Освящение оваа

Освящение оваа

  Оваа – это священный знак из камней, собранных в кучу на перевалах, или – шалаш из тонких жердей, вход которого смотрит в сторону солнца. Тонкий шалаш-оваа строили, как правило, на священных местах и сам шалаш считался тоже священным.

  Освящение оваа было религиозным и традиционным преклонением наших предков перед духами родной земли. Все обряды, посвященные оваа, тесно связаны с верой в духов природы – хозяев местности.

  Охотники оставляли какой-нибудь знак на том месте, где дух – хозяин местности одаривал его добычей. Когда люди находили в тайге место, где было обилие ягод, то оставляли на этом месте тоже какой-то знак, чаще всего клали камень. Таким образом, создавалась груда камней – оваа. Если чаще совершать обряд по освящению оваа, то будут дожди, высокий урожай, зеленый лес и, соответственно, еще больше станет скота, народ будет сытым, счастливым, радостным, а дети буду здоровыми.

  Оваа освящали летом. Животноводы и земледельцы собирались на такие обряды с детьми. Привозили различные молочные продукты, которыми угощали духа оваа и друг друга. Обряды, посвященные оваа, становились праздниками, поднимали настроение аратов, укрепляли веру в лучшую жизнь, вселяли в них радость. Если освящение тайги совершали, чтобы молиться духу самого высокого хребта тайги и равнина земли имеют разное значение и предназначение. Например, в тайге высоко в горах обитают звери, дикие животные, растут ягоды, саранка, кандык и другие растения, а на равнине разводят скот, сеют хлеб. В обрядах, которые проводились на высоких местностях, присутствовало мало людей, а на ровной местности – много людей.


  К месту освящения оваа первыми съезжались мужчины, они окуривали можжевельником все её четыре стороны. Потом собравшиеся араты совершали жертвоприношение духу оваа, духам земли и неба, брызгая молоко из деревянного ведра. Во время обряда молились самому высокому хребту, который был виден с холма, где стоит оваа.

  Проведение соревнований по борьбе хуреш и конным скачкам во время обряда, стало традицией. В таких состязаниях принимали самые сильнейшие борцы. Тувинский борец выходил на арену схватки, исполняя танец орла, обувшись в тувинскую обувь на толстой подошве, в специальной спортивной одежде – содак-шудак, и в головном уборе – оваадай.

  А конные скачки являются любимым зрелищем каждого арата. В дни проведения обрядов каждый стремился показать, на что способна его лошадь. Неоседланными скакунами управляли мальчики в возрасте от восьми до тринадцати лет. Прославляли скакуна, который первым пришел на финиш, словами народной песни.

  Певцы, специально назначенные до начала торжества, активно выполняли свои обязанности: подавали пиалы с аракой чиновникам и почетным гостям. Следует отметить, что во время любых обрядов не положено пить араку до опьянения. Конечно, пожилые люди пили, но только по две пиалы.

  Певцы между собой тоже соперничали, лучших из них награждали, присваивали почетное специальное звание.

  Завершали празднование перед закатом солнца.

 Обряд освящения оваа совершали ежегодно независимо от обстоятельств. Этот обряд вселял в людей надежду, радость, укреплял веру в лучшую жизнь.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006. – С. 100-109.