Сайзанак

Сайзанак

Сайзанак – это тувинская национальная детская игра. Эта сюжетно-ролевая игра учит жить в обществе, строить гармоничные взаимоотношения с собой, другими людьми, окружающим миром.  Это источник радостных эмоций, обладающий воспитательной силой. В игре ярко отражается образ жизни людей, их традиции, обычаи, быт, нелегкий труд, национальные устои.

С давних времен играли в сайзанак  наши прабабушки, бабушки, мамы. Игра «Сайзанак»  в традиционном обществе, когда не было ни детских садов, ни школ, являлась тренировкой, репетицией разных социальных ролей, закреплением ролевого поведения в обществе.

В тувинской семье дети рано приобщались к труду. Овец и коз доили, поэтому ягнят и козлят пасли отдельно от взрослого скота. Молодняк пасли дети аала. В полдень, когда молодняк скота отдыхает, дети играли в сайзанак. Для игры имелось постоянное место в горах, среди камней. Игрушками служили камешки различной величины и формы. Из камушек сооружался аал: юрты с убранством, загоны со скотом. Роли распределяются между детьми и разыгрывались целые импровизированные спектакли на сюжеты из жизни аала.  

Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и будет действовать в игре от его имени соответствующим образом. Однако к роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечателние, вызвали наибольший интерес.

К примеру, разыгрывается приезд гостя в аал. Событие значительное, так как в кочевом обществе гость был как бы окном в мир. Через него узнавали новости, передавали друг другу вести. Обычай гомтеприимства предписывал радушно принимать путника, дать отдых ему и коню, даже если это был незнакомый человек. Считалось неприличным допытываться о цели визита. Человек расскажет сам, если сочтет нужным. В соответствии с нормами речевого этикета всегда есть, о чем  поговорить.

Дети рапределяли роли хозяев, их детей и гостей. Обычно гости приезжали на лошадях. Ими служили простые палки. Хозяева встречают гостей, привязывают коней к коновязи и ведут гостей  в юрту. Сначала обмениваются трубками, затем рьют чай. Гости преподносят подарки хозяевам. Их съестного, привезенного гостями, обязательно отрезают куски и кормят огонь, потом уже угощаются сами. Для почетных гостей режут барана, перегоняют араку. Все эти моменты дети разыгрывают, проявляя находчивость, изобретательность, артистичность.

Пастухи время от времени меняют места для пастьбы. Это связано с наличием травяного покрова. Поэтому дети имеют несколько сайзанаков, и договариваются о том, в какой день куда выгонять стадо, и в назначенном месте всречаются.

Если в сайзанак играли на берегу реки, то юрту, необходимое убранство, загоны для скотов, фигурки животных лепили из глины. Это способствовало развитию мелкой моторики, творчества, эстетического вкуса, чувства пространства. На территории самого аала, кроме каменных игрушек, играют в деревянные игрушки, вырезанные из тополиной коры. Места для игр не разрушали, к ним относились бережно, с любовью.

В настоящее время предметы для игры сайзанак изменились, также ее персонажи. Теперь в детских садах, дома или во дворе дети воображают себя продавцами, врачами, учителями, артистами и др. И в основном в сайзанак играют девочки. Подражая взрослым, приучаются быть хозяйками в семье. Все свои жизненные впечатления и переживания они отражают в условно-игровой форме.

У современных детей – большой выбор игрушек, значит, есть другие возможности для развития воображения.

Таким образом, игра «Сайзанак» носит подражательный характер, через нее дети овладевают процессами повседневной бытовой и трудовой деятельности в обществе. Для взрослых эта игра является помощником в воспитании детей. Для детей – это одно из средств умственного, нравственного, физического развития и психологической подготовки к будущей взрослой жизни и различным жизненным ситуациям. 

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
1. Дыртык-оол, М. Психологические особенности детских тувинских игр / М. Дыртык-оол. – Текст : непосредственный // Башкы. – 2005. – № 1. – С. 91-93. 2. Уйнук-оол, Е. Игры тувинских детей / Е. Уйнук-оол. – Текст : непосредственный // Башкы. – 2011. – № 1. – С. 16-17. 3. Самбу, И. Сайзанактаары / И. Самбу. – Текст : непосредственный // Тувинские народные игры / И. Самбу. – Кызыл, 1978. – С. 102-104. 4. Бовейлен, У. Сайзанак – народная игра / У. Бовейлен. – Текст : непосредственный // Тувинская правда. – 1992. – 31 октября.