Кенденбиль Екатерина Седип-ооловна

Кенденбиль Екатерина Седип-ооловна

Артист 27/09/1926 — 01/01/2005

 Заслуженная артистка Тувинской АССР и РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов,

лауреат Государственной премии Тувы

В местечке Чес-Булун, вблизи аала соседа, арата Ынаажыка, открыли в том году летнюю школу. Маленькая Оржунмаа увидела детей своего возраста и постарше, бегающих по поляне, в белой одежде и, как казалось, очень счастливых. Они играли в мяч. Это впечатление было очень ярким и осталось на всю жизнь. Тянуло девочку туда, за речку, к этим ребятам. И она пошла однажды через речку вброд, попав в «стены» летней школы. Никто на нее внимания не обратил, девочка как девочка. Она вошла в большую палатку, белую, чистую - никого. На столе лежал незнакомый дугообразный предмет. Он притягивал. И девочка взяла его. Тяжелая, красивая железка «собирала» металлические крошки. Это было чудом... Но неожиданно вошел учитель. Начал ругаться. Она, испуганная, заплаканная, бросилась домой.


Отец Оржунмы Седип-оол Монгуш рано овдовел. Мать его единственной дочери умерла, когда крохе было пять лет. Появилась мачеха. Вместе с ней девочка вовсю «доярила», ходила за скотом. И часто вспоминала тот день, большую палатку за речкой и красивый магнит на столе. Однажды по осени мимо юрты вскачь пронеслась Таалай, двоюродная сестра, сверстница и подружка. Резко остановив коня, закричала: «Я в, школу, садись, поехали!». Она потешно шепелявила: «Скорей, скорей!» В стежонке из далембы, без пояса, босиком уехала Оржунмаа в Кызыл-Тайгу, в школу.
Так в 12 лет она стала Ученицей. Все жалели ее, сироту, учителя от нее не отходили. «Послушайте, она пэт», — шепеляво крикнула Таалай. И все, изумившись, стали просить Оржунму: «Спой». Она запела.


Учеба легко давалась девочке. Читать и писать она и до школы умела. Когда умерла мама, то тетя Манаштай, молодая сестра отца, по болезни, не доучившись на Алтае, в городе Ойрот-Туре, занималась девочкой: учила азбуке, счету. Вскоре умерла и она, но семена знаний взошли. Оржунмаа за год окончила три класса. А тогда, сразу после ее отъезда с Таалай в школу, беглянку посетил отец. Потребовал вернуть дочь: «Кто будет за скотом смотреть, хозяйством заниматься?» В то время многие не отдавали детей в школу: ни к чему они думали школа, тем более — девочкам. Но отвоевали Оржунму учителя, не отдали. Смирившись, отец вскоре привез девочке одежду — большую теплую овчинную шубу, обувь — твердые - идики, и огромный синий матрац, набитый соломой. Еле видная в большущем, крытом далембой тоне, Оржунмаа сидела за партой. А когда пела, взрослые плакали.


Потом она училась в Чадане. Старшие товарищи по школе М. Кенин-Лопсан, К. Очур, М.Биче-оол, К. Оргу после 4-го, класса сманили в Кызыл. И вот, в 1941 году Оржунмаа в столице. Большое, светлое здание учебного комбината, и она — ученица-отличница. Участвовала в художественной самодеятельности, пела в концертах. Однажды выступала по радио. Потом еще раз. Очень полюбила театр. Он притягивал, как магнит. Правдами-неправдами, но проникала, за спинами взрослых, в театральное здание и, завороженная, смотрела на сцену. В первом увиденном спектакле ей понравились худенькая Хургулек в платье из синей саржи со шлейфом, молодой Тавакай в парике. И особенно мальчуган, сыгранный Кара-Кыс Мунзук. Очень нравился в концертах хор театра. Как он синхронно пел и как красиво, в такт, наклонял головы! Из шестого класса ушла в театральную студию. И здесь оказалась способной. В хоровой группе педагога С. Булатова была лучшей. Постоянно занимала место дирижера хора. 30 апреля 1945 года был дан дипломный концерт. Выпускница училища Оржунмаа руководила хоровым коллективом. Трехголосная «Хандагайты» и торжественная первомайская песня вызвали шквал аплодисментов.


На нее обратил внимание режиссер И. Я. Исполнев. Еще в годы учебы в хоровой группе она сыграла в «Тонгур-ооле» по пьесе С. Тока пионерку Бичиилек. Это произошло, по всей видимости, потому, что в драматической группе все актрисы были рослые, подходящие только для «взрослых» ролей. Потом были массовки, небольшие вводы.
В 1948 году творческие группы театра расформировали. Не стало хора, цирка, балета, оркестра. Остался только небольшой драматический коллектив. Как бы развилось театральное искусство Тувы, если бы распад не случился. Мы имели бы и оперный, и музыкальный театры; свой цирк...
Оржунмаа пришла в драму. И первый ее значительной ролью стала Салбакай в «Хайыраан бот» В. Кок-оола. Классический спектакль тувинцев приобрел классических сестер-актрис в ролях дочерей старика Сарыг-ашака — Кара-кыс, Оржунму, Хургулек...


Заслуженная артистка России и Тувы, лауреат Государственной премии, орденоносец Екатерина (Оржунмаа) Седип-ооловна Кенденбиль, представительница славного первого поколения тувинских артистов.

  • Автор: Анатолий Серен
  • Ссылка: