Хунаштаар-оол Ооржак: "Слово о хөөмее"

Хунаштаар-оол Ооржак: "Слово о хөөмее"
Хунаштаар-оол Сүрүң-оолович родился 11 сентября 1932 года в м. Муңгаш-Ак Барун-Хемчикского кожууна. Отслужив в армии, с семьей переехал в Сүт-Хөльский кожуун, где работал чабаном. Находясь с отарой в долине, Ооржак как и многие другие чабаны напевал мелодии, придумывал собственные. На тот момент Хунаштаар-оолу было 35 лет. Работники культуры района сообщили в Кызыл, что в совхозе “Алдан-Маадыр” появился талантливый мастер горлового пения. Приехал научный сотрудник ТНИИЯЛИ и записал пение Хунаштаар-оола Ооржака на магнитную ленту. Не прошло и полугода, как его имя стало известно не только в республике, но и недалеко за её пределами. Народный хөөмейжи РТ Хунаштаар-оол Сүрүң-оолович мастерски исполнял все пять стилей хөөмея, непринужденно, без особого напряжения. Его манера исполнения отличалась силой и ясностью звучания обертоновых мелодий, широким дыханием, которые у него никогда не срывались. Самой яркой индивидуальной чертой его исполнения было пение без сопровождения. Свом прямым долгом О. С. Хунаштаар-оол считал обучение молодых исполнителей всем пяти главным стилям хөөмея. Х. Ооржак был лауреатом многих смотров, конкурсов и фестивалей, неоднократным участником самых представительных выступлений в Кремлевском Дворце съездов. Он много раз принимал участие в Международных музыкальных трибунах стран Азии, организуемых Меэжународным музыкальным Советом ЮНЕСКО в Париже (1971), Алма-Ата (1973), где его песня “Алаш” юыла включена в число 16-ти самых лучших произведений стран Азии. Хунаштаар-оол Ооржак был отмечен как один из наболее самобытных и талантливых музыкантов и в Багдаде (1979) (В.Ю. Сүзүкей, Ч.С. Тумат "Хөөмейжи Республики Тыва". Кызыл, 2015. С. 190.).   Хунаштаар-оол Ооржак: "...С самого детства я научился искусству горлового пения в стилях сыгыт и каргыраа. Очень любил слушать исполнение Ооржака Болдуна. Он был отличным хоомейжи. В настоящее время я владею горловым пением в пяти стилях: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. Сыгыт и борбаннадыр произошли от хоомея, каргыраа – от пения скворца, эзенги сродни каргыраа. В каждом из этих стилей можно спеть на несколько голосов. Например: мастер горлового пения в стиле хоомей может исполнить его на три голоса, а мастер-исполнитель в силе сыгыт на три или два голоса. Виды их различны: 1) долгий (плавный, певучий), 2) широкий (просторный), 3) грудной. Можно также исполнять горловое пение, не открывая носа и рта: 1) подражание мычанию, 2) колыбельная, 3) кочевое. Все пять стилей я исполняю чисто. Поэтому одна из моих главных обязанностей – обучать горловому пению детей. Даже наши ветераны, мастера горлового пения Ак-оол Кара-Сал, Максим Дакпай, Санчы Кызыл-оол выступали, используя только один или два стиля. Теперь пришло время обучать наши молодые таланты горловому пению в трех-пяти стилях. Некоторые хоомейжи исполняют мелодию коротко и низко. Это неправильно. Причина проста: они не обучались специальной методике, у них не до конца поставлен голос. Конечно, очень отрадно, что подрастающее поколение не забывает и продолжает народные традиции, поет в стиле хоомей, сыгыт, каргыраа. Хотелось бы, чтобы их выступления строго следовали национальным колоритным традициям. У нас есть здесь достижения, но грустно смотреть на то, как сыгыт и хоомей все больше становятся похожи на музыку эстраду или дискотеки, кажутся легкомысленными, в то время, как они должны быть певучими, спокойными и глубокими. Откуда эта музыка? От ветеранов-исполнителей или из прошлого? Нет. Это все от молодежной дискотеки. В наше время почему-то этого никто не замечает, что очень прискорбно. Настоящее горловое пение ни с чем несравнимо, ему свойственна только своя мелодия. Когда начинает звучать плавная, нежная мелодия горлового пения, она захватывает и зрителей, и исполнителей. Это музыка, заставляющая грустить, печалиться, думать и радоваться одновременно. Дорогие друзья, братья, сестры, призываю вас: обернитесь назад, вспомните наши прекрасные мелодии, не забывайте их! Прекрасно, конечно, что мы стремимся к новому, современному, но утратив национальные ценности, мы потеряем и наше лицо. Поэтому главным аспектом в подготовке будущих исполнителей горлового пения является проблема учителей – мастеров на высшем уровне. Учителя, не имеющие хорошей школы, могут испортить, неправильно поставить юные голоса. Если мы сейчас не задумаемся серьезно о судьбе искусства горлового пения, недалек тот день, когда мы увидим, что идем не в том направлении. Возможно, за рубежом и не заметят  разницы и им будет интересно слушать хоомей и в таком исполнении, но все же давайте сохраним наше истинно тувинское горловое пение. Мне кажется, в наше время нужны центры, которые помогли бы нам сохранить сильное и глубокое, правильное горловое пение. Несколько советов начинающим исполнителям. Конечно, здесь талант очень много значит. Но не надо полагаться только на свою природную одаренность. Не стоит браться за все сразу: сначала нужно тщательно изучить, как правильно набирать воздух, как использовать легкие не во вред им, потому что исполнитель горлового пения должен уметь в течение долгого времени правильно вдыхать и выдыхать воздух, а также иметь огромное терпение, трудолюбие и высокие требования к себе. Ни в коем случае нельзя заставлять детей учиться.  Ребенок, прежде всего,  должен сам чувствовать музыку на слух. Если насильно учить ребенка петь, то горло его может опухнуть, заболеть. Нельзя также петь против ветра и при шуме, так как если стараться перекрыть шумовые препятствия, нагрузка становится больше и голос может испортиться. Нужно избегать употребления холодной воды, газированной воды, мороженого и т.д. Но очень полезны горячее молоко, сырое яйцо, жирные продукты, а также, допустим, чай с лимоном. Если в горле начинает першить, вам поможет стрептоцид. Есть у нас также и девушки – исполнительницы горлового пения. Если меня спросят, как я к ним отношусь, то отвечу: положительно, я их поддерживаю. Здесь нет ничего плохого и позорного, этот голос – от природы, от матери. Существует предание, что в очень давние времена именно женщины, а не мужчины исполняли горловое пение. Может быть, это и правда. Но шли годы, менялись времена, постепенно принижалась роль женщины, перестали считаться с ней. Тогда-то и прекратили женщины исполнять горловое пение. Ведь есть же женщины-министры, женщины-президенты, так почему бы не быть женщинам-мастерам горлового пения? Лично я даю им консультации. Да что и говорить, девичьи голоса по-своему особенны, красивы и неповторимы. Со временем, по мере развития женского исполнительского мастерства, почему бы и не создать ансамбль горлового пения девушек «Дочь Тувы» (Тыва кызы). Было бы отрадно, если по радио как пример для молодежи, пример для подражания, передавали горловое пение таких знаменитых мастеров-исполнителей, как Сат Манчакай, Ак-оол Кара-Сал, Максим Дакпай, Ооржак Хунаштаар-оол. Их прекрасные мелодии только для нежных и легких голосов. Но если вы будете подражать ансамблям, ныне выступающим, вы истратите лишь много сил, а красивой, изящной мелодии у вас не получится".(январь, 1993 года) Источник: Журнал Хөөмей, 1995 г.  
  • khoomei.mnz@mail.ru