Конгар Хургулек Байыскылановна

Конгар Хургулек Байыскылановна

Артист 15/03/1924 — 06/01/1996

Заслуженная артистка РСФ (15 марта 1961), Народная артистка Тувинской АССР (1966), Народная артистка РСФСР (1984), кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Родилась 15 марта 1924 года в с.Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна (Тувинская Народная Республика, ныне Республика Тыва). Училась в Кызыл-Мажалыкской школе, жила в интернате. В школе участвовала в художественной самодеятельности, хорошо пела, играла на балалайке.

В 1941 году переехала в Кызыл, начала учиться в театрально-музыкальном училище (ТМУ). Юную Хургулек взяли на музыкальное отделение, где она вместе с другими студийцами училась читать ноты, играть на инструментах и петь. Хургулек сначала была в оркестре, затем с нею, как и с Екатериной Седип-ооловной Кенденбиль, стал заниматься вокалом хормейстер Сергей Булатов. На неё обратил внимание режиссер Иван Яковлевич Исполнев, который выпускал уже второй учебный спектакль театра-училища «Тонгур-оол» С.Тока. Роль пионерки в этом спектакле была поручена Хургулек. Актерская одаренность девушки, собственно, и определила ее дальнейшую судьбу. В 1944 г. в спектакле «Хайыраан бот» она сыграла роль Уран — младшую сестренку Кара.

Регулярно выступая в концертах репертуар юной Хургулек постепенно расширялся и уже входили отдельные арии из оперетт, музыкальных комедий. Нежное звучание ее красивого чистого сопрано очаровывало всех. Затем она стала исполнять ведущие партии в музыкальных спектаклях: «Яринка в «Свадьбе в Малиновке», Оксана — «Запорожец за Дунаем», Дангына в музыкальной сказке «Чечен и Белекма», сваха Джихан в «Башмачках», тетушка в «Аршин мал Алане». И можно сказать, что музыкальными становились и драматические спектакли, если было место для пения героиням Хургулек Байыскылановны Конгар. Это «Весна в Москве», где актриса исполняла роль молодого ученого Ковровой, «Песня Софии» — София, Людмила Карцева в «Курортном знакомстве».

Рядом с крепнувшим вокальным исполнительством в музыкальных постановках, с годами набирало силу, углублялось и утончалось ее актерское мастерство в драматических спектаклях. И здесь диапазон ее возможностей был весьма широк: «Тоска» Дж. Пуччини — Тоска; «Свадьба в Малиновке» — Яринка; «Запорожец за Дунаем» — Оксана; «Чечен и Белекмаа» — Дангына; «Башмачки» — сваха Джихан; «Аршин мал Алан» — тётушка; «Козы Карпеш и Баян-Слу» — девушка Баян-Слу; «Платон Кречет» — Надя; «Хайыраан-бот» — Уран, Салбакай; «Именем революции» Шатрова — жена командира; «Коварство и любовь» Шиллера — леди Мильфорд; «Ночь лунного затмения» Мустая Карима — Танкебике; «Самбажык» — Таданай; «Гроза» Островского — Катерина; «Нэркэс» — Зумрад.

Семья: муж — Николай Монзуёлович Конгар (партработник); дочь — Роланда Николаевна Конгар (педагог-переводчик), сыновья — Мерген Николаевич Конгар (артист), Валерий Николаевич Конгар (юрист-силовые структуры).



  • Список литературы, иное: Конгар Хургулек Байыскылановна. Новые исследования Тувы. 2015, № 3. Голос, которому нет аналогов. (к 90-летию народной артистки России и Тувы Хургулек Конгар). Тувинская правда. 16.10.2014, № 116. Сагды К. «Тувинский соловей» (Об артистке X. Конгар), Тувинская правда, 1961, 26 марта. Межова В. «Золотое имя Xургулек» (О заслуженной артистке РСФСР X. Б. Конгар), Тувинская правда, 1969, 19 апреля. К.Сагды «История возникновения тувинского театра», Кызыл, 1973