот же певец из Тувы получил золотую медаль Всемирного фестиваля молодежи в Москве, положив начало мировому признанию тувинского горлового пения и поэзии.

В наше время тувинское горловое пение пользуется огромной популярностью не только в нашей стране, но и в мире. О наибольшей развитости горлового пения в Туве говорит тот факт, что оно здесь бытует в пяти основных жанровых формах с их многочисленными подвидами и при множестве индивидуальных манер исполнения.

По единодушному признанию многих авторитетных музыковедов у нас и за рубежом, горловое пение тувинцев как изумительный феномен в мировой музыкальной культуре несет в себе эстетический заряд огромной эмоциональной силы. Поэтому оно заслуживает всемерного распространения. Достаточный материал для этого могут дать современные исполнительские традиции Тувы, которая в наше время фактически стала центром развития горлового пения «хөөмей».

Искусство тувинских певцов приводило в восторг самых требовательных слушателей в крупнейших концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева. Алма-Аты, Парижа, Нью-Йорка, Токио, Швеции, Норвегии и других городов мира. «Хөөмей» составляет коронные номера концертов Государственного ансамбля песни и танца Тувинской АССР «Саяны», фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва».

  • Председатель Союза композиторов Республики Тува З.Кыргыс
[Л.Б. Дмитриев, Б.П. Чернов, В.Т. Маслов. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосибирск 1992]