Мотивы и сюжеты в орнаментальном искусстве тувинцев

Мотивы и сюжеты в орнаментальном искусстве тувинцев

  Узор – рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.

 Орнамент – это узор, основанный на повторе в чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

 Развитие некоторых мотивов и сюжетов орнаментального искусства шло относительно одинаково у всех кочевых народов.

 Окружающая природа была для тувинских мастеров школой образного мышления, подсказывала многообразные и совершенные художественные решения, при воспроизведении которых отсутствовала необходимость привнесения чего-то дополнительного.

 Зооморфные, растительные мотивы. Орнаменты черпались из окружающего мира.

 Простейшие формы, составленные из линий – треугольники, зигзаги, ромбы, волнистые линии, пояски из линий, шевроны, меандр, свастика, триквестр относятся к геометрическим мотивам.

Узоры

  Хана-карак (глазок решетчатой стенки юрты) – характерный узор для тувинцев, связанный с формой каркаса юрты, состоящего из 6-8 деревянных решеток, сделанных из тонких планок, которые образуют между собой ромбовидные фигуры. Таким узором тувинцы с давних пор украшали бытовые предметы из войлока, дерева, металла и камня.

  Бис (зигзаг) – острые вытянутые треугольники напоминают зубья. На войлоке делаются вертикальные линии, затем образовавшееся делятся на зубцы. Данный узор представляет собой очередность коротких линий, следующих друг с другом под одинаковыми уголками, где каждая вторая является параллельной.

  Чээк. Узор, состоящий из двух прядей, имеет вид ёлочки и применяется как определенный способ обшивания края ширтека.

  Кадын сырга (серьги принцессы) представляют собой парные перекрещивающиеся фигуры в виде ромба и круга. 

  Кечим (восьмая часть) – простой узор в виде квадратиков, заполненных вертикальными и горизонтальными швами, напоминающий плетеную корзину.

  Алага (меандр), как орнамент очень разнооьразен: Т-образный – маска хээ, Г-образный – солун хээ, саазын хээ.  У тувинцев данный узор встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на одежде, войлочных изделиях, музыкальных инструментах и т.д.

 Төгерик (круг) является характерным сюжетом солярного характера. Прежде всего, они отражены в наскальных рисунках Тувы.

  Аяк хээзи (узор пиалы) – это крупная розетка, крестообразная, рассеченная на четыре части, с входящими друг в друга треугольными фигурами, линии которых образуют как бы кости замкнутого узора. По своей структуре узор пиалы очень похож на символ долголетия. Данному узору у тувинцев соответствует дымовой круг юрты т.е. хараача.  

Дээскиндириг хээзи (спираль) – это линия, закрученная к центру.

  Долгандырыг хээзи (волюта) – линия, закрученная внутрь с двух сторон в противоположные стороны, образованная двумя спиралями, представляет собой волюту.

  Дегээ (S-образный завиток) состоит из двух спиралей, распространен как мотив «сложного завитка».

 Ак-кара (инь-янь) – круг, разделенный S-образной кривой на две части.

 Өлчей   удазыны (бесконечный узел) это узел символизирует счастье, благополучие, долголетие, состоит он из квадратиков, сложенный в определенном порядке. Если провести по линиям данного узора, он бесконечен, у него нет ни конца и начала. Поэтому счастье имело для тувинцев широчайшее значение, смысл которого сводилась к бесконечности. Этот узел изображен почти на всех предметах из дерева, металла.

 Өрүг (сплетение) – один из древних орнаментов символизирует связь времен. Простые формы перевязи веревок или же других материалов имели технические узоры. Этот знак может изображен на любом предмете из металла, дерева.

 Растительные мотивы преобладают в росписях по дереву, в ювелирных изделиях из металла, в тиснении и аппликациях на коже. Мотивы взяты из природы, подражание формам природы в широких размахах, которые заключают в себе листья, цветы или стебли.

 Трилистник – фигура, образованная тремя ветвями-спиралями, расположенными вихреобразно. Она обнаружена среди рисунков, найденных в Туве, в наскальных изображениях Верхнего Енисея. Три ветви напоминают о трилистнике, наиболее известном знаке Вечности. В народе считалось, что растение, которое выпустило три листа – уже не умрет, не засохнет и даст плоды.

 На изображении реальных и фантастических животных и птиц, а также отдельных частей, с различной степенью стилизации построены зооморфные мотивы. Животные и птицы являются непременными участниками, а не редко и главными персонажами в истории орнаментального искусства. Они служат символами неба, солнца, грома, плодородия, жизни, выполняя разнообразные функции в ритуальной практике. Из домашних животных в народном искусстве Тувы наиболее часто встречаются изображения коня, горного козла, яка, верблюда, быка, оленя. Тувинские мастера стремились выразить состояние и характер животных, прекрасно отражали повадки животных, чувствуя силы быка, изящества оленя, тревожная чуткость или готовность к бегству козерога. Выразительность передавалось благодаря подчёркиванию отдельных частей тела животного.

 Роговидный мотив (кошкар мыйызы) – узор древних кочевников-тувинцев, связанных  со скотоводческим хозяйством, является символом благополучия, богатства, достатка.

Козероги считаются сильными и выносливыми животными, поражают своей крепостью.

 Олень – один из духов-покровителей сибирских народов, обозначает чистоту и благородство, является символом осторожности и острого слуха.

  Птица символизирует небо и свет. У многих народов Сибири, в том числе и у тувинцев, фигурки птиц считались вместилищами духов покровителей и защитников шаманов. Поэтому перья орла или филина тувинцы использовали в шаманских налобных повязках, как символы хищной птицы, а филины – как ночной птицы.

 

Казырык (чешуя) представляется полукругом, и имеет сходство с другими геометрическими орнаментами.

 

 Таким образом, орнаментальные мотивы играют огромную роль в народном творчестве, содержание которого значительно обогатилось и изменилось за время существования. Национальное своеобразие декоративно-прикладного искусства тувинцев ярко раскрывается в орнаментальных мотивах, отражающих эстетические вкусы, чувство ритма, понимание цвета и формы.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
1. Адыг-Тюлюш, Л. Энчек / Л. Адыг-Тюлюш -  Сөзүглел: дорт // Тыва чоннун угулзалары, хээлери. - Новосибирск, 2017. 2. Майны, Ш., Иргит, А.  Орнаментальное искусство тувинцев / Ш. Майны, А. Иргит. – Сөзүглел : дорт // Декоративно-прикладное искусство Тувы. – Кызыл, 2018. – С. 78-82.