Маржымал Очурович Ондар. Родом из «поющей юрты»

Маржымал  Очурович Ондар. Родом из «поющей юрты»
МЕЛОДИИ ГОР Тело выкупаешь в воде, а душу — в музыке. Маржымал Ондар подносит ко рту хомус, и комнату наполняет удивительная мелодия. Перед глазами встают выжженная до желтизны степь, табун необъезженных скакунов, палящее солнце и орлы, парящие в голубом небе. И вот хомус лежит на столе, а в руках мастера бызаанчы. Теперь я слышу журчание ручья, к которому присоединяется грохот горной реки и свист ветра — это зазвучал хоомей. — Думаю, что струнные инструменты пошли от лука — делится Маржымал Викторович. — Древний воин, отдыхал на привале, вспоминал родные места и близких людей, трогал пальцами тетиву, извлекая грустные звуки. Потом придумали резонатор. Приблизительно так возник первый инструмент, прародитель современной скрипки. — А сколько музыкальных инструментов сделали вы?- смотрю на мозолистые пальцы мастера. — Не считал. Лет двадцать назад начал было записывать свои хомусы, — улыбается Маржымал Очурович,— насчитал более двух тысяч и перестал. Потом опять начал записывать. Сохранились записи с 1983 года... Бережно беру в руки видавшую виды тетрадку, в которой напротив слова «хомус» стоит цифра 500. А дальше: игил — 11, бызаанчы — 30, допшулуур — 10. лимби — 21, чанзы — 11, чадаган — 8. Одна амырга — таким инструментом охотники приманивали марала во время гона. Один       дунгур—бубен... Сегодня на музыкальных инструментах, созданных Маржымалом Очуровичем, играют во всех домах культуры Тувы. На всех инструментах, сделанных своими руками, мастер хорошо играет, прекрасно поет, владеет всеми стилями горлового пения. Он был лауреатом первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества, фестиваля, посвященного 100-летию русского хорового общества, конкурса «Радуга-81», принимал участие в концертах Московской Олимпиады-80. Он был душой и одним из организаторов ансамбля хоомеистов Дзун-Хемчикского района «Сыгырга» («Иволга»), создал единственный в своем роде детский ансамбль «Сарадак» («Мараленок»). «У красивой девушки — все прекрасное: характер ее мне нравится, коса длинная, глаза озорные»,— поет Маржымал  Очурович. В песне раскрывается душа человека. Сколько песен знает этот добрый человек? Сто? Двести? — Не считал, но не меньше двухсот знаю,— говорит М. О. Ондар. — И современные, и частушки, и народные. Каждый человек может сочинить свою песню. Нужно только любить свой край, прислушиваться к пению птиц, к шороху травы, к говору горного ручья. Сейчас я на пенсии, а когда работал учителем в Бора-Тайгинской школе, то часто ходил с детьми на экскурсию к озеру Сут-Холь. Учил их любить и понимать природу, слушать ее таинственные голоса и звуки. Я показывал детям деревья, из которых можно делать музыкальные инструменты. Например, елку для резонатора лучше выбирать в густом ельнике. Она стройнее, без сучков, да и срубил ее — другим просторнее будет. Рубить дерево нужно поздней осенью, когда оно «спит» — меньше смолы. Сердцевина идет на дрова — она смолистая, а на клепки — верхние слои, которые нужно хорошо вываривать... БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ Я удивлялся многогранному таланту старого учителя, отличника народного образования РСФСР. Откуда это? — Из юрты родителей,— вспоминает Маржымал  Очуровнч. — Это была сказочная поющая юрта бабушки, которую в народе прозвали Кызыл-Тоннуг — Красношубая. Бабушка любила красиво наряжаться, всегда надевала яркий красный халат. А еще любила петь, знала много песен. Была у нее еще одна «странность»: когда готовила хан, шила что-либо или выделывала шкуру, то обязательно выносила и клала на юрту чадаган. Ветер шевелил струны, и инструмент играл. Шли люди и оглядывались — юрта поет... Горловому пению обучил его дядя Дагба Ондар, который тоже делал музыкальные инструменты и играл на них. А любовь к труду привил отец. Очур Ондар в совершенстве владел кузнечным ремеслом, поэтому семья его жила в достатке. Ведь за хороший охотничий нож люди приносили барана, за узду с украшениями из металла приводили телку, за седло — бычка. Все то, чему научили мастера родители, он старался передать своим детям и ученикам. 14 детей вырастили Маржымал  Очурович и Хоор Дагбаевна. Шесть дочерей и восемь сыновей. Всех он учил добру, трудолюбию, честности. Все они выросли хорошими людьми. Особо хочется сказать о сыне Алдын-ооле, который погиб в Афганистане. В письме начальника политического отдела войсковой части Ю. Эполетова описан этот бой: «Во время сопровождения колонны через «зеленую зону» провинции Кандагар боевая машина, в которой находился младший сержант  Алдын-оол Ондар, подорвалась на мине и была обстреляна мятежниками из стрелкового оружия и гранатометов. Будучи тяжело раненным, Алдын-оол из личного оружия прикрывал группу, которая эвакуировала раненых и погибших товарищей в безопасное место. Он лично уничтожил огневую точку противника, но потерял в бою много крови. Спасти его жизнь не удалось, и 19 октября 1987 года он умер. Вы можете гордиться своим сыном. Он погиб, прикрывая своих друзей. За этот подвиг он представлен к ордену Красной Звезды. Раньше Ваш сын был награжден медалью «За боевые заслуги»... Письмо, орден, медали— это все, что осталось у отца от Алдын-оола, который любил петь, взял с собой в армию хомус. И его жизнь оборвалась, как красивая песня... С душевной теплотой и гордостью рассказывает старый учитель о тех, кого он учил держать столярный инструмент, петь. 41 год он работал учителем труда. Сейчас на пенсии, но в его мастерской, где постоянно звучит музыка, много детворы. — Не все мои ученики стали профессиональными музыкантами, но все любят песню, — говорит Маржымал Очурович. — В ансамбле «Сарадак» пела Чанчик Кима, которая окончила институт культуры работает в Сут-Холе. В институте культуры в Улан-Удэ учится Эрес-оол Куулар. Прекрасно пели Орлан Монгуш, ныне механизатор совхоза «Сут-Холь», и Слава Сарыглар — передовой комбайнер хозяйства. Я уверен: кто хорошо поет, тот хорошо работает. ЗНАЮТ МАСТЕРА В СТРАНЕ Больше всех писем в Бора-Тайге получает Маржымал Очурович. Пишут друзья погибшего сына. Пишут дети, которых жизнь разбросала по городам и селам Тувы, пишут совсем незнакомые люди. Впрочем, все они знают старого педагога, наслышаны о его мастерстве и обращаются к нему за советом или помощью. Приведем некоторые из них: «Здравствуйте, уважаемый и дорогой наш друг Маржымал Очурович! Письмо ваше получил — сердечное спасибо. В подарок высылаю набор надфилей. Примите от чистого сердца и пользуйтесь, чтобы ваша работа приносила людям радость. Желаю вам, вашей семье и друзьям крепкого здоровья, прекрасных успехов в работе, счастья, мира и добра... С уважением к вам бывший летчик, а ныне пенсионер, ваш заочный друг Г. Шумей»,— такое письмо пришло из Новгорода. «Спасибо за то, что вы откликнулись на нашу просьбу. Теперь у меня у моих учеников появился добрый и хороший друг. Я был бы очень счастлив, если бы вы смогли приехать к нам в гости. Моя жена Валя — детский врач, сын учится в шестом классе. Живем в двухкомнатной квартире, двери которой для вас всегда открыты. Можете приезжать со своими учениками, мы их устроим ночевать в школе, где есть спальные мешки. Я высылаю для вас книги и фильмы о музыкантах и музыкальных инструментах». Это письмо Ю. Высоцкого из Москвы. Письма, письма... Из Ленинска. Южно-Сахалинска, Киева. Вот еще одно письмо, от учащихся московской средней школы № 846: «В нашей школе есть фольклорный ансамбль. Мы часто выступаем с концертами перед зарубежными делегациями, играем на инструментах, собранных в школьном музее. У нас есть белорусские, украинские, узбекские, казахские музыкальные инструменты. Есть также инструменты из Индии, Вьетнама, Уганды, Эфиопии, Кубы, Италии. Если возможно, то просим вас прислать для нас один тувинский музыкальный инструмент...» Слава о талантливом педагоге давно перешагнула через хребты Саян. Шаманский бубен, сделанный его руками, побывал на выставке «Кочевые народы центра Азии» в Японии. Другой бубен хранится в этнографическом музее. Песни Маржымала Очуровича записывал на пленку этномузыковед из Массачусетса Теодор Левин. — Маржымал Ондар согласился петь для нас на лоне природы, — рассказывал профессор из США.—В горах его песни звучали легко и свободно. Они напоминали то грохот горной реки, то свист ветра, то шум вековых кедров. Это была чудесная мелодия... В нынешнем году в США должна выйти пластинка, на которой будут представлены и песни хоомейжи из Бора-Тайги. Мы долго разговаривали с Маржымалом Очуровичем. Чувствовал я, что-то невысказанное лежит на душе у мастера, попросил поведать мне о сокровенном. — Никогда я ничего ни у кого не просил. А тут—старый стал. Захотелось пожить в теплой благоустроенной квартире. Думал: столько отработал — заслужил у государства. Да и сын погиб в Афганистане, льготы полагаются. Писал в Кызылский горисполком, в Совет Министров Тувинской АССР, но напрасно, — сетовал М. О. Ондар. Знаю, что очень трудно в Кызыле с квартирами. Но ведь действительно заслужил ветеран педагогического труда. А еще подумалось о том, сколько полезных дел смогли бы сделать в детских подростковых клубах Кызыла такие талантливые люди, как Маржымал Ондар из Бора-Тайги, Балган Кужугет из Кара-Холя, Бригад Дупчур из Эрзина, Самдынчап Хомушку из Тээли. Ведь они несут новым поколениям культуру и мудрость тувинского народа.   Источник: Кривдик В. Маржымал Ондар // Хоомей - жемчужина Тувы, Кызыл, 1994 На снимке: Маржымал  Очурович с сыном Александром, который сейчас работает учителем труда в школе.
  • khoomei.mnz@mail.ru