Алдын-оол Севек - "щит" тувинского горлового пения

Алдын-оол Севек - "щит" тувинского горлового пения

Автор статьи: Сузукей Валентина Юрьевна

Аннотация: В сентябре 2011 г. Тува потеряла одного из ярчайших представителей традиционной школы тувинского хоомея, обладавшего неповторимым исполнительским мастерством в стиле каргыраа Народного хоомейжи Республики Тыва Алдын-оола Севека.

Ключевые слова: горловое пение, хоомей, хоомейжи, мастер, утрата, каргыраа, традиционная школа.

Народный хоомейжи Республики Тыва Алдын-оол Севек, ушедший из жизни 11 сентября 2011 года, был одним из ярчайших представителей традиционной школы тувинского хоомея, обладающим неповторимым исполнительским мастерством в стиле каргыраа.

Его исполнение горлового пения было настолько уникальным, что безошибочно узнавалось, как безошибочно узнаваемы были и Сорукту Кыргыс, Ак-оол Кара-Сал, Максим Дакпай, Кызыл-оол Санчы, Хунаштаар-оол Ооржак, Геннадий Тумат и многие другие наши знаменитые хоомейжи. Исполнение каждого из этих хоомейжи нельзя было перепутать ни с кем. Именно узнаваемость и уникальность исполнительской манеры являются самым ценным качеством традиционного хоомея, которое, к сожалению, в наше время стало постепенно утрачиваться. Хоомейжи старшего поколения отличало то, что каждый из этих великих музыкантов сумел выразить в своем исполнении звуки природы тех мест, где каждый из них родился и вырос. Именно этим они и не были похожи друг на друга. В каргыраа Алдын-оола Севека также отражалось все величие и могущество самых высоких в Туве горных хребтов Монгун-Тайги, со всей спецификой распространения и отражения звуков в этих горах. Молодых исполнителей в последнее время становится трудно отличить друг от друга, поскольку в своем творчестве они не ориентированы на воспроизведение звуков природы своих родных мест, а нацелены на копирование записей известных хоомейжи.

Алдын-оол Севек — это единственный хоомейжи, исполнение которого при всем старании до сих пор никто в мире не смог повторить или скопировать. Алдын-оол Севек - "щит" тувинского горлового пения.

Алдын-оол Севек — один из самых популярных хоомейжи современности, о котором в первую очередь спрашивают, например, иностранные поклонники хоомея. Алдын-оол Севек был тот исполнитель, ради встречи с кем многие приезжали и из Японии, и из Америки, и из Европы. Записи с его исполнением являются самыми активно используемыми на всех мероприятиях республиканского масштаба — например, на радио и телевидении как музыкальные заставки или периодически транслируются на весь стадион во время проведения борьбы хуреш, поднимая дух тувинских борцов.

Не один раз женщины, как в России, так и в зарубежных странах рассказывали мне, как они, прослушав запись в исполнении Алдын-оола Севека, заочно и безоговорочно влюблялись во всех тувинских мужчин только потому, что в этом каргыраа было такое красивое и ярко выраженное мужское начало, перед которым было трудно устоять. «Сколько бы раз я не слушала это мощное, мужественное и при этом полное мужского благородства и достоинства звучание, оно каждый раз проникает в такие глубины моей души и оно каждый раз трогает меня до слез», — рассказывала мне одна моя коллега-антрополог, которая лелеет мечту выйти замуж за тувинца-хоомейжи, несмотря на то, что рост у нее намного выше среднего, что ее немного и смущает.

Алдын-оол Севек также вот уже много лет, образно говоря, «стоял» на защите тувинского хоомея на самой западной границе Тувы, в Монгун-Тайгинском кожууне и был своеобразным надежным «щитом» тувинского горлового пения, неизменно демонстрируя высочайший уровень исполнительского мастерства. При спорах и претензиях на хоомей, возникающих иногда среди музыкантов Хакасии, Алтая, Монголии и Тувы, тувинские музыканты с гордостью говорили: «Попробуйте перейти перевал и «перешагнуть» через Алдын-оола. Если сможете выдержать соперничество с ним, то тогда может быть и поговорим».

При всей своей популярности, Алдын-оол был деликатен и жил скромно, не обладая несметными богатствами. Как верный сын своей малой родины, он, будучи тяжело больным и находясь в республиканском онкологическом диспансере, мечтал добраться до своей родной земли, до своих замечательных гор с чистейшим воздухом. Но водители транспорта пассажирских перевозок отказывались брать тяжело больного пассажира... Вопрос транспортировки музыканта взял под свой личный контроль лишь заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Анатолий Партизанович Дамба-Хуурак.

Врачи не давали ему и нескольких дней, настолько он был плох... Поэтому все пришедшие в Кызыле проводить музыканта в кожуун знали, что видят его в последний раз.

Так и получилось.

Спустя несколько дней после возвращения домой певец умер...

Светлая память талантливому сыну Тувы.

Источник: Новые исследования Тувы. 2011, №4

https://www.tuva.asia/issue_12.html

  • khoomei.mnz@mail.ru