Кысыгбай Николай Иможапович

Кысыгбай Николай Иможапович

Хореограф

Родился 7 ноября в 1924 году в многодетной семье Сарыглар, где было десять детей. Учился в Чадане, а после смерти отца переезжает в Кызыл и 5-6 классы он заканчивает в школе №1. Только там был единственный в Кызыле русский класс, поэтому Кысыгбай лучше всех учеников-тувинцев знал русский язык. Он был одним из активных членов кружка художественной самодеятельности школы. Юноше тогда шел восемнадцатый год.

В сентябре 1941 года Николай выдержал конкурс в театральное училище. Он был хореографически одарён, имел приятную внешность, тонкий слух и острый глаз, быстро схватывал и запоминал текст и рисунок танца, всю музыкальную, мелодическую линию каждой партии (сольной и массовой), легко вживался в роль.

Когда А.В. Шатин приступил к работе и столкнулся с такими же трудностями, что и другие русские специалисты театральной студии - незнание русского языка и определённые предрассудки - в этой ситуации Кысыгбай стал незаменимым его помощником. В списках учащихся официально Кысыгбай не значился, он числился ассистентом сразу на трёх отделениях: драматическом, цирковом и хореографическом. Но в классе А.В. Шатина он, как и все, стоял у станка, выполняя задания учителя.

Кысыгбай всегда был рядом с Шатиным, отвечал на его вопросы, связанные с традициями, обычаями, обрядами, учился у него быть внимательным, примечать всё, начиная с особенностей походки, движений рук, ног, положений корпуса во время выполнения различных работ и т.п. После вхождения Тувы в состав СССР и отъезда советских специалистов на Кысыгбая легли функции преподавателя, репетитора, режиссёра и балетмейстера, где пригодились знания, полученные от педагога. В период работы И.А. Каренина (1947 г.) Кысыгбай вновь стал «правой рукой» балетмейстера, к тому же был ведущим танцовщиком – элегантным, обаятельным, виртуозным, буквально «сгорающим дотла».

После отъезда И.А. Каренина Кысыгбай фактически стал художественным руководителем хореографической группы театра. Репертуар за эти годы значительно расширился, и, чтобы не утратить вновь приобретённые профессиональные навыки, приходилось много работать. После сокращения в 1949 году балетной труппы Н.Кысыгбай вместе с несколькими балетными артистами был переведён в драматическую труппу театра.

По договорённости с Министерством культуры СССР и Ленинградским театральным институтом им. А. Островского в 1950 году руководство республики и театра направило на учёбу группу молодёжи из разных районов республики. В эту группу вошёл и Кысыгбай, по приезду в Ленинград он сразу же стал ассистентом Б.Е. Жуковского и А.А. Яна – руководителей курса. Но, к сожалению, по состоянию здоровья закончить учёбу ему не удалось.

Вернувшись в Туву, Н. Кысыгбай влился в труппу родного театра в качестве драматического артиста, но его организаторский, педагогический и балетмейстерский талант ещё долгие годы был востребован в Туве. В 1961 году Н.И.Кысыгбаю было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». Фактически, он был первым артистом балета Тувы, получившим столь высокое официальное признание. В истории тувинского хореографического искусства Н.Кысыгбай остался яркой личностью, стоящей у истоков становления профессионального танцевального искусства и внёсший неоценимый вклад в его развитие. Умер в 1965 году, похоронен на старом городском кладбище. 

  • Автор: С.М. Мунзук
  • Ссылка: http://knt.gosarhivrt.ru/?p=670
  • Список литературы, иное: К.Сагды «История возникновения тувинского театра», Кызыл, 1973 • http://gov.tuva.ru/region/culture/1329/ • http://tuvapravda.ru/content/kak-rozhdalsya-tuvinskiy-tanec • https://www.tuvaonline.ru/2004/05/11/doch-pervogo-postanovszika-tuvinskih-tancev-anatoliya-shatina-vnov-otpravilas-v-tuvu-spustya-bolee-60-let.html • И.Ондар «Генезис и трансформация тувинского танца в культуре Тувы», диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии, специальность 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология), Кызыл – 2016