Балдан Татьяна Туматовна

Балдан Татьяна Туматовна

Дирижёр
Имея лишь среднее специальное музыкальное образование, она была личностью разносторонней: талантливым организатором, прекрасным педагогом, тонким психо­логом, темпераментным дирижёром, опытным аранжировщиком, неутомимым пропагандистом народ­но-инструментального искусства.

Балдан  Татьяна Туматовна - педагог и дирижёр. Родилась 18 ноября 1951 г. в местечке Мурзуктуг-Алаак возле реки Торгалыг Улуг-Хемского района. Ее отец Тумат Сарыг-оолович владел всеми видами горлового пения, играл на всех народных инструментах, а мать - Бойду Самачаповна была сказительницей. «Школьницей Таня отличалась от своих ровесников своим врожденным талантом, тягой к музыке - струны любого музыкального инструмента в ее руках начинали звучать в музыкальном ритме, создавая своеобразные мелодии.

В начале жизненного пути влюбленной в музыку девочке судьба подарила встречу с тувинским композитором-земляком  Солааном Базыр-оолом, который научил ее играть на баяне. Композитор сразу заметил талантливую девочку», - вспоминает ее сестра Роза Балдан, первая выпускница дирижерско-хорового отделения училища искусств. Вначале Татьяна выбирает  профес­сию медицинской сестры, но, призванная служить музыке,  прерывает учебу и в преддверии получения диплома медицинского училища решает изменить свою судьбу.

Приказом № 133 от 29 августа 1972 г. Татьяна Балдан зачислена на первый курс отделения народных инструментов по специальности «Домра» в класс И. Г. Минина, руководителя  смешан­ного оркестра училища, куда включались и тувинские инструменты. В 1978 г. Татьяна получает диплом Кызылского училища искусств с квалификацией «Художественный руководитель самодеятельного оркест­ра. Преподаватель по классу домры и дошпулуура».

Ее педагогическая деятельность началась в детской музыкальной школе пос. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского района, где она заложила начало существующей в данное время школе  преподавания по классам домры и чанзы  и не только учила детей музы­ке, но и организовала кружок русских народных инструментов,  создала первый свой оркестр из работников райпо, райко­ма ВЛКСМ и КПСС. Проработав  в Монгун-Тайге, в 1981 она возвращается в свое родное село Торгалыг, где работала в качестве директора детской музыкальной школы и также организовала оркестр. Потом её пригласили на работу в с. Кунгуртуг Тере-Хольского района.  В этом таёжном уголке она снова создала оркестр русских народных инструментов, который односельчане называли «Малыми Саянами». Кроме того, из бывших заключённых села она организовала эстрадный ансамбль.

С 1987года, по рекомендации А.Б. Чыргал-оола, Татьяну Туматовну пригласили в Кызыл руководителем экспериментального оркестра тувинских народных инструментов при ГПТУ-4. Работа в этом коллективе  стала для нее настоящей профессиональной школой.  Активная концертно-просветительская деятельность и педагогическая работа с экспериментальным оркестром, в котором играли будущие сварщики, плотники, строители, не имеющие элементарной музыкальной подготовки,  послужили стимулом к  открытию отделения тувинских национальных инструментов.

Исторические события тех лет, приезд мастера-изготовителя народных инструментов  Б. Ч. Гомбоева и огромное  желание Т. Т. Балдан создать оркестр из профессиональных музыкантов, позволили открыть отделение тувинских национальных инструментов при училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола.

С 1 сентября 1991 г. студенты  стали обучаться по классам игила, бызаанчы, чадагана. Музыкальные инструменты были закуплены в мастерской ГПТУ-4.Конечно, качество их было не очень высоким, так как их делали студенты или выпускники, только что окончившие учебное заведение, не имеющие большого опыта работы. С открытием отделения Татьяне Туматовне всё пришлось начинать с «нуля»: разрабатывать учебный план, составлять рабочие  программы, приобретать инструменты, приглашать педагогические кадры, подбирать учебный репертуар, делать инструментовки для оркестра, ансамбля и многое другое.

Уже через три года, в 1994 г., учебный оркестр тувинских на­циональных инструментов  училища искусств под управлением Т.Т. Балдан стал дипломантом Всесибирского конкурса оркестров и ансамблей имени Феоктистова в г. Красноярске. За период своей педагогической работы в училище Т.Т. Балдан воспитала многих музыкантов-исполнителей, продолжателей народных традиций,  которые стали  известными артистами, преподавателями музыкальных школ, руководителями музыкальных коллективов.

В 1992 г. совместно с народным хоомейжи Хунаштаар-оолом Ооржаком был создан учебный фольклорный ансамбль «Чангы-Хая» (первоначально назывался «Эдер-Куй»). Для него Татьяна Туматовна впервые делает оригинальные аранжировки, основанные на народной музыке, используя буддийские инструменты дамбыра, шан, денчик. Обладая устойчивым чувством метроритма, она так­же играла на ударных инструментах в этом ансамбле. Т.Т. Балдан ежегодно работала в жюри различных творческих конкурсов, оказывала методиче­скую помощь школам искусств, проводила семинары для педагогов. В те годы в музыкальных школах   было мало педагогов с музыкальным образованием по национальным инструментам, поэтому организация курсов повышения квалификации стала для них  большим стимулом для дальнейшей работы.

С неуемной энергией  занималась любимой работой - инст­рументовками и переложениями для оркестров, но заветной мыслью и мечтой все-таки было создание тувинского национального оркестра. «Республике нужен оркестр!» - именно с этой  идеей она жила  всю свою жизнь, всегда была уверенной в создании такого коллектива, смотрела вперёд и готовила почву для его создания. Во время гастролей оркестра ГПТУ-4 в г. Улан-Удэ Татьяна Туматовна договаривалась  о поступлении  учащихся в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства. Всё таки абитуриентам,  не имеющим музыкального образования, поступить сразу в высшее учебное заведение  тоже составляло немало труда.

В 1989 году с 1 декабря оркестранты в количестве 13 человек начали учиться на подготовительном курсе. В 1995 году, когда  заканчивали академию, она приезжала решать вопрос с ректором Р.И. Пшеничниковой об открытии студии в тувинском филиале. В 1996 году был произведён набор студентов в студию национальных инструментов на базе Тувинского филиала ВСГАКИ, что, в итоге, послужило делу создания Тувинского национального оркестра при Министерстве культуры и национальной политики Республики Тыва в 2003 г.,  костяк которого составили воспитанники Татьяны Туматовны Балдан.  Но дождаться  появления профессионального коллектива ей уже не удалось. Её уход из жизни в 1998 г.,  в возрасте 47 лет, для всех  казался невозможным, противоестественным. Столько планов, незаконченных работ, инструментовок!

В последние дни своей жизни Татьяна Туматовна работала над «Школой игры на чадагане», но закончить работу тоже не успела. Также остались незаконченными записанные в черновиках методические рекомендации, разработанные упражнения для чадагана. «Ваши имена запишет история, запомните это. Всё зависит от вас самих, от вашей трудоспособности, от вашего духовного развития, от вашей внутренней культуры. Это всё в совокупности называется совестью. Ведь вы избрали путь музыканта не ради себя, т.е. не ради своего благополучия. Играть музыку для других — дарить своё сердце людям, вашей душой будут наслаждаться люди. И взамен получите такое богатство, что другим не понять. Это богатство называется “Счастьем”», — такими словами напутствовала она своих учеников.

Студенты вспоминают  о Татьяне Туматовне как об очень сильной личности. Она была им и педагогом, и наставником, и отцом, и матерью. Она  обладала удивительным магнетизмом личности, способностью привлекать к себе других людей, влиять на них и руководить ими. Хотя  была личностью сильной и противоречивой, её всегда любили, и она была авторитетом для всех. Она всегда говорила своим ученикам, что успех требует сосредоточенного, напряжённого внимания, кропотливых умственных усилий и бесконечного труда. Татьяна Туматовна могла убедить, уговорить, заставить, но при этом всегда оставалась «хорошим» руководителем. Такой талант, наряду с профессиональным интересом способствовали признанию и уважению  далеко за пределами узкого круга коллег по работе. Она  была очень добрым, веселым и разносторонним человеком. Самыми любимыми ее увлечениями были игра в шахматы и чтение книг, этим она заразила всех своих учеников. В молодости сильно увлекалась спортом: играла в настольный теннис, волейбол, баскетбол, каталась на лыжах и коньках. У нее нет наград в общепринятом смысле слова. Главная награда за её труд – искренняя вера и благодарность её учеников, которые продолжают дело своего Учителя. И сбывшаяся мечта – Тувинский национальный оркестр.