Народные приметы тувинцев

Народные приметы тувинцев

Отсутствие у тувинцев науки, научных знаний о природе, обществе и человеке в некоторой степени восполнялось народными знаниями, приобретенными многовековым трудовым опытом народа. У наших предков были приметы, основанные на наблюдениях за солнцем, луной, звездами, поведением животных. Об этом подробно рассматривается в книге  этнографа Л. Потапова «Очерки народного быта тувинцев».

Приметы, связанные с  календарем (Л. Потапов):

Год мыши – счастливый. Он характеризуется урожаем и мягкой зимой. У юго-восточных тувинцев этот год тоже счастливый, люди в нем живут хорошо, не болеют, снега бывает мало – и скот хорошо зимует, охота на зверя добычлива, а посев дает хороший урожай.

Год коровы – несчастливый, будут плохие зима и весна, а также чут (падеж скота). У тувинцев юго-восточных районов этот год считается хорошим, но не таким счастливым, как год мыши.

Год тигра – средний (не плохой и не хороший). У юго-восточных тувинцев этот год нехороший, особенно для тех женщин и девушек, которые в нем родились. Через каждые двенадцать лет родившаяся в этот год должна болеть, и довольно тяжело. Родившиеся в этот год девушки обычно не счастливы в замужестве (так говорили обычно ламы).

Год зайца – хороший, зима в этот год тёплая – и скот хорошо зимует. У юго-восточных тувинцев год зайца считается средним (не очень хорошим, но и не очень плохим). Люди, родившиеся в этот год, живут обычно не плохо, но и не очень хорошо.

Год дракона – несчастливый, лето в этот год дождливое, грозы и град выбивают хлеб, нередко бывает наводнение. У юго-восточных тувинцев, напротив, год дракона (живущего на небе и производящего гром) считается счастливым, а человек, родившийся в этом году, живет хорошо.

Год змеи – засушливый, в этот год бывает много змей и укусы их смертельны, родившийся в год змеи должен особенно их опасаться.

Год лошади, по мнению всех тувинцев, счастливый. В этот год бывает много молока, веселья, вина и даже драк. Люди много ездят верхом и часто падают с коней. Человек, родившийся в год лошади, должен быть особенно осторожен при верховой езде, чтобы не разбиться.

Год овцы характеризуется жарким летом, засухой. Во многих местах выгорает трава. Для родившегося в этом году год счастливый. У юго-восточных тувинцев год овцы относится к хорошим годам, особенно для женщин, родившихся в нем. Они живут всю жизнь хорошо и счастливо.

Год обезьяны – тяжелый несчастливый. В этом году бывают большой снег и падеж скота. Родившемуся в этом году этот год не принесёт ни счастья, ни несчастья. Этот год обычно бывает обычно холодным, т.е. отличается холодной погодой зимой и летом.

Год курицы – несчастливый. В этом году гибнет хлеб от грызунов, а люди болеют. Родившийся в этом году испытывает несчастья, он много и часто болеет и с трудом поправляется.

Год собаки – счастливый. В этот год выдается хороший большой урожай хлеба и трав. Скот будет жирным, а родившийся в этом году человек – счастливым. Юго-восточные тувинцы связывают с этим годом увеличение количества волков, наносящих урон стадам.

Год кабана – счастливый. В этот год у скота будет много молока. Скот будет жирным, а травы – хорошими. Родившийся в этом году будет здоровым, сильным и счастливым. У тувинцев юго-восточных районов год дикой свиньи – тяжелый для скотоводов. В этот год бывает много снега, отчего трудно кормить скот на зимних пастбищах.

Таким образом, представления о каждом годе двенадцатилетнего животного цикла у тувинцев были связаны с различными приметами и суевериями. Поскольку раньше каждый тувинец знал, в каком году он родился по двенадцатилетнему летоисчислению, и считал по этой системе свой возраст, и верил в характеристику своего года рождения.

Приметы, связанные с луной:

В лунном месяце – тридцать дней. Счет дней месяца ведется по луне. Первый день месяца называется днем перед нарождением новой луны; второй день знаменуется появлением серпика луны, а последний из них назывался будун, что означает «темно» (луны нет на небе). Существует примета, связанная со вторым днем: если в зимнее время первый видимый серпик луны кажется очень тонким и стоит круто, то это предвещает большое количество снега, сильные морозы, плохую погоду и неблагоприятные условия для зимнего содержания скота – такой месяц будет тяжелым и для людей. Если же этот первый серп луны выглядит относительно толстым  и стоит не круто, то предвещает небольшое количество снега, что весьма важно для зимней пастьбы скота и его содержания, а также здоровье и хорошую жизнь людям. Если народившаяся луна имеет такой сытый вид летом, то это также хорошая примета, означающая благополучие для людей и скота и хороший рост трав.

Существует и примета, связанная с полнолунием: беременная женщина не может в день полнолуния находиться в зоне лунного света, так как это может повредить её будущему ребенку, который родится косым.

Если зимой вокруг луны тувинцы замечают круг, то это предвещает пасмурную погоду, снег, если – летом, то считают, что будет дождь.

Если летом или осенью наблюдалось лунное затмение, то предсказывало тяжелую, трудную снежную зиму.

Приметы, связанные со звездами:

Если летом звезда очень ярко блестит на небе, то ожидают жаркую погоду; если она блестит в зимнее время – то ждут мороза. Если в середине первого зимнего месяца созвездие Плеяд проходит мимо луну и их в это время не видно простым глазом, значит, зима будет тёплая. Если же Плеяды в это время и в этом положении хорошо видны, зима будет морозной. Если вечерняя звезда сближалась с молодой луной в то время, когда погода была пасмурной, считали, что зимой будет много снега.

Приметы, предсказывающие раннюю или позднюю весну и осени:

Пение (чирикание) воробьев в утренние предрассветные сумерки или появление оттепелей в середине зимы предсказывали раннюю весну. Если зимой часто появлялись красные закаты солнца или у объягнившихся овец было достаточно молока, то эти приметы предвещали раннюю весну. Если по вечерам овцы не стремились идти в кошару, то считали, что весна будет ранняя. Тувинцы наблюдали и за звездой, которая зимой восходит близко от луны, и если во время её восхода не выпадал снег, то также ожидали раннюю весну.

Были приметы, касающиеся осени. Например, раннюю осень предвидели по раннему пожелтению или покраснению листьев в тайге, по раннему отлету журавлей и по раннему залеганию сурков (тарбаганов) в норы на зимнюю спячку, а также по тому, что самцы диких козлов рано переставали гоняться. Если все эти перечисленные явления происходили поздно, то и осень ждали позднюю.

М. Б. Кенин-Лопсан даёт следующие приметы, связанные с поведением животных, в издании «Тувинская культура тувинцев», где наиболее полно раскрыл истоки  священных традиций  и  обрядов тувинского народа.

Если летом в ясную погоду сурки не выходят из своих нор, то это к дождю или к буре.

Если сурки, залезшие в норы на зиму, вскоре вылезают обратно, значит зима будет мягкой.

Если весной сурок выходит из норы, но затем снова залезает в неё и закрывает вход в нору, то это весной не скоро потеплеет и надо ожидать холодных бурь.

Если таежная белая куропатка спускается с таежных вершин вниз, то это к непогоде.

Если каркает ворон, то будет дождь или снегопад.

Если коршун кружится над аалом, значит, охотник вернется из тайги с большой удачей.

Если яки при ясной погоде не выходят из реки, то это к дождю. Яки-самцы, как известно, зимуют на вершинах таежных хребтов, если они спускаются вниз к стоянке, то будут большие снегопады.

Горные козлы ежедневно по утрам приходят в те места, где есть солончаки. А, если они утром туда не придут, то это к непогоде.

Если собака рвет и ест траву, ожидай дождя или снегопада.

Если ворон тревожно каркает, то это признак того, что к стоянке приближается волк.

Если лошадь кусает стремя, то это очень плохо – кто-то заболел  и умрет.

Если путник увидит лису, то это тоже плохо – у этого путника поездка не увенчается успехом, а охотник вернется из тайги с пустыми руками.

Таким образом, присматриваясь к окружающему миру, люди заметили, что одно явление природы следует за другим в определённой последовательности. Выводы о такой последовательности и являются приметой. Примета – важная составляющая нашей культуры, ведь в ней нашли отражение особенности быта, своеобразие национального характера, нравственные, эстетические и этические нормы.

Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,

редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.

 

Литература:

  1. Потапов, Л. Народные знания / Л. Потапов. – Текст : непосредственный. – Очерки народного быта тувинцев. – Москва, 1969 – С. 279-315.
  2. Кенин-Лопсан, М. Народные приметы / М. Кенин-Лопсан. – Текст : непосредственный. – Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006. – С. 136.