Тувинский музыкальный инструмент –дошпулуур

Тувинский музыкальный инструмент  –дошпулуур

Дошпулуур – двухструнный щипковый инструмент, который в дореволюционной Туве был самым распространенным и любимым музыкальным инструментом тувинцев. Он был почти в каждом аале.

Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частей: трапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус.

Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции. Изготовлен он чаще из лиственницы, изредка – из ели, сосны или кедра.

Углы трапеции соединены характерным для работ тувинских столяров способом, называемым «аптара азыы», – это зубчатое соединение двух плоскостей древесины (как и угла сундука). Обработку древесины, идущей на изготовление дошпулуура, производят такими же способами, как и для игила.

Обработку древесины проводят разными способами. Поскольку лиственница очень смолиста, то смолу из нее выпаривают путем кипячения. Кипятят древесину примерно полдня, пока вся смола не выкипит, затем ее сушат. Через 7-8 дней можно приступать к изготовлению музыкального инструмента. Прокипяченная древесина высыхает быстро, что ускоряет процесс изготовления инструмента и со временем не трескается. Помимо кипячения, древесину сушили, обмазав заготовку свежим коровьим навозом и положив ее в тени до полного высыхания, т.е. почти на все лето, либо заготовку зарывали в навоз. Этот способ сушки дает древесине еще и красновато-коричневый оттенок.

Шейка и головка в виде лопаточки делаются из цельного куска березы. Длина шейки вместе с головкой около 55 см, при общей длине всего инструмента около 80 см (у разных экземпляров общая длина колеблется от 67 до 100 см). На некоторых образцах головка сделана в виде фигурки лошади. На шейке нет ладов. И дека, и дно кожаные. Они делаются из кожи козла, теленка или марала, а лучшей считается кожа горного козла, снятая весной; оленеводы и охотники Тоджинского района используют и кожу косули или оленя. Способ обработки кожи такой же, как и для игила. Кожу предварительно подвергают специальной обработке: дней 5-7 вымачивают в холодной воде. Например, оставляют в реке, придавив сверху камнями, чтобы не

унесло течением. В зимнее время вымачивают кожу дома. Вымачивается кожа до тех пор, пока не начнет отходить шерсть, затем остатки шерсти соскабливаются и сырая кожа натягивается на корпус, приклеивается и сушится в таком месте, где пропитывалась бы дымом. Чем холоднее

вода, в которой вымачивается кожа, тем меньше вероятности испортить кожу.

На деке делают небольшое резонаторное отверстие, но бывают инструменты и без подобных отверстий. 

Струны традиционного дошпулуура делались из крученных волосин конского хвоста, иногда и из крученных бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской, капроном или же используются балалаечные или домровые металлические струны. В основном  предпочитают леску из-за прочности. Длина рабочей части струн у дошпулуура легко изменяется при помощи подвижного верхнего порожка. Порожек этот в виде металлического кольца, сквозь который продеты все струны, притягиваются к шейке веревочкой или кожаной вязкой и свободно передвигается по шейке верх и вниз, удлиняя или укорачивая звучащую часть всех струн одновременно. Приспособление это помогает быстро перестроить инструмент соответственно тесситуре певца при сопровождении пению.

Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хѳѳнү» («строй дошпулуура»).

Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный, звучание камерное. Дошпулуур в основном используется как аккомпанирующий певцу или в ансамбле с другими инструментами. Особенно широкую популярность он имеет как инструмент, как аккомпанирующий горловому пению. Инструментальный наигрыш, обычно исполняемый на дошпулууре, носит название «Дембилдей».

Разница между игилом  и дошпулууром заключается в том, что у дошпулуура струны делаются из крученного волоса. Основным отличием является прием звукоизвлечения: у дошпулуура – щипковый, у игила – смычковый.

 

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Сузукей, В. Музыкальные инструменты традиционного общества / В. Сузукей. – Текст: непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С.75-90.