Рушева(Ажыкмаа) Наталья Дайдаловна

Рушева(Ажыкмаа) Наталья Дайдаловна

Артист 20/11/1926 — 07/01/2015

Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева родилась 20 ноября 1926 года в Туве в селе Сесерлиг. При рождении ей было дано имя Ажикмаа («Ажик» по-тувински «простор»). Девочка рано потеряла родителей и ее воспитывала сначала бабушка, потом сестры, а потом она жила у тети в Кызыле. В 1942 году Наталья поступила в балетную труппу, где преподавал знаменитый Московский балетмейстер А.В.Шатин. Именно он со своими учениками создал первые тувинские танцы на основе национальных мелодий. Наталья Ажикмаа стала солисткой прекрасного танца «Звенящая нежность», ставшего классикой тувинского хореографического искусства. В 1945 году в Тувинский областной муздрамтеатр прибыл из Москвы молодой театральный художник Николай Константинович Рушев. Осенью 1946 года состоялась свадьба Натальи Ажикмаа и Николая Рушева. А спустя 2 года Николай Константинович был командирован Министерством культуры СССР в Сталинабад (ныне Душанбе) художником-постановщиком в Русский драматический театр. Позднее к мужу приехала и Наталья Дойдаловна, она поступила в Таджикский театр оперы и балета имени С. Айни. В 1950 году молодую семью ждало новое назначение, в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев – театральный художник, а Наталья Ажикмаа – педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась дочь Надежда. Знакомый мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает «Вечно живущая». Летом Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери. Известность пришла к маленькой Наде в 12 лет, когда в 1964 году состоялась ее первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Ее рисунки, полные чистоты, безудержной фантазии и недетской мудрости, потрясают. Д.С.Лихачев писал о ней: "Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше.<…> Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана". Надя оставила около 10000 рисунков на разные темы, наиболее известны ее циклы «Пушкиниана», «Мастер и Маргарита», «Война и мир», «маленький принц», «Восток», «Балет»…

С середины 1960-х годов Н.Д.Ажикмаа-Рушева работала в лаборатории Московского телевизионного центра, затем на комбинате художественно-декоративного производства Центрального телевидения, а с 1971 года учебным мастером в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). После смерти единственной дочери в 1969 году Рушевы много сил отдали организации выставок Надиных рисунков, сохранению ее наследия. В 1975 году Наталью Дойдаловну постигла еще одна трагедия: умер Николай Константинович. Но и теперь она не опустила руки, а продолжала пропаганду творчества дочери. В 1994 году Наталья Дойдаловна передала Государственному музею А.С.Пушкина значительную долю наследия Нади Рушевой. До последних дней Наталья Дойдаловна жила в Царицыно и рассказывала о Наде и о Николае Константиновиче. За творческие и трудовые заслуги Н.Д.Ажикмаа-Рушева награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя юбилейными медалями участника трудового фронта, медалью «Ветеран труда», почетными знаками и медалью в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, медалью «Заслуженный работник искусства», «Золотой грамотой республики Тыва». В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой. Натальи Дойдаловны Ажикмаа не стало 7 января 2015 года. Похоронена на Покровском кладбище рядом с дорогими людьми.

Н.Д. Ажыкмаа-Рушева родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ местности Баян-Кол Пий-Хемского кожууна в семье арата. Рано лишившись родителей во время эпидемии оспы, она с братьями и сестрами жила и воспитывалась у бабушки Дундуулак и дяди по линии матери — Балдып. Весной 1942 года Ажыкмаа переехала в Кызыл к двоюродной сестре Раисе Комбуевне, жене известного писателя Тувы — Олега Карламовича Саган-оола. Так начался новый этап в жизни Натальи Ажыкмаа. Училась она в Кызылской объединенной школе, ныне это школа № 2 города Кызыла. В годы Великой Отечественной войны тувинская молодежь, в том числе Наталья Ажыкмаа, много трудилась на разных работах в помощь Советскому Союзу. Жизнь Натальи Дойдаловны, бесспорно, насыщенная и удивительна. Ее имя тесно связано с миром искусства и культуры Тувы. Наталья Ажыкмаа-Рушева вместе со своими сверстниками стояла у истоков развития профессионального хореографического искусства Тувы. С равным профессионализмом и изяществом она танцевала на концертах в районах республики, на сцене таджикского театра им.С.Айни. Именно о ней Анатолий Шатин, балетмейстер-хореограф, говорил: «Она танцует, как поет». В балетной студии Шатина она прошла прекрасную хореографическую подготовку, благодаря которой смогла в дальнейшем проводить занятия как педагог-балетмейстер в Монголии. Ее трудовые и творческие заслуги отмечены многими наградами Правительства России. Достойное место в этой коллекции занимают медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четыре юбилейных медали участника трудового фронта, медаль «Ветеран труда», а также почётные знаки и медаль в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, Почётные грамоты Тув.АССР, «Золотая грамота Республики Тыва» и др. В 1942 году в Кызыле открылась театральная студия при Тувинском музыкально-драматическом театре, в котором стали преподавать приглашенные из СССР специалисты: режиссер Иван Исполнев, музыкант и дирижер Ростислав Миронович, хормейстер Булатов, композитор Алексей Аксенов, балетмейстер Анатолий Шатин и другие. Вначале Ажыкмаа была принята в цирковую группу, а потом перевелась в балетную — под руководством известного московского балетмейстера Анатолия Шатина. На основе национальных мелодий им были поставлены первые тувинские танцы «Декей-оо», «Звенящая нежность», «Юность». Сейчас они – основа и классика тувинской хореографии. Наталья Ажыкмаа благодаря своей одаренности и трудолюбию стала первой солисткой национального танца «Звенящая нежность», ставшего классическим произведением тувинского хореографического искусства. Наталью Дойдаловну Ажыкмаа Рушеву по праву называют одной из первых профессиональных балерин Тувы. В 1945 году в тувинский областной театр был командирован молодой театральный художник из Москвы Николай Рушев, который сразу взялся оформлять спектакли «Хайыраан-бот», «Донгур-оол» для тувинской труппы, также спектакли русской труппы «Лекарь поневоле», «Бедность не порок» и другие. Молодой симпатичный и обаятельный художник не мог не заметить стройную и красивую балерину Наталью Ажыкмаа. Между молодыми людьми завязалась дружба, переросшая в настоящую большую любовь. В августе 1946 года в Кызыле они сыграли свадьбу. Это была первая в истории молодой республики интернациональная свадьба. Прекрасный облик любимой жены Николай Рушев запечатлел в своих живописных работах. Самые известные – это «Портрет Натальи Ажикмаа с лимби», «Портрет Натальи Ажикмаа под зонтиком» и большая жанровая картина «Концерт в поле». Наталья Ажыкмаа-Рушева танцевала на сцене таджикского театра им.Айни, как педагог-балетмейстер обучала в театральном училище юношей и девушек в Монголии, передавая им свои знания и большой творческий опыт. С рождением дочери Нади, Найдан, в жизни Натальи Дойдаловны начался новый период в жизни: она оставила сцену и целиком посвятила себя семье, воспитанию талантливой дочери. Память о Наталье Дойдаловне, хранящая все важные события ее жизни и блестящего творческого пути, навсегда останется в сердцах людей.

  • Автор: Бурбужеп Д.Д., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея Респуб
  • Ссылка: https://kntuva.ru/?p=7928
  • Список литературы, иное: Наталия Усенко, руководитель Школьного мемориального музея Нади Рушевой