Обычаи тувинского народа
Существенную часть духовного наследия тувинского народа составляют традиции и обычаи, тесно связанные со всеми сферами его общественной и семейной жизни. Они умеют глубокие генетические истоки, являются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа на разных этапах его исторического развития. Традиции и обычаи сложились на основе трудового и жизненного опыта народа и связаны с его хозяйственно-культурным укладом, морально-этическими нормами и повседневной жизнью. Они создавались веками и обогащались опытом предшествующих поколений.
По мнению исследователей, традиции ― не только «передача» культурного наследия прошлого, но и исторически сложившиеся формы поведения людей во всех сферах общественной жизни.
Обычай ‒ это традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Тувинский народ, как и другие народы, создал немало замечательных обычаев, регламентирующих семейную и общественную жизнь. Передаваясь из поколения в поколение на протяжении столетий, они играли исключительно важную роль в общественно-бытовой жизни тувинцев.
Традиции и обычаи тувинского народа не были до сих пор предметом специального исследования. Некоторые аспекты этой темы затрагивались в трудах дореволюционных и современных ученых, посвященных разным проблемам истории, этнографии тувинского народа. Между тем, получить представление о культуре народа, о его духовных ценностях, не знаю его традиций и обычаев, невозможно.
Изучение и возрождение самобытной культуры, традиционных обычаев и традиций особенно актуально в наши дни, когда происходит процесс демократизации общественной жизни и рост национального самосознания народа.
В настоящей статье делается попытка рассмотреть некоторые обычаи, морально-нравственные и этические нормы поведения тувинского народа.
Обычаи гостеприимства – один из широко распространенных и лучших обычаев тувинского народа, игравший исключительно важную роль в его общественной и семейной жизни. В нем заложены общечеловеческие нравственные ценности народа, основы общечеловеческих взаимоотношений не только с родственниками и близкими, но и с окружающими людьми. Формировавшийся на протяжении многих веков обычай гостеприимства находит свое отражение в произведениях тувинского фольклора.
Прием и угощение любого гостя или путника, забота о нем и выполнение его желаний являлись неписаным законом, обязательным для всех. Гостеприимство характерно для всех народов, но не у всех оно стоит на первом месте. У тувинцев гостеприимство занимает очень важное место в их традиционных обычаях.
«Дореволюционные русские колонисты, ‒ писал известный ученый – сибировед В.И. Дулов, ‒ в один голос утверждали, что такого гостеприимства они не встречали нигде, кроме Тувы.
Прием гостя проходит по точно выработанным этикетом правилам. Например, приветствие гостей сопровождается рядом благопожеланий. Войдя в юрту, гость произносит приветствие: «Здоровы ли и благополучно ли живете?», Ваше стадо, здоров ли, хорошо ли?».
Принимая в своей юрте гостя, хозяева также приветствуют его, спрашивают, благополучно ли приехал, справляются о здоровье, благополучии скота от джута, хищников и болезней.
Если гость приехал в аал или в юрту незаметно, то он давал понять хозяевам о своем приходе и мирных намерениях. Если он имел ружье, то разряжал его и клал на потолок юрты, а нож с ножнами, который носил за спиной, снимал и напоказ опускал вниз.
У тувинцев существовали веками выработанный повседневный застольный этикет и церемониал подавания пищи гостям.
Сначала гостя или путника после взаимного приветствия и обмена трубками угощали кумысом, хойтпаком или молоком, а затем предлагали самые вкусные кушанья: чай с молоком, домашний быштак (сыр), сушеный творог со сметаной, поджаренное толченое просо, талкан (мука из поджаренного ячменя) и другие.
Если это почетный гость или просто уважаемый человек, вечером специально для него закалывали барана и угощали ханом (кровяной колбасой) и лучшими кусками мяса. Самому почетному гостью подается задняя часть барана с хвостовой частью (ужа) и кость задней ноги (чода). Они должны подаваться концом курдюка гостью. Гость, поев немного, отрезал небольшие куски мяса и раздавал всем присутствующим. Следующими по значению и степени гостю подавали грудную гость (төш), остальным ‒ лопатку и другие куски бараньей туши.
Старших и уважаемых гостей угощали также молочной водкой-аракой.
После угощения мясом гостям в обязательном порядке подавали суп или бульон. Так было принято испокон веков.
Гости, в свою очередь, особенно родственники и знакомые, приезжали с подарками. «Тувинец, ― писал русский исследователь Е. Яковлев, ― не поедет к родственнику без хотя бы маленького кошеля с растолченным зерном в подарок». В день отъезда гостей устраивали прощальное угощение, вручали им подарок и снабжали их путевым довольствием. Было строго запрещено возвращать хозяину пустую сумку или посуду. В них обязательно клали что-нибудь съестное или подарок. Это был ответный дар как составная часть ритуала гостеприимства.
Обычай взаимопомощи играл важную роль в трудовой деятельности тувинцев. Взаимная выручка, чувство необходимости помощь людям, в частности соседу, одно аальцу, являлись неотъемлемой чертой характера тувинцев. К взаимопомощи прибегали в затруднительных случаях, связанных в перекочевкой, обработкой шерсти и изготовлением войлока, уборкой урожая и др. Тувинцы также выручали друг друга в беде, оказывали взаимопомощь всем нуждающимся в действительной поддержке, в том числе старым, больным и сиротам. Помощь оказывали бескорыстно и честно, не принимая во внимание ни родства, не своих личных интересов. Вся жизнь и хозяйственная деятельность аальной общины также основывалась на принципах взаимопомощи. Жители аала, аальной общины оказывали друг другу помощь в различных работах, пастьбе скота и в проведении праздников и обрядов. Все это, несомненно, способствовало формированию коллективистских норм и принципов во взаимоотношениях между людьми.
Эти виды взаимопомощи широко использовались феодалами и баями для эксплуатации трудовых аратов. Такие тяжелые работы, как катание войлока, уборка урожая, перекочевки и другие, ложились главным образом на плечи бедных сородичей. Однако в отдельных случаях и богатым приходилось помогать беднякам. Как сообщает Е. Яковлев, «тувинец не может быть голоден, если рядом другой сыт; в период голодовок богачам приходится голодать так же, как и беднякам, так как если один заколол барана, то идут есть его все. Богач, который не поможет бедняку в сильной нужде, в случае жалобы бедняка будет принужден к штрафу, как за нанесение этим убытку обществу. Бедняк, самовольно захвативший в таком случае скот богача для утопления голода, считается правым даже в случае поимки с поличным.
Любовь к детям. Рождение ребенка в тувинской семье было очень важным и радостным событием. По представлениям тувинцев, главное счастье человека, его богатство ― это дети, продолжатели его рода.
Как отмечает Е. Яковлев, «рождение ребенка ― большой праздник, самый последний бедняк гордится, если у него полна юрта ребят». Ф. Кон пишет:
«Тувинцы страшно любят детей, и много детей считалось чуть ли не «божьей благодатью». Многодетным семьям оказывались почтение и уважение членов общества. Бездетные считались неполноценной и рассматривалась ка грешница. Поэтому бездетные семьи усыновляли детей родственников, особенно мальчиков.
В связи с рождением ребенка устраивают пиршество ― «той». «Благополучное рождение ребенка, ― пишет Г. Е. Грумм-Гржимайло, ― обязательный повод для созыва родственников и знакомых на «той» ― празднество, в котором участвуют только женщины, из мужчин ― ближайшие родственники и которое сводится, главным образом, к изобильной трапезе, после которой девушки иногда затевают игры и хоровое пение под аккомпанемент одного или двух инструментов.
Тувинцы почти не практиковали искусственное кормление ребенка. Материнское молоко считалось самым питательным и полезным для нормального роста ребенка. Кормили детей до тех пор, пока не исчезнет молоко в груди матери, т.е. до 4-5 лет. Большое значение придавали закаливанию организма ребенка и воспитанию его с малых лет. Для детей делали различные виды игрушек. Воспитанием детей в семье занимались не только родители, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Уже с раннего возраста дети в кругу семьи слушали песни и сказки, рассказы взрослых, которые имели большое воспитательное и познавательное значение. Детей с малых лет готовили к жизни, к труду.
Дети должны были обрести все накопленные родителями умение, мудрость и жизненный опыт и применять их на практике. В 12-14 лет дети уже становились помощниками родителей. Девочки с малых лет, как и мальчики, пасут скот, приучаются вести домашнее хозяйство.
Мать учит девочек шить, кроить одежду и обувь, выделывать шкуру, готовить еду. Мальчики с 12-летнего возраста ― помощники отца. К 15-16 годам юноши и девушки были вполне подготовлены к самостоятельному ведению хозяйства.
Но менее важное значение придавалось нравственному воспитанию: уважение к старшим, скромности и честности. Уважительное отношение к старшим было одним из важнейших принципов общежития. Существовала веками выработанная этика взаимоотношений старшего поколения к младшим. С малых лет дети приучались уважать старших, быть приветливыми, вежливыми с ними. В присутствии старших младшим строго запрещено было вести себя развязно, разговаривать с ними повышенным тоном.
Дети, обращаясь к родителям и другим членам семьи, не называли их по имени, а использовали термины родства: папа, мама, брат, сестра, дядя и др.
При обращении к старшим по возрасту употребляли термин акым и угбам (брат и сестра), хотя эти лица не являются родственниками. Это признак более вежливой и почтительной формы обращения. Согласно общепринятому этикету, молодые люди почти до 30-35-летнего возраста не только не курили, но и не употребляли алкогольных напитков. Это считалось неприличным и ненужным. Для представителей старшего поколения были характерны строгая манера держаться, при любых ситуациях жизни и умение вести разговор в правильном тоне.
Уважение к женщине. Женщина в дореволюционной Туве занимала неравноправное положение по сравнению с мужчинами в общественной жизни, и основная тяжесть домашних работ лежала на ее плечах. Такое положение объяснялось господствовавшим в тувинской семье патриархальным укладом. Вместе с тем в семейно-бытовой сфере авторитет тувинской женщины был велик. Согласно общепринятым правилам, морально-этическим нормам поведения тувинцев, к женщине относились с уважением и заботой. Это проявлялось в разных сферах семейной жизни.
Долгом каждого мужчины было помогать женщине в беде, оберегать ее, выполнять ее просьбы. Женщине принадлежала главная роль в ведении домашних дел, в распоряжении домашним хозяйством. Многие вопросы семейных отношений, особенно в воспитании детей, являлись прерогативой женщины. На женщину никто не имел право поднять руку, оскорбить и обидеть ее. Тот, кто обижал женщину, покрывал себя позором и заслужил презрения. Если кто-нибудь из мужчин поступил грубо по отношению к женщине, то говорили: «Женщина неприкосновенна. Для него нет ничего святого, он даже женщину бьет». Побои по отношению к жене почти всегда вели к разводу.
Обычай «ужа». Это один из древнейших обычаев, истоки которого восходят к отдаленному прошлому и связаны с коллективной охотой и распределением добычи между ее участниками. Поэтому он главным образом распространен среди охотников. О существовании этого обычая писали русские ученые и путешественники, посетившие Туву до начала XX в. Согласно этому обычаю, все добытое на охоте не только делилось между участниками, но и выделялось встречным и случайным людям. «Находка, убитая добыча (кроме пушнины), добыча воровского промысла, ― писал Е. К. Яковлев, ― составляет принадлежность лица или лиц, затративших известную долю труда. Но если случайный встречный, или человек, не принимавший участия, подойдет и скажет «ужа», то добыча поступает целиком или значительной частью в пользование этого случайного встречного.
По словам наших информаторов, среди тоджинцев, основным занятием которых была охота, этот обычай распространился более широко, чем у тувинцев-скотоводов центральных и западных районов. Если тоджинец-охотник убивает соболя или белку и в этот момент к нему проходит другой охотник, то первый обязан отдать подошедшему свою добычу. Причем делается это без всякого сожаления.
Обычай «ужа» означал: «поделись со мной правом на участие в охоте». Отказа в этом быть не могло. Но что в высшей степени характерно: охотник, к которому обратились с предложением «ужа», обязан продолжить охоту, хотя участие в ней считал для себя невыгодным. Нарушение этого обычая наказываются.
Описанный выше древний обычай «ужа», связанный с древними формами общинно-родового быта, в течение длительного времени имел свое практическое значение. Однако здесь не стоит сильно преувеличивать роль родовых пережитков, т. к. добыча делится не только между родственниками и близкими, но между всеми остальными. Только кожа и рога убитого зверя остаются у того, кто его убил.
Как пишет Е. К. Яковлев, «у охотников, не составляющих артель, мясо составляет общую собственность: если пули двух охотников попали в зверя (дааштай адар)… при загонах на лося, косулю, сайгаков и пр., мясо делится между всеми: загонщикам ― шкуры, рога ― стрелявшему». По данному обычаю «ужа», коллективное распределение добычи имело положительное значение и представляло собой один из признаков гостеприимства.
В настоящее время этот древний обычай претерпел определенную трансформацию.
Почитание старших. Строго соблюдавшимся правилом поведения у тувинцев являлось уважение и почитание старших. Обычай этот, как многовековой традиционный институт, формировал у молодежи трудолюбие, традиционные правила и нормы поведения в семейном, хозяйственном и общественном быту. Умудренные трудовым и жизненным опытом люди старшего поколения были настоящими наставниками детей, подростков и молодежи в семье, аале и обществе, делились с ними знаниями, опытом, практической мудростью. Они показывали молодым личный пример трудолюбия, честности и скромности в повседневной жизни. Молодые люди, в свою очередь, с ранних лет перенимали у старших жизненный и трудовой опыт и другие лучшие качества.
Дети с раннего возраста в кругу семьи слушали песни, сказки, пословицы и поговорки народных сказителей, которые оказывали сильное эмоциональное и воспитательное воздействие на формирование их как личностей.
Дети и подростки соблюдали общепринятый этикет обращения и уважения к старшим. Недопустимы были в присутствии старших развязность, вмешательство в их разговоры, если только к ним обращались сами взрослые.
Дети, подростки и молодые люди уважали и слушались не только родителей и родственников, но и всех старших без исключения.
Подводя некоторые итоги выше изложенному, следует отметить, что традиционные обычаи тувинского народа как ценностные установки нравственно-этических норм поведения людей имеют большое воспитательное и познавательное значение и в наши дни.
- Информацию подготовила главный библиограф Куулар Аржаана Болатовна