Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историю

Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историю
Само слово Наадым монгольского происхождения («Надом») и означает «празднество», «состязание», «игрища». Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш, стрельбу из лука, и конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского надома, и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван Надом», что в пере означает «три игрища мужчин» Не будет преувеличением сказать, что Национальная борьба хуреш была и остается гвоздем Наадыма. Своими корнями она уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись на дороге, договариваются помериться силой, исполняют ритуальный «танец орла». Из века в век, из поколения в поколение эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовались  и костюмы борцов. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной. Победителя в хуреше радостно привет­ствуют болельщики, он воспроизводит полет орла. Иногда секундант клал победителю в пригоршню кусочек сыра, который тот должен был отведать, а остатки бросить в разные стороны болельщикам. Смысл этого ритуала заключается в кормлении борцом духов гор, и он связан с самым ранним этапом в истории Наадыма, а именно - родовым жертвоприношением в честь духа-хозяина местности, предков рода. Обиталищем этих духов считались горы, следовательно, и местом проведения Наадыма были горы. На вершине горы, где находилось оваа - язы­ческое святилище в честь родового духа, совершали обряд жертвоприношения и за­тем устраивали пиршество и спортивные со­cтязания. Этот факт свидетельствует о том, насколько живучи анималистические пред­ставления в сознании народа. Если во всех турах соревнования уда­валось одержать победу, борцу присваи­вали титул Чаан (слон), вторым по значи­мости званием было Арзылан (лев), треть­им – Начын. Вторым видом спорта была стрельба из лука. Причем, двух видов: стрельба из лука в ремень (баг адары) и стрельба из лука в мишень (кара адары). Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов и их армий от­носились к военным атрибутам, поэтому стрельба была своего рода военным искус­ством, требующим исключительных метко­сти и ловкости. Позже, когда появилось ог­нестрельное оружие, стрельба из лука пе­решла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась как одна из важ­ных составных частей Наадыма. При стрельбе из лука в ремень рассто­яние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100-150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг от дру­га, чтобы между ними не пролетела стре­ла. Четыре фигуры (ремня) ставили на пе­реднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура - «чурек»(сер­дце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множе­ства дорогих ремней и мелких ремешков. Второй вид стрельбы отличался от пре­дыдущего тем, что целью были не ремни, а мишени, и расстояние между ними и стрел­ком было гораздо больше - от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подве­шенная шкура белого козла в виде бегуще­го зверя. Выигрывал тот, кто большее чис­ло раз попадал в грудную часть шкуры-ми­шени. Иногда мишенью служил колобок, ска­танный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с таким расчетом, чтобы при попадании он откатывался. Победителям вручали призы. Не менее популярной частью Наадыма были и конные скачки. Пожалуй, именно в них наиболее ярко выразился национальный колорит тувинцев, ибо без коня совершенно немыслима жизнь скотовода-кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрел­ком из лука, требовались особые таланты, то наездником в то время был фактически каждый, и женщины не были в этом исклю­чением. Перед соревнованиями, примерно за ме­сяц до начала праздника, скакунов специ­ально закаливали и тренировали по особым правилам, уже известным не одному поко­лению аратов-кочевников. Вот что по это­му поводу пишет Н. Жуковская: «Скакунов выпасают на пастбищах с особым травос­тоем, регулируют количество выпиваемой воды на водопое, устраивают предвари­тельные заезды. Кроме того, важно на­учить лошадь не запариваться, не выде­лять слишком обильный пот на скаку. По­этому их тренируют ежедневно в полдень, в самую сильную жару. Иногда укутывают в овчину и в таком виде гонят на гору. Че­рез десять дней такой тренировки лошадь готова к скачкам. Она перестает потеть и сбрасывать лишний жир». Во время тренировки коня наездник сам тоже занимался усиленной подготовкой: повышал свое мастерство наездника, так как в этом виде спорта от него зависела не только победа, но и возможность избежать какой-либо травмы, если вдруг норовистая лошадь вздумает «выкинуть» что-нибудь непредсказуемое. Чаще всего наездниками являлись хозяева лошадей. Это намного об­легчало их подготовку к скачкам. Дистанции заезда были различны - от 15 до 40 километров. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показа­ла наилучшее время среди первых лоша­дей в других заездах, получала титул «Чугурук-Доруг» (скакун гнедой), а остальным победителям давали прозвища «Сыын-Кара (скакун-марал), «Чугурук-Сарала», «Эзир- Кара (черный орел) и т.д. Вниманием и при­зами отмечали также наездников. Для зри­телей и судей победа, одержанная в скач­ках, была и победой их хозяина-наездни­ка, поэтому успех им принадлежал в рав­ной мере. Эти три основные составляющие Наады­ма позволяют сделать вывод о том, что он нес в себе черты общественного праздни­ка. По всей вероятности, Наадым, имеющий многовековые корни, оказался более устой­чивым и менее подверженным идейным нов­шествам, чем другие праздники.

Маадыр-оол Биче-оол, Тувинская правда, 2011 г.

  • salbak.s@yandex.ru