Быт и традиции тувинцев. Одежда

Быт и традиции тувинцев. Одежда

Тувинцы одежду шили сами из покупных тканей, а также из шкур зверей, добытых на охоте и домашних животных. У русских купцов покупали дешевые ткани: бязь, одноцветный ситец, миткаль. Китайские купцы привозили бязь, далембу и шелк. Конечно, шелковые ткани могли себе позволить немногие — феодаль­но-чиновничья знать, крупное ламское духовенство. А вот покрой одежды тувинцев был практически одинаков и у богатых, и у бедных, и у взрослых, и у детей.

Самый распространенный вид одежды, приспособленный к суровым климатическим условиям Тувы, — шуба из овчины. По­крывали шубу одноцветной тканью, богатые тувинцы — шелковой, а бедные — хлопчатобумажной (хотя чаще всего ее вообще ничем не покрывали). Шубы шили также из козьих и оленьих шкур, из тарбаганьих шкурок. Покрой — длиннополый, несколько расширяющийся книзу, с цельной спинкой и широкой ле­вой полой с фигурным выступом, запахивающимся до бокового шва правой полы, длинные рукава, суживающиеся к кисти.
 
Тувинка в национальной шубе, 1926 г. фото В.П. Ермолаева

Носили шубу подпоясанной (некоторые бедняки носили шубу и летом, надевая ее на голое тело, а в жаркое время — сбрасывая с плеч и удерживая на себе опоя­ской). Летней верхней одеждой служил длиннополый халат так называемого монгольского покроя. Шили его из одно­цветной ткани, на подкладке. Однако еще в конце XIX в., по сообщению некоторых исследователей, тувинские женщины стали носить легкую верхнюю одежду из ткани (ибичи-тон), сходную с хакасской. Это длиннополая одежда с воланом на уровне колен, украшенным по линии шва и по краю цветными шнурками; рукава с суконными манжетами. Имеются сведения что замужние женщины некоторых групп тувинцев (особенно западных) носили безрукавную длиннополую распашную одежду (цегедек), однотипную с алтайским чегедеком и женской одеждой в Западной Монголии. Богатые замужние женщины но­сили также безрукавную короткополую одежду (кандазы) из ткани зеленого или черного цвета, отделанную опушкой из мерлушки. Такие “безрукавки” носили поверх шубы или халата.

Многодетная тувинская семья в национальной одежде, 1930 г. фото В.П. Ермолаева
Рабочие совхоза (госхоза) Уюк, 1934 г. фото В.П.Ермолаева

Обрядовая одежда не отличалась от обычной. Так, например, не было специ­ального свадебного костюма. Однако к свадьбе девушке шили два специаль­ных головных убора — накидки. Один из них — думаалай — представляет со­бой четырехугольный кусок ткани 2x1,5 м, к одному краю которого пришивали овальный кусок ткани, присборенный по краю продернутой тесьмой (для наде­вания на голову), а к передней части — треугольный кусок ткани, закрываю­щий лоб до бровей. Надетая на голову накидка свободно спадала на плечи и спину. Края этой своеобразной фаты обшивали тканью другого цвета и укра­шали подвесками из бус, раковин каури, монет. Думаалай делали из цветного шелка или из бязи и ситца. Головной убор баштангы — это глухая, сшитая из ткани на подкладке накидка, которая покрывала голову, часть лица, плечи и спину. Края, смотря по достатку невесты, обшивались узкой каймой из сереб­ряного, медного, бронзового или даже свинцового литого бисера.

Существовала еще особая одежда тувинских шаманов и лам. Культовый костюм (плащ и шапка) шаман или шаманка надевали только во время молений. Костю­мы шаманов западных тувинцев были сходны с алтайскими, а восточных — с тофаларскими. Ламы носили халаты из ткани красного или желтого цвета.

Главный лама нижних хурээ в г.Чадане,, 1928 г. фото В.П. Ермолаева
Кожаная обувь была с высокими, до колена, голенищами, а подошва — толстая, с загнутым вверх острым носком, либо — мягкая, с круглым тупым нос­ком. Надевали эту обувь на длинные войлочные чулки. Для изготовления обуви нередко употребляли кожу российского производства. Для зимы шили обувь из камуса (шкура с ног оленя, марала, косули) мехом наружу. Стельки делали из коры жимолости, сухой осоки.

Обязательное дополнение к костюму тувинца — пояс из материи или кожи. К нему подвешивали нож в ножнах, огниво, затыкали за него кисет и трубку. Женщины прикрепляли к поясу ключи, игольники, а также подвесные бляшки-украшения из меди, серебра или железа. В качестве украшений женщины носили кольца, браслеты, серьги из серебра и бронзы, китайского и местного производства.

  • С.М. Саая, Нацархив РТ
Фотографии из фондов НА РТ