Дук дою – древнейший праздник тувинцев

Дук дою – древнейший праздник тувинцев

  Дук дою – это праздник шерсти, который сопровождался коллективным пиром. У тувинцев-скотоводов стрижка, обработка шерсти, катание войлока являлись важнейшими хозяйственными занятиями. Потребность в войлоке была очень велика. Его выделка требовала много времени, силы и ловкости. Редкая, или очень многочисленная, или очень бедная семья справлялась с этой работой самостоятельно. Для состоятельных людей, имевших много шерсти, обычай взаимопомощи особенно выгоден. В начале осени, когда была собрана шерсть летнего и осеннего настрига, наступало время валять войлок. Для этого группа семей, живших в одном аале, выбирала день, когда можно было начать это трудоёмкое дело.

  Непосредственно сам процесс валяния войлока начинался с того, что около юрты стелили старый войлок или коровьи шкуры, на них раскладывали ровным слоем предварительно вымытую, очищенную от колючек, высушенную и расчесанную шерсть, затем 8-10 человек садились вокруг и двумя руками одновременно в определённом ритме начинали сбивать шерсть в плотную массу, периодически смачивая её молочной сывороткой. Битьё шерсти в основном было мужским делом, но иногда это могли делать и женщины.

  Для изготовления войлока использовали только шерсть овец и ягнят, поскольку она содержала особый клейкий слизистый фермент, позволяющий сбить её в плотную массу. Сначала катали войлок на лошади. Тонкая обработка требовала сильных мужских рук. Несколько мужчин садились двумя противоположными рядами, снимали сапоги, оголяли колени и старались катать свёрнутый войлок друг к другу так, чтобы задевал колени: в этом случае войлок получался крепким. Войлок готовили на протяжении нескольких дней: закончив один рулон, начинали делать другой, а в промежутках между работами устраивали совместные трапезы.

  Завтраки, обеды и ужины во время валяния войлока должны были быть плотными, так как работа требовала от всех участников большой затраты сил. Женщины обычно занимались вышивкой по войлоку. Наиболее популярными узорами были «нить счастья» и «рога барана», выступавшие как символ счастья и благополучия. Тувинцам известны также другие способы орнаментации войлока, из них самым распространенным был способ сквозной прошивки нескольких слоёв. Этот способ был известен и монголам, бурятам, алтайцам.

  Вышивка по войлоку могла длиться неделями, а иногда даже и месяцами, поэтому женщины чаще всего откладывали эту работу на зиму – время, когда каждая хозяйка могла располагать свободным от ведения хозяйства временем.

  Израсходовав всю шерсть, предназначенную для переработки, и заготовив, таким образом, определённое количество войлочных рулонов, устраивали пир по случаю завершения этого вида работы. Собирались все участники работы, приглашались старики и дети. Все ели варёную баранину, пили кумыс, довольствовались различными видами молочных продуктов, которых в это время года как всегда было в изобилии. Принято было произносить благопожелания, которые так или иначе связаны с войлоком и процессом его изготовления.

Кенимниң кидизи Кадын кижиниң олбуу дег болзун.

Оглумнуң кидизи Он каът олбук дег кылын болзун.

Кызымны ѳглээримде, оглумну ѳглээримде,

Кидизим кылын болзун. Олбуум кылын болзун.

Кидистен салчып бер, оол,

Кудээ кылып алыр мен

Күдээ болуксаар болзуңза, 

Кидистен кылыш.

Пусть войлок моей невестки Будет толще ковра царицы.

Пусть войлок моего сына Будет равен по толщине десяти коврам.

Пусть будет толстым мой войлок, Чтобы сделать юрту дочери.

Пусть будет толстым мой войлок, Чтобы сделать ковёр сыну.

Удалец, помоги обработать войлок, Я тебя сделаю своим зятем.

Если хочешь быть моим зятем, Помоги обработать войлок.

  Дук дою отражала, прежде всего, идею благодарности за собранную шерсть. Это был праздник, непосредственно связанный с традиционной хозяйственной деятельностью тувинцев.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
1. Монгуш, М. Праздники летне-осеннего цикла у тувинцев / М. Монгуш. – Текст : непосредственный // Башкы – № 5. – 1993. – С. 96-103. 2. Курбатский, Г. Дук дою / Г. Курбатский – Текст : непосредственный // Тувинские праздники. – Кызыл, 1973. – С. 29-31.