Игил в жизни тувинцев – в прошлом и в настоящем Использование игила при подражании звукам природы и речи.

Игил в жизни тувинцев – в прошлом и в настоящем Использование игила при подражании звукам природы и речи.
Игил – инструмент, который по своим техническим возможностям является уникальным, несравненными возможностями выражения нежности, грусти, страсти. На нем можно изобразить мелодию лирического, драматического, комического и трагического содержания. Игил, благодаря своим богатым техническим и выразительным возможностям, является сольным инструментом, обладающим обширным репертуаром. В произведениях для этого музыкального инструмента нашими предками сохранялись традиционная двухголосная фактура. При игре были свои законы и строго соблюдаемая последовательность исполнения программных импровизаций. Сначала исполнялись мелодии для игила, такие как «Узун-Хоюг»: протяжные несложные песни как бы для разыгрывания, потом только переходили к более сложным мелодиям с импровизациями и разными вариантами. Согласно легенде, жил немой игилчи. Однажды, приехав на большой праздник, где собрались исполнители-виртуозы на игиле из разных кожуунов, он стал играть, имитируя речь (чугааладыпойнаары). А другой игилист, поняв, о чем идет речь, через свой инструмент, спросил, как тот потерял голос. Немой рассказал, что когда-то на охоте в тайге его настиг ураган, большой вихрь поднял и отбросил его на несколько метров от костра, и он потерял сознание. Очнувшись, он увидел огромного белого оленя. От страха очень громко крикнул, сорвал голос и так остался немым. Или другая легенда. Был когда-то игилчи, который сильно заикался. Однажды приехали люди сватать его дочь, которой жених был не мил. Вместо ответа музыкант что-то сыграл на игиле, а его жена сказала: «Не согласен старик выдавать дочку замуж за парня вашего». На что, обидевшись, сваты грубо отреагировали у порога: «Ни мужик, ни черт вашу дочку в жены не возьмёт, пусть поседеет у родительского очага». Игилчи ответил игрой. На вопрос о том, что он сказал, жена игилчи ответила:«Ничего, ничего,–говорит, – беды не будет». Чем интересен этот музыкальный инструмент? Он отличается особенностью строения звукового ряда и исполнительской манерой музыканта, своеобразием звука извлечения: исполнитель при игре на игиле не прижимает струны к шейке инструмента, аслегка прикасается фалангами пальцев, таким образом, регулируя звуки поглаживанием струны (суйбап ойнаары). При этом часто применяется прием игры«вибрато»,придающий звучанию свое образную красоту. Кроме того, игилчи всегда импровизирует на ходу, без нот и партитуры. Этим необычен и уникален этот инструмент и его исполнители. К сожалению, много ценного, что имелось в самих инструментах, было уничтожено в кострах. Время унесло и их изготовителей.… А некоторые образцы ярко разукрашенных инструментов того времени потеряли естественный тембр звучания и внешний вид. Современные аналоги, несмотря на старания и трудолюбие изготовителей, еще не имеют величия того звучания, которое исходило даже из остатков той прелести, звучавшей в руках старых игилчи - музыкантов.

Использование игила в воспитании детей.

Традиционная национальная музыка была одной неразделимой частью этнографической культуры, душевного единства, украшением жизни народа. И вся красота душевной гармонии нации, все стремление народа к преодолению душевного дискомфорта и житейских трудностей воплощалась в использовании своих родных мелодий, исполняемых на разных музыкальных инструментах, и особое внимание тут уделялось игилу как средству воспитания. Раньше в каждой тувинской семье звучали игил, бызаанчы. Это имело большое значение в воспитании детей, создания устойчивости души растущего поколения. С первых дней игра на игиле сопровождала грудных детей: на нем играли для «убаюкивания» и успокаивания младенцев. Но разрешалось это делать только мужчине, что создавало дополнительный стимул для активности отца семейства, как исполнителя на игиле. При этом и другие члены семьи получали долю удовольствия. Этим создавалось семейное благополучие.

Исправление серьезных психических расстройств людей с использованием игила

Стрессы и иногда шоковые состояния от трудностей жизни могут довести людей до нарушений психики. При таком состоянии у некоторых людей исчезала возможность реагировать на помощь и поддержку родных и близких. И тут на помощь приходил игил, его волшебные мелодии, извлекаемые из инструмента при искусной игре. Наблюдения показывают, что игил способен вызывать гипнотическое состояние души. Бывали случаи умелого и направленного исправления серьезных расстройств психики, избавления от душевных страданий. Это получило отражение в фольклоре тувинского народа. Например, легенда о мастере игры на игиле, который смог вывести из шокового состояния свою жену. Рассказывали о случаях, когда исполнители, мастерски играющие на игиле, умело успокаивали маленьких плачущих детей. Нужно было не только устранить с души ребенка страдания, но и быть ласковым, и все это было в возможности простого исполнителя на игиле, который вкладывал в мелодию всю душу, все мастерство. В тибетской медицине существует метод лечения звуками, который называется мелотерапией, в котором приятные мелодии стимулируют обмен веществ  и кровообращение, улучшают работу головного мозга и центральной нервной системы. Известно использование ритма, тембра звучания мелодии при гипнотике. Для игила характерно обертоновое звучание, сейчас оно находит признание на всех континентах, и доходит до людей без слов – через звучание музыкального инструмента.

VI Республиканский конкурс – фестиваль «Ак-оолдуӊигили»

На VI Республиканском конкурсе – фестивале «Ак-оолдуӊ игили» в честь 90-летия Заслуженного артиста Тувинской АССР Ак-оола Кара-Сала в проекте «Кɵшкүнхɵɵмей Республики Тыва» участвовало немного исполнителей на игиле. В основном исполнители показали свое мастерство исполнения песен на игиле и горлового пения в сопровождении игила. Участвовали профессиональные музыканты и самодеятельные исполнители. Были исполнены мелодии на игиле из репертуара Ак-оола Кара-Сала, а также старинные тувинские народные мелодии для игила. Приятно было слышать мелодии игила в исполнении молодых музыкантов из репертуара исполнителей старшего поколения т.е. поколения Ак-оола Кара-Сал, Хунаштаар-оола Ооржака, Маржывала Ондари.т.д. В том, что игил стал на твердый путь возрождения и дальнейшего развития, хочется отметить с благодарностью Валентину Юрьевну Сюзукей и ее огромный труд по возрождению и развитию тувинских музыкальных инструментов. Отрадно, что подражателей исполнения Кайгал-оола Ховалыга стало больше, но все-таки пока нет ему равных, он виртуозно владел игилом как исполнитель именно традиционных мелодий для этого инструмента. У него своя, очень тонкая и свойственная только ему манера исполнения. Уникальность его игры в том, что он не подражает другим, а ищет свое, неповторимое тонкое звучание.

Автор статьи: С.К. Ноябрь

Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 106-112.

  • luba07041991@mail.ru