История создания ансамбля «Тыва»

История создания ансамбля «Тыва»
Ансамбль «Тыва» был создан в г. Кызыле в 1987 году музыковедом-фольклористом 3. К. Кыргыс. Творческая деятельность ансамбля дала толчок для интенсивного развития последующих музыкальных ансамблей — была обращена к фольклорным традициям устнопоэтического творчества тувинцев, создав новые формы бытования фольклора, тесно связанного с музыкальной средой, используя профессиональное звучание. Этот тип композиции основательно утвердился в стилистическом единстве с тувинскими песнями. Первый номер «Мөргүл», созданный З.К. Кыргыс для ансамбля «Тыва», звучит как блочный по сегодняшний день. Сейчас этот номер исполняется всеми тувинскими ансамблями: «Хүн-Хүртү», «Алаш», «Чиргилчин». В репертуаре ансамбля было несколько сотен песен всех кожуунов Республики Тыва. В ансамбле участвовали лучшие исполнители горлового пения, каждый из которых обладал своим уникальным тембром голоса. ОКНО В ТУВУ Через творческий репертуар, песни и номера ансамбля «Тыва» появилась возможность лучше понять тувинское народное искусство. В отличие от других народных ансамблей из этого края Сибири, программа ансамбля «Тыва» тогда тесно была связана со спецификой региона, где сосредоточены все природные ландшафты и очень богатый животный и природный мир, разнообразные типы хозяйства и стили жизни. Ансамбль представлял все многообразие тувинской культуры, запечатлев эту культуру в своих ранних (архаичных) проявлениях. Тувинский народ сохранил с глубокой древности по сегодняшний день эти способы исполнения, связанные с подражанием животным, являющиеся основой музыкальной культуры, интонационного слуха. Звуки природы проецируются не только на искусство горлового пения, но и пение на хомусе. Владение звукоподражаниями является, так или иначе, ключом к этому искусству. Ключом, который открывает секреты и питает народное искусство горлового пения. Ансамбль ставил своей целью развивать и сохранять традиционное искусство и создавать новые формы, унаследовать все жанры тувинского музыкального фольклора, получившего свое развитие в ранние периоды жизни кочевников Центральной Азии. В те времена ансамбль выступал в Монголии, Тайване, Голландии, Бельгии, Швеции, Германии, Норвегии, США, Японии. За эти годы ансамбль не раз менял свой состав, менялся и репертуар. Но самые первые участники ансамбля — Геннадий Тумат, Конгар-оол Ондар, Анатолий Куулар, Сергей Ондар, Иван Сарыглар, Кайгал-оол Ховалыг, Борис Херлии, Алим Кунчун — останутся в сердцах тувинского народа. Неисчерпаемый багаж народной мудрости, архаичные музыкальные мотивы, за столетия накопленные в народной музыке, настолько гармонично вписались в репертуаре этого ансамбля, что даже «невооруженным» слухом представителя другой музыкальной культуры, нации, хоомей воспринимается благозвучно. Связь фольклора с этническими музыкальными экспериментами всегда выдвигает самые свежие идеи. В репертуаре ансамбля представлены все жанры тувинских народных песен, все виды и приемы хоомея, основные тувинские национальные инструменты: струнно-смычковые (игил, бызаанчы), струнно-щипковые (шанзы, дошпулуур), язычково-щипковый (демир-хомус), ударный (дүңгүр). В песнях хоомейжи раскрываются чувства и переживания: на первый план выходят воспевание природе и поклонение хозяевам-духам местности, восхваление женской красоты и скакуна-иноходца. В сценическом образе каждого хоомейжи видна его душевная красота полная внутреннего достоинства. Жанры произведений — самые разные: «Өскүстүң ыры», «Эр-ле чаңгыс болурумда», «Дуруяаны хоюспаңар», «Угбашкылар оолдары», «Өпей ыры», шуточно-бытовые припевки, короткие, протяжные, колыбельные песни. ХООМЕЙ ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ Во всем мире люди интересуются феноменом горлового пения. Тувинцы успешно гастролируют по разным странам и континентам. Самые престижные концертные залы восторженно встречают тувинских хоомейжи. Японское телевидение четырежды транслировало выступление ансамбля «Тыва». Несмотря на растущую популярность, ребята не страдали «звездной болезнью», и надолго сохранили в памяти народа любовь к своей родной земле и верность к своим традициям. Горловое пение было и остается одной из древних, жизнеспособных традиций тувинской народной музыкальной культуры. Первые записи его относятся еще к дореволюционному периоду. Первые записи образцов горлового пения на грампластинку в исполнении тувинских певцов были осуществлены в 1934 г. всесоюзным творческим объединением «Мелодия». На всесоюзную арену тувинский хоомей впервые вышел в 1958 г. во время первого Всероссийского смотра художественной самодеятельности, когда хоомейжи М. Дакпай своим оригинальным искусством вызвал всеобщее изумление и стал дипломантом смотра. Следующий раз тот же хоомейжи из Тувы стал лауреатом золотой медали Всемирного фестиваля молодежи в Москве, положив начало мировому признанию тувинского горлового пения и поэзии. В наше время тувинское горловое пение пользуется огромным авторитетом и приобрело всемирную славу. О наибольшей развитости горлового пения в Туве говорит тот факт, что оно здесь бытует в пяти основных жанровых формах с их многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. По единодушному признанию многих авторитетных музыковедов у нас и за рубежом, горловое пение тувинцев как изумительный феномен в мировой музыкальной культуре несет в себе эстетический заряд огромной эмоциональной силы. Поэтому оно без всякого сомнения заслуживает всемирного распространения и признания всем музыкальным сообществом как важная составляющая тувинского наследия. Для этого более чем достаточный материал могут предоставить современные исполнительские традиции ансамбли Тыва, Чиргилчин и т.д. Искусство тувинских певцов приводило в восторг самых требовательных слушателей в крупнейших концертных залах Москвы, Ленинграда, Киева, Алма-Аты, Парижа, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Калифорнии, Колорадо, Токио, Швеции, Норвегии и других городов страны и мира. ПРОГРАММА АНСАМБЛЯ (1987 г.) 1. «Мөргүл», муз. 3. Кыргыс, сл. народные 2. «Хам алгыжы» 3. «Бээжин», запись 3. Кыргыс от Сандака Казак (1895 г.р., Эрзинский рафон) в 1988 г. 4. «Чес-Булуң», запись А. Аксенова в 1945 г. 5. Дуэт сыгыт-хоомей (исп.: И. Сарыглар, С. Ондар) 6. «Челер-ой» 7. «Өпей ыры» (исп.: Ульяна Хертек) 8. «Өскүстүң ырызы» (исп.: Анатолий Куулар) 9. «Аъттың дерии». Запись М.Чап 10. «Өгбелер» (разные приемы Кара-Сал Ак-оола, Ооржак Хунаштаар-оола, Кыргыс Сорукту, Санчы Кызыл-оола). Запись 3. Кыргыс, Архивные материалы ТНИИЯЛИ (ныне ТИГПИ). 11. Соло 12. Хомус (ыяш-хомус, демир-хомус, чарты-хомус, тая-хомус, шелер-хомус). Запись 3. Кыргыс от Идамчапа Сурун-ооловича Хомушку (1918 г.р., Бай-Тайгинский район) в 1975 г. 13. «Кадай-кыстар». Запись 3. Кыргыс от Андрея Ыдамовича Чульдум-оол (1916 г.р., Улуг-Хемский район). 14. «Ашак-оолдар». Запись 3. Кыргыс от А.Ы. Чульдум-оол. 15. «Угбашкылар оолдары». Запись 3. Кыргыс от А. Ы. Чульдум-оол. На фотографиях: Состав ансамбля «Тыва» в разные годы. З. Кыргыс, МНЦ «Хоомей» [gallery ids="7116,7115,7114,7113,7112"]
  • khoomei.mnz@mail.ru