Анохин Андрей Викторович

Анохин Андрей Викторович

Деятель 28/10/1869 — 31/08/1932

Андрей Викторович Анохин - известный сибирский краевед-этнограф, композитор и педагог, основоположник профессиональной музыки алтайцев, просветитель, ветеран собрания и изучения тувинского народного музыкального искусства, выдающийся собиратель и пропагандист музыкального фольклора тюркоязычных народов Западной Сибири.

Андрей Викторович Анохин родился в городе Бийске (Алтайский край).
Музыкальное образование получил в Синодальном училище в Москве и на регентских курсах придворной Певческой капеллы в Петербурге. Преподавал пение в учительской и духовной семинариях, мужских гимназиях и других училищах в Томске; там же руководил архиерийским хором при кафедральном соборе и занимался композицией.

В 1907 году он был выслан их Томска за участие в социал-демократическом движении, за издание подпольного журнала «Робкие голоса», за сочинение хоровых революционных песен и их разучивание со студентами, но через год возвращен в Томск, с разрешением заниматься преподаванием только в частных гимназиях и прогимназиях. После возвращения в Томск, продолжая педагогическую работу, он отдавал все свободное время собиранию и изучению материалов по этнографии и по народному музыкальному искусству алтайских тюрков, а также музыкальному творчеству.

А.В. Анохин заинтересовался этнографией и музыкальным фольклором Западной Сибири под влиянием известного этнографа Г.Н.Потанина, с которым сблизился в 1907 году в Томске. В том же году Анохин вступил в руководимое Потаниным «Общество изучения Сибири», выступил в нем с докладом «О напевах алтайских инородцев и монголов», сделал первые записи напевов тувинских народных песен в Урянхайском крае и стал членом томского отделения русского музыкального общества.

После возвращения из политической ссылки А.В. Анохин совершил в 1909-1910 гг. первую собирательскую поездку в Горный Алтай, Хакасию, Туву и Северную Монголию, которая положила начало его фонографическим звукозаписям музыкального фольклора.
Во время экспедиции в 1909-1910 гг. им были записаны первые образцы тувинского сольного двухголосного пения (обстоятельно исследованного в публикуемом труде А.Н. Аксенова), а позднее – и образцы башкирского сольного двухголосного горлового пения (исследованного позднее Л.Н. Лебединским).

Наряду с записями музыкального фольклора тюркоязычных народов Западной Сибири и монголов, его изучением и обработкой, А.В. Анохин систематически собирал и изучал материалы по этнографии алтайских тюрков. Им было записано (преимущественно в 1910-1920 годы) около 800 напевов песен и традиционных мелодических речитаций тувинцев, алтайцев (в том числе телеутов), хакасов (качинцев и бельтиров), шорцев и ряда других тюркоязычных народов Западной Сибири, а также западных монголов (около двухсот напевов непосредственно с голоса певцов и около шестисот – на фонографические валики). Но большая часть этих записей – в том числе и образцы записей тувинской народной музыки – осталась ненотированной и неопубликованной.

Дореволюционные записи А.В.Анохина имеют для сравнительно-исторического исследования музыкального фольклора тюркоязычных народов Западной Сибири огромное значение. Звукозаписи эти, (так же как и дореволюционные звукозаписи С.Д. Майнагашева и А.Н. Липского) уникальны и неповторимы. Музыкальное искусство народов саяно-алтайской группы и других тюркоязычных народов Западной Сибири представлено в них образцами, отражающими уровень сознания этих народов в период, предшествующий национальной консолидации каждого из них после Великой октябрьской социалистической революции.

Научное наследие А.В.Анохина, однако, недоступно для исследователя, пока его записи не будут нотированы, подтекстованы в нотациях национальными текстами песен и речитаций (из рукописного архива собирателя) и комментированы по материалам полевых его наблюдений. Эта специальная, трудоёмкая работа может быть выполнена только коллективом специалистов: музыковедов, этнографов и лингвистов.

После Великой Октябрьской социалистической революции Анохин развил широкую педагогическую деятельность по преподаванию пения и краеведения в средних учебных заведениях различного типа: в 1917-1922 - в Чемале, 1922-1926 – в Барнауле, в 1926-1929 – в Горно-Алтайске, затем снова в Чемале, и, наконец, в 1931 году был зачислен научным сотрудником (музыкальным этнографом) Горно-Алтайского областного краеведческого музея. В течение всех этих лет Анохин руководил музыкальным и краеведческим кружками, дирижировал большим городским хором в Горно-Алтайске, в летние каникулы совершал ежегодно с учениками средних школ этнографические поездки, в которых значительное место отводил музыкальным записям народных песен и инструментальной музыки.

31 августа 1932 года во время очередной музыкально-фольклорной собирательской поездки ( по научной командировке Горно-Алтайского областного краеведческого музея) А.В.Анохин скоропостижно скончался в урочище Средний Куюм Эликмарского аймака Горно-Алтайской авт. области.

  • Список литературы, иное: А.Н. Аксенов «Тувинская народная музыка» (1964)