Ооржак Хунаштаар-оол Сүрүң-оолович

Ооржак Хунаштаар-оол Сүрүң-оолович

Хоомейжи

Хунаштаар-оол Ооржак родился в 11 сентября 1932 году в семье арата Ооржака, в местечке Мунгаш-Ак Барун-Хемчикского кожууна. Отслужив в Советской Армии, вернулся в родной Мунгаш-Ак, а затем с семьей переехал в Сут-Хольский кожуун. На протяжении многих лет Хунаштаар-оол Сурун-оолович работал чабаном. Находясь с отарой в долине, Ооржак как и многие другие чабаны напевал мелодии, придумывал собственные. Его пение привлекло внимание других чабанов и доярок. На тот момент Хунаштаар-оолу было 35 лет.

Работники культуры района сообщили в Кызыл, что в совхозе “Алдан-Маадыр” появился талантливый мастер горлового пения. Приехал научный сотрудник ТНИИЯЛИ и записал пение Хунаштаар-оола Ооржака на магнитную ленту. Не прошло и полугода, как его имя стало известно не только в республике, но и недалеко за её пределами.

Народный хөөмейжи РТ Хунаштаар-оол Сүрүң-оолович мастерски исполнял все пять стилей хөөмея, непринужденно, без особого напряжения. Его манера исполнения отличалась силой и ясностью звучания обертоновых мелодий, широким дыханием, которые у него никогда не срывались. Самой яркой индивидуальной чертой его исполнения было пение без сопровождения. Своим прямым долгом О. С. Хунаштаар-оол считал обучение молодых исполнителей всем пяти главным стилям хөөмея. Х. Ооржак был лауреатом многих смотров, конкурсов и фестивалей, неоднократным участником самых представительных выступлений в Кремлевском Дворце съездов.

В 80-х годах он выступал на Международном фестивале «Радуга-81», побывал на гастролях в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Париже, Багдаде и во многих других уголках мира. Хунаштар-оол Сурун-оолович показал всему миру красоту тувинского хоомея. "Такой хоомейжи рождается раз в сто лет", - говорили о нем. «С самого детства он научился искусству горлового пения в стилях сыгыт и каргыраа. Очень любил слушать исполнение Ооржака Болдуна. Он был отличным хоомейжи. В настоящее время я владею горловым пением в пяти стилях: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. Сыгыт и борбаннадыр произошли от хоомея, каргыраа – от пения скворца, эзенги сродни каргыраа. В каждом из этих стилей можно спеть на несколько голосов. Например: мастер горлового пения в стиле хоомей может исполнить его на три голоса, а мастер-исполнитель в силе сыгыт на три или два голоса. Виды их различны: 1) долгий (плавный, певучий), 2) широкий (просторный), 3) грудной. Можно также исполнять горловое пение, не открывая носа и рта: 1) подражание мычанию, 2) колыбельная, 3) кочевое. Все пять стилей Хунаштаар-оол Ооржак исполнял чисто. Особенностью творческой индивидуальности Х.Ооржака является это виртуозное владение всеми его видами и разновидностями, стилями и субстилями горлового пения Горловое пение Хунаштаар-оола Ооржака тесно связаны с природой, с его родным уголком Сүт-Холем. В них переплелись и свист ветра, и шум вековых кедров, и журчание горных ручьев… на природе песня без слов (хоомей) звучал естественно и свободно, звуки ее таяли в голубом небе. Это была чистая и могучая мелодия гор, которая заставляла сердце учащенно биться в груди. Многие зачарованы этой мелодией… У Хунаштаар-оола добрая душа. Он очень любил детей, никогда не поднимал голос на детей, и не вынуждал делать то, чему еще не готовы. Всегда давал ребенку время самому осмыслить свой поступок, прийти в определенному выводу и исправиться. Удивительным в его исполнении было его дыхание; такое длинное, что может достичь при пении сыгыт 45 секунд.

Звания

  • внесён в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века»
  • лауреат зонального конкурса самодеятельных артистов г. Новосибирска (1977)
  • Народный хоомейжи Республики Тыва (1992)

Он много раз принимал участие в Международных музыкальных трибунах стран Азии, организуемых Международным музыкальным Советом ЮНЕСКО в Париже (1971), Алма-Ата (1973), где его песня “Алаш” была включена в число 16-ти самых лучших произведений стран Азии. Хунаштаар-оол Ооржак был отмечен как один из наиболее самобытных и талантливых музыкантов и в Багдаде (1979). В.Ю. Сүзүкей, Ч.С. Тумат "Хөөмейжи Республики Тыва". Кызыл, 2015. С. 190.

  • Список литературы, иное: Сузукей В. Ю. Хунаштаар-оол Сурун-оолович Ооржак // Хоомейжи Республики Тыва / В. Ю. Сузукей, Ч. С. Тумат. — Кызыл, 2015. — С. 32 Сундуй М.М., Куулар Ч.Ч. Ооржак Хунаштаар-оол. – Кызыл, 1995. ­– с. 20-21 Фото из архива Центра развития тувинской традиционной культуры и ремёсел.