Кижи сүнезинниг, дословно «человек имеет свою душу, так говорят тувинцы

Кижи сүнезинниг, дословно «человек имеет свою душу, так говорят тувинцы
«Кижи сүнезинниг, дословно «человек имеет свою душу», так говорят тувинцы. Душа и человек представляют собой единое целое – тын, по-русски – дыхание. Если душа хорошо охраняет человека, тот чувствует себя нормально. Если душа хотя бы временно его покидает, он заболевает и возможно и возможно умрет.
 
По представлению старых тувинцев, человек с душой будет здоровым, и ему уготовано долго жить. Человек без души оказывается слабым и, в конце концов, умирает. Единение души с человеком означает продолжение физической жизни. Отделение души от живого человека, свидетельствует о скором конце жизни. Однако, когда человек умрет, его душа остается живой, то есть душа не умирает вместе с телом.
 
У каждого малыша есть душа, по-тувински «уруг куъду». Душа еще нерожденного ребенка находится у матери. Местонахождения души ребенка до трех лет – это бүкүлээш – темя, кавай – колыбель, чөргек – пеленка, чучак – пальтишко, бопук – обувь, ойнаарактар – куклы. Так же уруг куъду называется главный защитник, который имеется у каждого младенца, олицетворяется он маленькой фигуркой пророка – человека, сделанной из шерсти и кожи.
 
Эта фигурка всегда находится у изголовья колыбели. Для изготовления защитника детской души обязательно применяли шкурку белки. Координаты души детей от трех лет до тринадцати лет очень разные. К местам, где должна быть душа ребенка вышеназванного возраста, относятся сапоги, головной убор, пальто, кушак.
 
Иногда душа ребенка находится у какого-то подаренного ему домашнего животного, например, у козленка, ягненка, жеребенка, теленка, олененка, верблюжонка. Великим защитником детской души считается могучий дух Эмегелчин ээрен, которого раньше имела каждая юрта. Уруг куъду «душа ребенка» очень чутка и очень пуглива, так говорят. Если неожиданно разбудить малыша в колыбели, от него уходит его душа. Никому нельзя продавать домашний скот, подаренный малышу, потому что с ним связана его душа. Таково понимание души младенца у тувинцев. Алган дөзү: Монгуш Кенин-Лопсан. Кара дээрниң тыныжы. Дыхание черного неба. Кызыл, 2010 ч.
 
  • ctyva@yandex.ru