Особенности традиционной женской одежды - тон

Особенности традиционной женской одежды - тон
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. Основное различие женских тонов состоит в том, что один тон носили незамужние девушки, а другой - замужние. Первые шились из простого сукна и закрытого типа. Вторые - уже более нарядные, из шелка, с узорами и с подолом. Выйдя замуж женщина получала право одевать самый роскошный халат с «подолом» - «эдектиг тон». Такой тон отличается от девичьего наличием на полочке округлой кокетки «тоннун ооруу», разноцветными поперечными полосками «богаа» под кокеткой. Кокетка переходила в «кыдыг» - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы с петлями соединяют левую и правую полы тона. На уровне колен подпол имел отрезную деталь «эдектин адаа» (низ полы). Он присборивался по горизонтали и пришивался к подолу, вследствие чего по краю левой полы образовывался прямоугольный выступ. На уровне отрезной линии нашивались разноцветные горизонтальные полосы «шалан». Часто на одежде богатых женщин нашивались на этом месте золотое и шелковое шитье ручной китайской работы. Подол «низа» - усеченный, в отличие от девичьего, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса «шалан», начинающаяся от усеченного края, не только эстетически грамотна, но и как бы еще заклинает новое богатство для рода. Главная деталь верха – пазуха (хоюн), которая является полезным пространством и символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока. Поэтому ранее женщины включали красную ткань в окантовку верхней части поля тона и в состав полос «богаа» в качестве оберега. Красный кант на одежде приносит женщине счастье, дети у такой женщины растут здоровыми и крепкими. Оберегом нерушимости семейного очага считали типичный центрально-азитский ромбовидный узор «хана-карак», которым простегивали стоячий воротник. Пойма рукава занижена, чтобы обеспечивать удобства движений. В отдельных случаях она сильно занижалась, напоминая крыло летучей мыши. Спущенный вниз во всю длину рукав был похож на крыло птицы, а медлительная тувинка становилась подобной птице. Кроме того длинный рукав свидетельствовал о родовитости женщины, которая не занималась грязной работой. Манжета являлась не только деталью костюма: в моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным «уштук» и прикрывала им лицо, словно веером китаянки или накидкой арабские женщины. В этом типичном известном жесте азиатки выражалась скромность, сдержанность её внутреннего мира. Пояса носили из ткани и шерсти. Подходящим для торжественных случаев считался шелковый пояс «тоннук торгу», размера которого было достаточно для пошива одного халата. Более простыми, повседневными были пояса веревочные или ленточные из козьей шерсти «кожалан, кур». Но не всегда женщины носили пояс. Он становился ненужным во время беременности, болезни и в других случаях. Поэтому женщина без пояса была обычным явлением. Пояс в официальных условиях – неотъемлемая часть одежды, признак приличия благополучия.

Видео подготовлено: отдел по культурно-образовательной работе НМРТ.

Текст: статья «Тувинские женские украшения: история и традиция» А.О. Дыртык-оол, к.и.н., заведующий отдела истории и этнографии НМРТ.

 
  • tuva-museum@mail.ru