Обряд айыс

Обряд айыс

Охота на соболя традиционно сопровождались особым ритуалом айыс. Айыс – это охотничья удача. Айыс салыр «взять, приобщиться к удаче». В Туве этот ритуал присутствует только при охоте на соболя.

Догнав и подстрелив соболя с собакой, охотник давал некоторое время собаке покусать соболя. Делалось это по двум причинам, с одной стороны, собаку тем самым приучали к преследованию и добыче соболя, с другой, собака, таким образом, добивала раненого соболя. Шкурка соболя обладает высокой «подвижностью» и эластичностью, по этой причине собака не способна повредить её. Через некоторое время охотник забирал у собаки соболя, брал его двумя руками за тушку, хвостом вниз, мордочкой к себе, кланялся соболю, и во время поклона прикасался своей головой к мордочке соболя, произнося при этом: «Оршээ хайыракан». Эта процедура называлась айыс алыр «выражение благодарности и приобщение к удаче». Признаком смерти зверька считался цвет глаз: у живого соболя глаза чёрные, у погибшего – ярко-бирюзового цвета.

Если при этом присутствовали товарищи, вместе с которыми охотник преследовал соболя, он тут же передавал соболя им, все по очереди повторяли обряд «приобщения к удаче». После того, как обряд совершал последний, охотник брал соболя, сворачивал тушку «калачиком» и прятал за пазуху. Затем продолжали охоту, если удавалось добыть еще одного соболя, то обряд повторялся, и этого соболя также полагалось положить за пазуху.

За пазуху отворота шубы закладывают обязательно, вне зависимости от наличия карманов, переметных сум на лошадях. При этом добытого соболя ни в коем случае нельзя было показывать, даже несмотря на просьбы, любым посторонним, случайно встретившимся во время охоты людям, чтобы не отвернулась удача. Придя к своему охотничьему лагерю, охотник доставал соболя и передавал его всем охотникам по кругу, которые повторяли обряд айыс алыр, при этом выражали радость от того, что их посетила удача.

После того, как добывали соболя, вечером у малого огня, на котором готовили пищу, обязательно устраивают дой «праздник с угощениями». Каждый охотник перед охотой дома колол козу или барана и брал мясо с собой. На дой по поводу добычи соболя полагалось варить грудинку или курдюк, тем самым, отмечая удачу. После готовки пищи, в первую очередь самый старший из охотников отрезал небольшие по размеру лучшие кусочки мяса, затем, громко благодаря духов огня, хозяев гор и тайги, а также соболя, бросал кусочки мяса в огонь. Только после этого все охотники приступали к трапезе. Кусочки курдюка или грудинки в равных долях получали все охотники.

Затем переходили к большому огню, закладывали в него большие сухие кедровые дрова для того, чтобы было много света, и приступали к разделке добычи и подготовке к охоте на завтра.

Когда охотник возвращается с крупной добычей, то его родственники, соседи, знакомые по традиции обращаются к нему с добрыми словами приветствия в связи с благополучным возвращением.

По поводу снятия шкурки с соболя также существовала особая процедура. Шкурку с добытого соболя полагалось снимать не каждому, а только самым опытным охотникам. Аккуратно сняв её «чулком» и передав охотнику, добывшему соболя, приступали к следующему обязательному ритуалу, который производил тот, кто снимал шкуру. Брали тушку соболя и, надрезая ножом все его конечности в районе коленных суставов, затем в области шеи и крестца позвоночника, надламывали суставы, произнося заговор удачной охоты на соболя: «Арт ашпа, хем кешпе, маңгыр болба (перевал не переваливай, реку не переходи, бегучим не будь). После этого тушку соболя сворачивали «калачиком» уносили и прятали либо в каменной россыпи – хорум, либо в корнях или дуплах деревьев, т.е. местах, где соболь традиционно устраивал свои гнёзда. Тувинцы считали, что «жизнь» из «ничего», т.е. «пустоты», не появляется. Совершая подробный обряд, искренне верили, что соболь появится вновь, но при этом, имея указание от человека, завладевшего его душой, находящейся в кончике носа, не будет, обидевшись, покидать место своего обитания.

Вечером у костра чинят оружие, одежду и сбрую, поврежденную за день, готовят боеприпасы и каждый вечер гадают на лопатке на завтрашний день. Гадание производит обычно самый опытный из охотников. Гадают не только на бараньей или козьей лопатке, считается, что лопатки диких зверей самые «правдивые», лучшей считается, что лопатки кабарги, косули, гадают и на заячьей лопатке.

Бывает, неожиданно охотники в течение  непродолжительного времени убивают много соболей, до 10 и более на одного охотника. В таких случаях немедленно останавливается охота. Тут же вечером устраивается дой (праздник), на котором охотники мясом, привезенным из дома, благодарят огонь и «хозяина тайги» за добычу. На следующий день рано утром немедленно возвращаются домой. Считается, что хозяин тайги, дав добычу, решил таким образом оставить у себя кого-то из охотников или забрать члена его семьи. Этот обычай был распространен среди охотников в западной части Тувы. Тоджинские охотники никогда не ограничивала количество добываемых зверьков. 

Айыс – это удача охотника, как любая удача, она капризна и привередлива, может «улыбнуться» одному и при  этом покинуть другого. По этой причине тувинские охотники очень строго соблюдают все традиции и обычаи на охоте:

  • Никогда нельзя выбрасывать остатки еды, к пище надо относиться бережно, иначе удача отвернется от тебя или, того хуже, «за небрежное отношение к еде» хозяева мест могут наказать человека, допустившего неблаговидный проступок. По этой причине тувинцы к любой пище всегда относятся очень бережно, тщательно счищают мясо с костей, никогда не выбрасывают даже остатки пищи.
  • Более всего «хозяева мест» наказывают охотника за бессмысленное уничтожение и при этом не использование чего-либо. При этом речь не идет только об одушевленных предметах. Например, просто так нельзя рубить живые деревья, ломать кусты и тем более убивать живые существа. Поэтому тувинские охотники никогда не бросают подранков, бывает, находит раненого соболя после нескольких дней преследования или трудоёмкого выкуривания из значительных по размеру каменных россыпей – хорум.
  • Нельзя просто так шуметь в тайге, иначе удача отвернется от охотника.
  • Нельзя бросать в костер мусор.
  • Нельзя «справлять естественную нужду» у родников и над горой, из которой родник вытекает.

У тувинских охотников существует также обычай, в соответствии с которым нельзя было отдавать невыделанные шкурки соболя, считалось, что охотничья удача – айыс способна уйти вместе с невыделанной шкурой. Выделанная шкурка соболя с отрезанным носом считалась неодушевленной вещью, в невыделанной шкурке с носом еще оставалась жить душа соболя. По этой причине охотник всегда старался хоть немного выделать шкуру, при этом обязательно отрезался кончик носа.

Обычай отрезать и прятать кончик носа родился, вероятно, от традиционного способа «добра зверьков», их добивали ударом палки или плоскостью клинка ножа в нос: считалось, что душа соболя находится в носу. Из этого следовало, что вместе с душой, «живущей в кончике носа», по мнению тувинских охотников, у того, кто хранит нос с «душой соболя», остается и удача – айыс, связанная с его добычей.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Использованная литература: Даржа, В.К. Обряд айыс / В.К. Даржа – Текст : непосредственный // Традиционные мужские занятия тувинцев. – Кызыл, 2009. – С. 467-469. Кенин-Лопсан, М.Б. Охотничьи обычаи / М.Б. Кенин-Лопсан – Текст : непосредственный // Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006. – С. 62.