О медведе в традиционной культуре

О медведе в традиционной культуре

13 декабря - День медведя. Что означает «медвежий праздник»? Он в разных вариантах известен многим народам Сибири и индейцам Северной Америки. Эту тему исследовал всемирно известный этнограф, тувиновед Севьян Израилевич Вайнштейн. Обратимся к его последней книге «Загадочная Тува», результату многолетней экспедиции по изучению уникальной культуры Тувы. Здесь ученый сравнивает свои выводы с другими народами Сибири. «Таежные народы боялись и почитали медведя. Его никогда не называли на промысле настоящим именем (по-тувински адыг), а только применяли иносказательные прозвища – эвфемизмы. Называли тувинцы его хайыракан – владыка, чааш бора – смирный сивый, ирей – дедушка, ава – мать, кара чуве – черная вещь, чоорганныг – имеющий одеяло, даай – дядя и др… Хотя тувинцы очень почитали медведя, они охотились на него при каждой возможности. Поверженному зверю говорили, что сделали это не по своей воле, что совсем не хотели его убивать. … Наступать на голову медведя или перешагивать через нее нельзя. Уважение и почтение к медведю настолько велико, что при допросах вместо присяги или клятвы дают допрашиваемому нюхать ноздри медведя. Давшему ложные показания угрожает медвежья спячка. … У некоторых племен индейцев медведя также считают предком, о нем всегда говорят иносказательно и с большим почтением, называя его «дед», «бабка», «черный зверь», «короткохвостый».

У ряда групп индейцев охота на медведя, разделка туши и поедание его мяса сопровождалась рядом магических действий и обрядов, причем особым почитанием пользовалась голова убитого медведя. Мясо с нее съедали старейшины, а череп вешали на столб или дерево». (стр. из книги «Загадочная Тува»). Медвежья желчь считалась у тувинцев, как и у многих народов, большой ценностью, важным лечебным средством. Есть правило: если охотник убил медведя, но не успел его освежевать, а в это время в тайге подошел другой человек, пусть даже совершенно незнакомый, то ему надо отдать желчь.

Среди шаманских атрибутов особое место занимал Идол медведя (адыг ээрен), о чем поведал Монгуш Кенин-Лопсан с своих трудах: «Идол медведя делали из шкуры передней лапы зверя (до запястья), просверливали ее и вешали так, чтобы она едва не касалась когтями землю. По представлениям тувинцев, медведь отличается исключительной наблюдательностью и богатырской силой; он не подпускает к юрте злых духов и никого не выпускает из юрты. О медведе говорили: «Адыг чер кулактыг амытан» (Медведь имеет земной слух). Право держать при себе ээреня – медведя имели только шаманы, обладающие «высшей» силой. Это идол у шамана должен висеть на решетчатой стене юрты». Коготь медведя являлся у тувинцев оберегом для ребенка, в настоящее время в некоторых семьях он висит на почетном месте в домах, обычно в спальне.   

  • А. О. Дыртык-оол, к.и.н., методист отдела истории и этнографии НМ РТ
Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М., 1991. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск, 1987.