Раитина Наталья Михайловна

Раитина Наталья Михайловна

Педагог
«Я впервые пришла в училище в 13 лет к преподавателю И.Ф. Чуфарову и осталась в нем на всю жизнь. Следуя завету И.В. Гете: «Мой друг, все время будь во власти, ты только музыки и страсти», с тех пор и живу в «объятии волшебных звуков, чувств и дум». И ничего ценнее моей работы для меня нет…!

Раитина Наталья Михайловна, преподаватель специального фортепиано Родилась  18 ноября 1950 году в г. Томске. Отца,  Банникова Михаила Ивановича, после окончания учебы в Томском музыкальном училище по классу баяна, направили работать  в музыкальную школу № 1. города г. Кызыла и родители переехали в Туву. Жизнь в раннем детстве оставила отрывистые, но яркие воспоминания: небольшой  барак, который служил   общежитием для нескольких семей работников культуры, красавица – мама  с длинными черными косами, музыка с самого рождения, маленькая большеглазая девочка, распевавшая дуэтом с мамой русские народные песни. Папа, участник войны, был хорошим  педагогом- у него  учились Л. Житов, В. Чихачёв, Н. Шешин, А. Серен, З.  Казанцева и другие известные музыканты Тувы. Наталья- одаренный ребенок, унаследовавшая талант папы и мамы, которая прекрасно пела.

С 1958 г. училась в музыкальной школе г. Кызыла, у преподавателя  Ю.М. Царева. Запомнилось первое публичное выступление: вместе с Витей Баскаковым  исполнили на концерте вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Когда в 1964 г. в Туву приехал пианист И.Ф. Чуфаров, продолжила учебу у него. Долгие годы Наталья Михайловна поддерживала связь с любимым педагогом после его отъезда в г. Сочи. В 1966 г. поступила в Кызылское училище искусств в класс преподавателя А.И. Ломизова, некоторое время переходя в класс Н.А. Ломизовой, вобрав все лучшее у этих замечательных педагогов.

После окончания училища, с 1970 г. по 1975 г. училась  в Новосибирской  консерватории им. М.И. Глинки. Самое яркое воспоминание Натальи Михайловны об учебе в консерватории – это исполнение на экзамене 10 сонаты Л. В. Бетховена, которое высоко  оценил председатель Государственной комиссии А. Аджемов, сопроводив словами: «Очень рад, что вы  доросли до такого понимания позднего Бетховена» - после чего получила квалификацию «Солист камерного ансамбля». После окончания консерватории Наталья Михайловна была распределена в г. Рубцовск Алтайского края. Домой тянуло непреодолимо. Любимая мама, друзья, город, в котором прошли детские и юношеские годы…

В 1980 г. вернулась  в родной город, где и осталась  на всю жизнь, совмещая преподавание в училище и Республиканской школе искусств и работу в филармонии. Наталья Михайловна стала настоящим мастером своего дела, отлично владеющим методикой преподавания,  творчески подходящим к педагогическому процессу. Ее интенсивная преподавательская работа  отличалась активным интересом к проблемам методики и оптимизации учебного процесса в классе фортепиано. Результатом этого  явился уникальный труд-пособие для начинающих преподавателей  «Ступеньки в музыку», в котором, обобщив свой опыт и опыт новейших школ, Наталья Михайловна разработала начальный этап обучения, успешно совместив в нём  все основные задачи этого этапа -  от изложения  и объяснения нотной грамоты и развития всех способностей: слуха, чувства ритма, памяти и воображения, а также  основные  методы развития техники, навыков чтения нот с листа.

В доступной и понятной для детей форме, изложила основные и элементарные знания  по сольфеджио, теории и гармонии,  на деле показав, как можно способствовать осуществлению межпредметных связей, так необходимых при игре на фортепиано. Являясь фактически хрестоматией для начального этапа обучения, эта работа   была напечатана небольшим тиражом  в 1994 г., несколько раз переиздавалась средствами малой полиграфии и  разошлась как популярное пособие для детских школ искусств республики. Как лучшая методическая работа, пособие  было отправлено методическим кабинетом в Москву, за что Наталья Михайловна была награждена Грамотой Министерства культуры  Республики Тыва (2000г).

В течении многих лет Наталья Михайловна ведет класс педагогической практики, на деле применяя свои методические приемы: педагог должен ясно представлять себе технические и художественные особенности изучаемого учеником произведения. Очень желательно, чтобы он был в состоянии показать произведение за инструментом. Играющий педагог лучше поймет трудности, встретившиеся ученику, и сможет легче подсказать способы их устранения. На педагога – музыканта возлагается большая и почетная задача – воспитание личности, в развитии  черт, присущих настоящему человеку. Наталья Михайловна разработала курс «Методики обучения игре на фортепиано»,  передавая свой огромный положительный опыт и знания учащимся отделения. Долгие годы была классным руководителем, готовила концерты класса, а также учащихся для выступлений на республиканских и региональных конкурсах.

Наталья Михайловна  считает, что учебная работа преподавателя музыки неотделима от воспитательной работы. Педагог должен непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью. В процессе работы, преподаватель не имеет право пропускать мимо своего внимания процесс развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения и морального облика своего ученика. Педагог не должен ни на минуту забывать о своей ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности и не имеет право замыкаться в рамках узкого профессионализма. Имея массу методических разработок на различные темы, Наталья Михайловна охотно делится своими знаниями.

На протяжении 40 лет проводя открытые уроки  у себя в классе в колледже,   по школам города и республики,   на конференциях, конкурсах, также в институте усовершенствования учителей на мастер –классах,  на Республиканских курсах повышения квалификации. Педагогический труд -требует непрерывного совершенствования. Педагог должен быть широко образованным музыкантом, в то же время и психологом, чутким и тонким человеком Огромное значение в жизни Натальи Михайловны имеет концертно-просветительская работа.

Совмещая работу в училище и филармонии, она активно  занимается пропагандой и популяризацией классической музыки. Работая в лекторийной группе,  объехала фактически всю Туву  с различными артистами,  выступая  в качестве лектора, концертмейстера и солиста. Она убеждена - педагог-музыкант обязан профессионально знать каждое задаваемое ученику произведение. Такое знание возможно лишь на основе собственной концертной практики. Ею были разработаны серии лекций –концертов:  «Поэты в музыке», где были освещены произведения, написанные на слова А. Пушкина, Ю. Лермонтова, С. Есенина, А, Блока, Г. Гейне, А. К. Толстого и др.;  серия монографических концертов, посвящённых творчеству какого-либо   композитора: сольный концерт «Памяти Ф. Шопена», «Лирический дневник П. Чайковского», «По страницам опер Моцарта», «Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке» и многие другие, ставшие хрестоматийными.  Была дана серия концертов «По страницам знаменательных дат», лекции-концерты, посвящённые творчеству тувинских композиторов А. Б. Чыргал-оолу и Д Хуреш-оолу, которые активно показывались  не только в учебных заведениях, но  и по  телевидению.

Выступая на концертных площадках училища, филармонии, города и республики,  она привлекает к участию в концертах  как своих учеников, так и учащихся других специализаций, тем самым всячески способствуя  подготовке их к концертной деятельности.  За года работы Наталья Михайловна подготовила свыше 30 специалистов среднего звена, многие выпускники получили затем профильное высшее образование. За многолетний и добросовестный труд в области культуры и искусства Наталья Михайловна награждена почётными грамотами Верховного Хурала и Министерства культуры Республики Тыва.   За трудовые успехи в подготовке квалифицированных специалистов культуры и искусства и формирования у учащихся активной жизненной позиции, за активное участие  в общественной  и культурной   жизни училища, за добросовестное отношение к труду и пропаганду музыкального искусства, за успешную концертно-просветительскую деятельность, за подготовку учебно-методического пособия для фортепианных отделений музыкальных школ и школ искусств республики. В 2007 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Тыва».