Сагды Клара Чамыяновна

Сагды Клара Чамыяновна

Режиссер 15/03/1930 — 22/07/2022

   Тувинская актриса театра, режиссер, драматург, писатель, заслуженная работница культуры Тувинской АССР Клара Чамыяновна родилась 15 марта 1930  года в местечке Кожагар-Одек села Шеми Дзун-Хемчикского кожууна. Училась в начальных школах сел Шеми и Бай-Хаак, а также в школе № 2 г. Кызыла. В 1955 году окончила Ленинградский государственный театральный институт имени А. Островского. В 1963 году поступила в аспирантуру Ленинградской государственной театральной академии.

   В разные годы Клара Сагды работала учителем в Кызыл-Дагской, Хорум-Дагской и Шеминской школах, трудилась режиссером в Государственном комитете радио и телевидения. Есть в ее трудовой деятельности и годы работы заведующей сектором Центра народного творчества, заместителем министра культуры Тувы.

    Вот как вспоминает она годы работы в народном творчестве. "В 1957 году, когда регион был Тувинской АССР, вся культурная жизнь была сосредоточена вокруг одного ведомства – Министерства культуры. В то время под его ведомством находились 112 музыкальных школ в кожуунах, 12 сельских клубов, 8 красных уголков 5 домов культуры в городах Чадан, Туран, Ак-Довурак, Шагонар и в селе Самагалтай. Затем при музыкальных школах начали открываться школы искусств, в сельских клубах – народные театры, кружки, союзы композиторов. Массово начали развивать народное творчество.

   В Туве пик расцвета самодеятельного творчества пришелся на 1950-60-е годы. Максимально привлекали народ к культурно-массовым мероприятиям, чаще стали проводить республиканские, зональные, всесоюзные и международные смотры и фестивали. Большой объем работы требовал больше кадровых сил. В то время в Министерстве культуры было шесть специалистов, двое из которых отвечали за деятельность клубов и самодеятельное творчество. Динамичное развитие культуры в 12 районах республики продиктовало решение о переименовании сельских домов культуры в «районные», вместе с этим изменением появились новые кадры, окончившие образовательные учреждения культуры. В 1957 году был открыт Дом народного творчества, который имел уже специальные отделы, отвечавшие за развитие разных направлений народного творчества: хоровое, театральное, балетно-танцевальное, изобразительное искусство, работу с композиторами, деятельность поэтов и писателей.

    В эти годы выпускники Ленинградской консерватории Ростислав Кенденбиль и Саая Бюрбээ работали в отделе музыки и песен, отдел танцевального искусства возглавлял Анатолий Огнёв, отдел по работе с писателями и поэтами – Черлиг-оол Куулар.

     С созданием Республиканского центра народного творчества в Туве заметно расцвело народное творчество, при всей самобытности оно обрело профессиональный уровень. 1970-80-ые годы – это период бурного развития устного народного творчества и горлового пения – хоомей, в последнем направлении «второе дыхание» обрели забытые старинные песни, наигрыши на тувинских музыкальных инструментах: хомусе, игиле, бызаанчы, чадагане. В это время тувинских самодеятельных артистов открыли для себя подмостки всесоюзных и международных фестивалей и смотров в РСФСР. Кара-Сал Ак-оол, Ондар Маржымал, Дакпай Максим и другие – горловики того времени, которые открыли другим регионам Туву как край с уникальными талантами. Ярким событием, вписанным золотыми буквами в историю РЦНТД, считаю, выступление горловиков Кара-Сала Ак-оола, Ондара Маржымала, Дмитрия Очура, Максима Дакпая, Эрес-оола Куулара перед делегатами XXVII съезда СССР .И всё благодаря деятельности Республиканского центра народного творчества.

     В то время в Туве также большую популярность приобретали агиткульбригады. Их было около 180-200, в которых были объединены тысячи самодеятельных артистов. Среди них самые активные – бригада Улуг-Хемского района под руководством Мохова, агитбригада села Чыраа-Бажы под руководством Чечек Ондар, Сут-Хольская бригада Юрия Маржымала, агиткультбригада из Эрзина.

   Большой вклад центр внес в фонд музыкальной литературы. Специалистами выпускались сборники песен композиторов Ооржака Кара-Ката, Ростислава Кенденбиля, Алексея Чыргал-оола, Валерия Мюрюзна, Кан-оола Баазан-оола, Саая Бюрбээ, сборник стихов и песен Кара-Кыс Мунзук. Песенная литература, направленная во все районные и сельские дома культуры, становились отличным подспорьем для творческих коллективов и молодых талантов при разработке концертных программ.

    Отдельной строкой хочется отметить огромный вклад РЦНТД в развитие народного театра в Туве. В республике действуют четыре театра: Чаданский народный театр, который на сцене с 1962 года, любительский театр города Турана, Самагалтайский самодеятельный театр «Урянхайцы», театр Монгун-Тайгинского кожууна. Народные театры живы на сцене благодаря преданным театральному искусству самодеятельным артистам и центру народного творчества.

     Сегодня Республиканский центр народного творчества и досуга – это большой «очаг» культуры, от которого тепло и искру для развития в полной мере получают все культурно-досуговые учреждения, самодеятельные артисты, специалисты культуры…» Воспоминаниями уважаемый ветеран культуры поделилась в канун 70-летия со дня образования РЦНТД в 2018 году.

    В 1955-1963 годах Клара Чамыяновна работала в Тувинском государственном музыкально-драматическом театре артисткой, а затем и режиссером. Ей были подвластны героини разных возрастов и характеров. Она написала более 30 драматургических произведений. В своем творчестве Сагды затрагивала острые социальные проблемы. Её пьесы ставили как на сцене Тувинского государственного театра, так и в народных театрах республики.

     В 1963 году она выпустила книгу «Чаңгыс көжегелиг шиилер» («Одноактные пьесы»), в 1973 году – «Тыва театрның тывылган төөгүзү» («История возникновение тувинского театра»), а в 1985-ом – «Кыстың оруу» («Путь женщины») по названию первой пьесы Сагды К.Ч. Также она написала такие произведения, как «Назын халыыны» («Горячая пора»), «Буян-Бадыргы».

      Часть ее спектаклей вошли в сборник произведений писателей республики «Чалым-Хая», который вышел в свет в 1976 году. Произведения Клары Сагды были переведены на русский, хакасский, бурятский языки. Она автор первых статей и очерков по истории тувинского театра и драматургии, которые затем вошли в одну из первых книг об истории театра в Туве. Предметом ее научного исследования стала профессиональная деятельность театрального режиссера. Ее статьи о режиссерской и актерской работе в разные годы были опубликованы в газетах «Шын», «Тыванын аныяктары», «Сылдысчыгаш».

      В начале 90-х годов Клара Чамыяновна работала заведующей тувинским отделением и президентом Российского фонда благотворительности и здоровья. Клара Сагды вписала в историю республики свое имя как тувинский драматург, писательница, режиссер, актриса, Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, ветеран труда, член Союза писателей Республики Тыва, обладательница ордена «Знак почета», медалей «За доблестный труд» и Союза женщин России.

 

  • Автор: Виктория Ооржак (Аймаа), начальник отдела информационного сопровождения и медиа РЦНТД
  • Ссылка: Википедия, Национальный театр им. В. Кок-оола
  • Список литературы, иное: Верные творчеству/ Редакционная коллегия РЦНТД// Издание «70 лет Республиканскому центру народного творчества и досуга», – Кызыл, 2018 г.