Детский хоомей в Туве

Детский хоомей в Туве

Автор: Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна – зам.директора Международной Академии «Хоомей», кандидат культурологии.

Аннотация: впервые вводится понятие о детском хоомее как неотъемлемой части тувинского хоомея. Также описывается исполнительское искусство тувинского горлового пения хоомей в детском исполнении в традиционной и современной культуре тувинцев. Приводятся интересные факты о первых попытках исполнения хоомея известными мастерами, цифры в современном состоянии детского хоомея.

Пожалуй, о Туве, ее самобытной культуре, уникальной природной красоте узнают через хоомей. Его возникновению, возрождению, развитию и популяризации способствуют хоомейжи – народные исполнители и певцы хоомея. Они славят и позиционируют Туву во всем мире. Хоомейжи по исполнительскому мастерству делятся на мастеров (титулованных, известных в народе) и штатных хоомейжи; по гендерному составу – на мужчин-хоомейжи и женщин-хоомейжи. По возрастной категории – на взрослых и детей. Вопрос о развитии детского хоомея в Туве исследуется впервые.

Обучение хоомею в традиционной и современной культуре тувинцев отличались друг от друга. Если в старину искусству хоомея специально не обучали, то в настоящее время хоомей преподается в учреждениях дополнительного образования. В дореволюционной Туве хоомей исполнялся детьми преимущественно для себя и близких, как способ выражения своих чувств, эмоций, подражание звукам природы. Современный детский хоомей представляет сценическое исполнительство.

В традиционной культуре появлению у детей горлового пения способствовали: 1) генетическая предрасположенность, потомственность; 2) благоприятная социальная среда и окружение, богатые знатоками устного народного творчества, исполнителями хоомея; 3) слушание и подражание звукам природы (пение птиц, мычание животных, шорох травы, говор ручья, свист ветра и т.д.); 4) горячее желание и богатый духовный мир. Об исполнителях-детях в дореволюционной Туве свидетельствуют многочисленные воспоминания хоомейжи о своем детстве. В старину все хоомейжи в детстве, без исключения, пасли отару, ухаживали за животными, помогая родителям. На вопрос «когда и как научились исполнять хоомей» хоомейисты старшего поколения всегда отвечали «хой кадарып чорааш шенеп эгелээн мен…» (когда пас овец, начал пробовать исполнять хоомей…». И все отмечали слушание исполнения знатоков музыкального фольклора и подражание звукам природы. Так, хоомейжи времен Тувинской народной республики Комбу Ондар (1892-1947 гг.), Сорукту Кыргыс (1901-1980 гг.) росли среди множества именитых сказителей, хоомейистов и певцов; запоминали тексты народных песен и словесных зачинов хоомея и, будучи ребенком, сами начали развлекать близких своим хоомеем и пением [Бадыргы, 2008]. Другие хоомейжи Максим Дакпай (1921-1999 гг.) и Маржымал Ондар (1928-1996 гг.) еще в детстве смастерили свои музыкальные инструменты и начали исполнять хоомей. Покорявший своим выступлением москвичей на Всесоюзном фестивале народных талантов: певцов и танцоров в честь 50-летия создания СССР, Заслуженный артист Тувинской АССР Ак-оол Кара-Сал (1924- 1988) не был потомственным хоомейжи, его никто хоомею не учил, но начал петь в 9 лет. Долины рек и степные просторы были подходящим местом для оттачивания приемов хоомея юного пастуха. Перед публикой выступил с огромным успехом в 16 лет. Богатая знатоками устного народного творчества родословная, благоприятное окружение и среда, как нельзя лучше повлияли на творческое формирование Андрея Чулдум-оола (1927-1999 гг.), исполнителя-виртуоза хоомея, неутомимого пропагандиста тувинского музыкального фольклора, мультиинструменталиста, большого знатока устного творчества тувинцев и щедрого информатора с неисчерпаемым багажом знаний. «Будучи потомственным игилистом со сложившимися исполнительскими традициями, Чулдум-оол начал играть на инструменте с восьми лет. … С 13 лет Андрей начал исполнять хоомей, сыгыт, каргыраа. Мальчик был на редкость талантливым: уже в этом возрасте он наизусть знал десятки волшебных сказок, несколько героических сказаний. Чульдум-оол не ходил в школу» [Бадыргы, 2008]. Основатель овюрской исполнительской школы хоомея, Заслуженный артист Тувинской АССР Кызыл-оол Санчы (1931-1977 гг.) еще в детстве стал проявлять свой интерес к музыкальной стороне бытия: часами мог слушать народные песни и частушки, исполнение известных сказителей и рапсодов. Он очень уважительно относился к старшим хоомейистам – Сату Манчакаю, Ак-оолу Кара-Салу, Максиму Дакпаю. Он с восхищением говорил о них и подражал им. Сам обучил хоомею многих молодых овюрцев. Хунаштаар-оол Ооржак (1932-1993), кому нет равных в мастерском исполнении всех стилей, в первый раз вышел на сцену в возрасте 3-х лет. Хунаштаар-оол Ооржак научился искусству горлового пения, слушая сыгыт и каргыраа Ооржака Болдуна. Хоомейисты более позднего поколения Валерий Монгуш, Андрей Опей, Владимир Соян, Геннадий Чаш, Герман Куулар, Кайгал-оол Ховалыг, Конгар-оол Ондар, Алдын-оол Севек и многие другие начинали исполнять хоомей в возрасте 8-10 лет. И этому способствовали благоприятная социальная среда и окружение, природный ландшафт, генетические данные, унаследованные от предков, горячее желание и богатый духовный мир.

В постперестроечное время наступает в истории развития тувинского хоомея переломный момент, который был связан с появлением ансамбля «Тыва» (1988 г.). Способ передачи искусства хоомея несколько меняется. В1989 году открывается первый класс хоомея в ДМШ с.Торгалыг Овюрского кожууна (преподаватель Герман Куулар) и создает фольклорный ансамбль «Кара-Дуруяа». Сегодня у него насчитывается более 60 учеников-хоомейжи, среди которых обладатели Гран-при конкурсов хоомея Куулар Мерген (его же сын); лауреат Международного симпозиума Монгуш Маадыр; дипломант I степени смотра-конкурса песен «Хамнарак-2003» Сат Сергек. В следующем 1990 году впервые в Туве открывается класс хомуса для детей в ДШИ в с. Тээли. Преподавал по классу хомус и хоомей Маар-оол Сат. Его ученики имели успех в смотрах художественной самодеятельности в жанре хоомей: Хертек Аймаа (Тээли), Дилак Ай-Хаан, Тойбухаа Эрес, Сандан Эрес, Дамбый Эрес, Дамбыра Эрес. Ученики М.Э. Сата неоднократно занимали первые места не только среди хоомейистов, но и среди художественного чтения. С 1990-2008 гг. с. Солчур Овюрского кожууна в Доме культуры хоомей преподавал Народный хоомейжи РТ Валерий Монгуш в виде кружка. Там он создал детский фольклорный ансамбль «Салгал». С 1994 году в ДШИ с.Мугур-Аксы МонгунТайгинского кожууна по классу хоомей работает Ангыр-оол Хертек. Успешно функционировали кружки хоомея при сельских домах культуры. Андрей Опей много лет проработал в сфере культуры и является плодотворным наставником молодых хоомейжи. Им разработана собственная методика обучения хоомею, в том числе иностранцев-любителей. Одним из его признанных учеников является ныне Заслуженный артист Республики Тыва Омак Ооржак, сыновья Андриан и Сайын-Херел Опейи. В 1992 году Конгар-оол Ондар (1962-2013), считавшийся самым продуктивным и лучшим преподавателем хоомея, набрал со всей республики талантливых детей и открыл класс хоомея в Республиканской школе искусств. На протяжении более 10 лет преподавания в РШИ, он сумел воспитать именитых хоомейжи, в числе которых Народные хоомейжи РТ Игорь Кошкендей, Бады-Доржу Ондар, Евгений Сарыглар, Сам Аян-оол, мастера хоомея Эртине Тумат, Алдын-Белек Норбу, Айдын Быртаан-оол и другие. Его воспитанники трудятся в составе Тувинского национального оркестра, фольклорных группах «Алаш», «Чиргилчин», «Хогжумчу».

Его ученик Бады-Доржу Ондар начал петь с 4-5 лет. В 1992 г. восьмилетнего Бады-Доржу Конгар-оол Борисович взял в ученики. И в том же году они вдвоем совершили поездку в Соединенные Штаты Америки и приняли участие в одном из самых известных телевизионных ток-шоу Америки с ведущим Дэвидом Леттерманом. Народный хоомейжи Республики Тыва Игорь Кошкендей хоомеем начал заниматься с 8 лет у Конгар-оола Ондара. В свою очередь, Игорь тоже стал первым учеником-хоомейжи Конгар-оола Ондара, первым выпускником и Республиканской общеобразовательной музыкально-художественной школы искусств им. Р.Кенденбиля по специальности «Хоомей» («горловое пение») и национального отделения Кызылского училища искусств по классу «хоомей». По данным МНЦ «Хоомей» насчитывается более 1 тыс. исполнителей хоомея. Если в дореволюционной Туве мерилом исполнительского мастерства хоомейжи были благодарность, почитание слушателей и материальное поощрение в виде вручения какого-нибудь поголовья скота, то мерилом современного исполнительского мастерства хоомейистов служат различные конкурсы хоомея, присуждение мест и призов от денежного поощрения вплоть до автомашин. Ежегодно в республике проводится 1-5 мероприятий по хоомею: международного, республиканского и муниципального значений. Количество участников подобных мероприятий колеблется от 30 до 190 человек. С 1977 года конкурсы хоомейистов в Туве проводятся почти ежегодно.

Об участии детей в конкурсах хоомея свидетельствуют публикации в местных средствах информации. Так, в статье А.Б.Чыргал-оола, председателя жюри Республиканского фестиваля-конкурса горлового пения «Хоомей-1988» А.Б.Чыргалоола отмечено: «Так как целью конкурса было выявление молодых исполнителей хоомея, совершенствование мастерства исполнения тувинского хоомея, большое внимание уделено тексту и литературному зачину хоомея. Также просмотрен их сценический костюм, артистизм, а главное требование конкурса – обязательное сопровождение и владение тувинскими музыкальными инструментами» [Чыргал-оол, 1988]. Председателем жюри Фестиваля-конкурса художественной самодеятельности, посвященного 70-летию Великой Октябрьской революции в 1991 году был Народный писатель Республики Тыва, старейший сотрудник Национального музея Республики Тыва, доктор исторических наук М.Б. Кенин-Лопсан. В своей статье о мероприятии отмечает участие молодых «…Детские исполнители горлового пения «хоомей» поразили чудесным пением. Придет время, и пять основных жанров пения «хоомей» будут исполнять вот эти певцы: Андриян Опей из Бай-Тайгинского, Буян Куулар из ДзунХемчикского, Айдаш Седип-оол из Пий-Хемского, Артыш Соян, Монгун-оол Соян из Тес-Хемского районов… Выявлены новые таланты: Оолак Ондар из Суть-Хольского кожууна, Аяс Данзырын из Тес-Хемского кожууна и еще 8-9 летние дети вместе с отцами… Сын знаменитого Кара-Сала Ак-оола Анатолий, выступил не хуже отца в стиле борбаннадыр на стихи своего отца... Игра на игиле Олега Куулара из Баян-Дугая Чаданы с каждым годом совершенствуется. Его сын Буян вместе с отцом совершенствует свое мастерство…» [Кенин-Лопсан, 1991] . В 2004 году по республике насчитывались 27 кружков хоомея, в каждом из которых в среднем насчитывались 8-12 учащихся. В 9-ти из 31 детских музыкальных школ хоомей преподавался наравне с профессиональными академическими музыкальными предметами и в 18-ти общеобразовательных школах республики классы хоомея существовали в виде факультативов [Бадыргы, 2006: с. 164-167]. Хотя информация о создании детского ансамбля хоомея впервые встречается в биографии Хунаштаар-оола Ооржака, о том, что в 1977 г. он создает детский ансамбль горлового пения “Хоомей” в Алдан-Маадырской средней школе. За 15 лет эти показатели на сегодняшний день изменились следующим образом: 15 клубных формирований по хоомею при Домах культуры с 181 участниками; 14 классов хоомея в ДШИ с 158 учащимися. К сожалению, данных о кружках при общеобразовательных школах не имеется. Однако, в школах № 9, № 5 г. Кызыла хоомей преподается в виде факультатива. Ансамбли хоомея имеются также в учебных заведениях: ТывГУ, ККИ, Педколледже, ПУ-1.

С 1992 года регулярно проводятся Республиканские конкурсы и фестивали среди юных хоомейжи под различными названиями в проектах «Звени, мой хоомей», «Радуга искусств», «Сарадак» (Мараленок), «Дынгылдай», финансируемые из республиканского бюджета. На последнем в республиканском детском конкурсе исполнителей хөөмей «Сарадак-2018» на конкурс съехались 119 солистов и 30 ансамблей в сопровождении 36 учителей по хөөмею. Конкурс проводился в двух возрастных группах: 1) участники от 3 до 13 лет; 2) участники с возрастом с 14 до 18 лет. Таким образом, можно смело констатировать, что хоомей в раннем возрасте – достаточно распространенное явление в Туве и термин детский хоомей имеет основание к существованию также, как и женский хоомей. Однако, до конца 1980 годов детский хоомей существовал на принципе устной преемственности, без особой методики преподавания.

«…Раньше горловому пению специально не учили, равно как искусство хоомея не являлось специальной профессией или занятием исполнителя-хоомейжи, способным содержать семью. Прежде чем учиться горловому пению, молодые хоомейжи слушали хоомей в исполнении опытных мастеров. После продолжительного прослушивания хоомей у слушавших его как бы сам приходил в той или иной степени мастерства. В остальном опирались на интуицию, фантазию и воображение хоомейиста…» [Бадыргы, 2006: с. 164-167]. Очень распространены потомственность, династии среди хоомейистов: Хунаштаар-оол и его сын Виктор Ооржаки, Ак-оол и его сын Анатолий Кара-Салы, Кызыл-оол и сын Беженбил Санчы, Олег и его сын Буян Куулары; братья Геннадий, Григорий, Омак, Саян Туматы; братья Николай и Валерий Монгуши; Константин, Алдар, Арат Тамдыны; Маар-оол и его сын Мариам Саты, Андрей и его сыновья Андиан, Сайын-Херел Опеи и многие другие. Детский хоомей является привлекательным объектом для теле-проектов. Так, по специальному приглашению телеканала «Россия-Культура», детская фольклорная группа «Эртине» («Сокровище») под руководством Ондара Конгар-оола участвовала в октябре 2011 года в теле-проекте «Общероссийский фестиваль народного творчества», семья Монгуша Мергена Яковлевича – в проекте «Минута славы» (2007 г.), Александр Куулар в проекте «Новая звезда» (Голос, 2016 год), другое поколение детского фольклорного ансамбля Республиканской школы искусств «Эртине» под руководством Эртине Тумата принимает участие в проекте «Синяя птица» (2017 г.). Победителем Всероссийского детского фестиваля народного творчества "Вместе мы - Россия" (2016 г.) становится детский фольклорный ансамбль ДШИ г.Чадан «Кенгирге» (руководитель Владимир Куулар). Зафиксированы случаи раннего трудоустройства хоомейистов-юношей в творческих коллективах. Так, Владимир Соян, уроженец Эрзинского кожууна в раннем возрасте участвовал в смотрах-конкурсах и стал профессиональным артистом ансамбля «Саяны» в 15 лет. Творческая деятельность Народного хоомейжи РТ и Заслуженного артиста РФ Ондара Монгун-оола началась с 1992 г. в качестве артиста-вокалиста ансамбля «Саяны» Тувгосфилармонии, когда ему всего лишь было 17 лет и где трудится по сей день. В 24 года становится «Заслуженным артистом Республики Тыва», в 28 лет – «Народным хоомейжи Республики Тыва» и 36 лет – Заслуженным артистом Российской Федерации.

Игорь Кошкендей начал трудовую деятельность в 19-летнем возрасте учителем музыки общеобразовательной школы-гимназии № 9 г. Кызыла по классу «Национальные инструменты и хоомей». В том же возрасте Бады-Доржу Ондар, будучи еще 3-курсником Кызылского училища искусств, начал работать в составе только что созданного Тывинского национального оркестра. В 23 года (2007 г.) ему вручают Государственную награду «Народный хоомейжи Республики Тыва». Таким образом, детский хоомей в Туве является неотъемлемой частью тувинского хоомея, начальной ступенью в исполнительской практике искусства горлового пения. Детский хоомей – востребован, его развитие поддерживается на уровне государственной и муниципальной властей. Детский хоомей является начальным уровнем на пути к большому искусству горлового пения хоомей тувинцев.

Список литературы:

1. Бадыргы, М. М. О проблемах преподавания хоомея / М. М. Бадыргы // Культура Тувы : прошлое и настоящее : сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) / Кызылское уч-ще искусств им. А. Б. Чыргал-оола ; ред.-сост. И. В. Подик. – Кемерово : КемГУКИ, 2006. – Вып. 1. – С. 164-167.

2. Бадыргы, М. Творческие портреты хоомейистов Республики Тыва / М. Бадыргы. – Кызыл: ГУП «Тываполиграф», 2008. – 64 с.

3. Кенин-Лопсан, М. Родина горлового пения. Хоомей – 91: [Об итогах фестиваляконкурса художественной самодеятельности, посвященного 70-летию Великой Октябрьской революции] / Монгуш Кенин-Лопсан // Тув. правда. – 1991. – 7 июля.

4. Сундуй, М. Из рода Монгушей: [о М. Дакпае (Дакпай Монгуш) – известный тув. хоомейжи] // Тув. правда. – 2006 . – 25 мая.

5. Сундуй, М. Сказитель Чульдум-оол: [ А. Ы. Чульдум-оол – представитель хоомейжи Улуг-Хемского кожууна] / Марьятта Сундуй // Тув. правда. – 2007. – 12 июля.

6. Сундуй, М. Хунаштаар-оол Ооржак : моногр. очерк / М. М. Сундуй, Ч.Ч. Куулар; ред. Б. К. Будуп. – Кызыл, 1994. – 38 с. (1,4 п.л.).

7. Сундуй, М. Человек красивой души : [о Маржымале Ондаре] / М. М. Сундуй // Тув. правда. – 2003. – Март 20. 8. Чыргал-оол, А. Хоомейжилер корулдези (Смотр хоомейистов) [Об итогах Республиканского фестиваля-конкурса горлового пения «Хоомей-1988»] / А.Б.Чыргал-оол, председатель жюри // Шын. – 1988. – 12 августа.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ: Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна – зам.директора Международной Академии «Хоомей», кандидат культурологии.

  • khoomei.mnz@mail.ru