Основатель тувинской государственности: Монгуш Буян-Бадыргы Хайдып оглу

Основатель тувинской государственности: Монгуш Буян-Бадыргы Хайдып оглу

Монгуш Буян-Бадыргы родился 25 апреля 1892 года в устье реки Оваалыг-Хемчигеш на левом берегу Улуг-Аянгаты Бээзи кожууна в семье удалого табунщика Монгуша Номчулы. Там находился невысокий холмик, на котором была сооружена святыня аянгатинских монгушей - оваа. Поэтому ма­ленькую речку и назвали Оваалыг-Хемчигеш. На берегу речки стояла священная лиственница - Хам-Дыт (шаман-лиственница).

Из рукописи эссе-романа Монгуша Кенин-Лопсана «Буян-Бадыргы».

Воспоминания Монгуша Бора-Хоо Келдегейовича о Монгуше Буяне-Бадыргы.

«Ушел год Кролика, наступил год Дра­кона. Говорят, что ранней весной Буурул ной­ону приснился удивительный сон. Его на­стоящее имя было Хайдып нойон (Хайдып Угер Даа). Он был правителем Даа кожууна. Из-за седых волос народ с уважением его называл Буурул нойон.

Назавтра Буурул нойон и говорит своей жене:

- Сегодня ночью я видел странный сон. С севера, востока, запада и юга, с четырех сторон юрты взошло солнце. Когда вышло солнце, из голубого неба на мою юрту спу- стилась серебряная багана (подпорка юрты). Чуть позже се­ребряная багана превратилась в золотую. Из горных вершин, покрытых вечным сне­гом, прилетела белая куропатка и села на эту золотую багану. Если этой ночью родится мальчик, я его усыновлю, будет у меня сын, который будет держать мою печать.

То ли правда, то ли ложь. В этот день Буурул нойон со своими чиновниками от­правился в дорогу.  Самым первым он увидел юрту, из которой виднелась багана. Он отправляет в эту юрту своих чиновников и говорит:

- Идите в эту юрту. Если сегодня ночью в этой юрте родился мальчик, то я его усы­новлю.

Чиновники пришли в эту серую юрту. Это оказалось юрта бедняка Номчулы. Дей­ствительно, ночью жена табунщика родила сына. Говорят, это было в сумоне Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна. Буурул нойон взял этого мальчика на воспитание. Ламы дали ему имя Буян-Бадыргы или по-другому Буян-Бодарадыр. В народе говорят, что юрту Номчулы перевезли вблиз юрты Буурул нойона. Приемный сын Буурул нойона родился в год Дракона в середине весны 15 числа, я тоже родился в год Дракона и этот эпизод остался в моей памяти».

Мальчика усыновил Великий князь Монгуш Хайдып. У тувинцев испокон веков укоренился обычай: если у состоятельного человека не оказывалось наследников, то он вправе был усыновить либо удочерить детей бли­жайших родственников. Таким образом, Буян-Бадыргы и оказался в семье богатого родственника.

 Когда мальчик стал подростком, приемный отец специально пригласил знатока монгольского языка Уржуп-Тогоо, русскому языку обучал мальчика Рехлов, тибетско­му - камбы-лама Чамзы.

Затем, в буддийской гимназии, юноша усердно изучал историю народов мира, астрологию, медицину, математику, психологию и философию Востока.

Все шло хорошо, благополучно и пристойно. Но в 1907 году случилась большая беда: при загадочных обстоятельствах умер приемный отец 15-летнего Буяна-Бадыргы, и, опять-таки по традиции тех времен, молодой человек стал Даа-нойоном.

То хорошее воспитание и всестороннее образование, полученные им в детстве, не прошли даром. Во всяком случае уже в молодые годы он хорошо разбирался в обста­новке и имел свою определенную ориентацию. «Россия - выбор судьбы для тувин­ского народа» - таково было кредо Буяна-Бадыргы, о чем он писал и говорил много раз. Пришел он к такой мысли после тщательного изучения исторических событий и фактов. «Джунгарское ханство, в составе которого находилась Тува, было разгром­лено в 1758 году Цинской империей, - размышлял Буян-Бадыргы. - А сама империя, господствовавшая над Тувой более 150 лет, пала в 1911 году».

Возник сложный исторический вопрос о судьбе тувинцев: с кем жить дальше? Кому протянуть руку добрососедства…

У тогдашней элиты появились совершенно разные взгляды на эту проблему. Нойоны салчаков и тоджинцев добивались покровительства Монголии, упорно доказывая единый религиозный дух, который идет с Востока: из Тибета, Китая и Индии, а заодно из Монголии, но при этом забывали шаманскую религию - исток духовной культуры самих тувинцев.

А другие представители местных властей обращались к правительству России с просьбой о рассмотрении вопроса единения. 15 февраля 1912 года, например, на­правили в Санкт-Петербург посланника с письмом амбын-нойон Комбу-Доржу и богач Агбан-Демчи, затем 28 сентября 1913 года - глава хемчикского духовенства камбы- лама Лопсан Чамзы, а 26 октября того же года - Даа-нойон Буян-Бадыргы. И, наконец, 29 октября 1913 года поступило послание царю за подписью 17 чиновников Бээзи хошуна. Все они были согласны с Агбан-Демчи, который говорил, что «Россия - это сила. Она способна ввозить в Туву не только ткани, самую разную мануфактуру, но и железо, станки и орудия».

По этому поводу надо отметить, что прошение правителя Даа-хошуна Буяна- Бадыргы на имя Николая II оказалось наиболее аргументированным и более дально­видным. Отрывок из этого прошения: «В связи с упразднением в Китае маньчжурской династии и провозглашением монгольской независимости, я и мой хошун остались без покровительства, а существовать самостоятельно мы, урянхи, в силу нашей мало­численности, не можем, а потому я, мои духовные, светские чиновники и весь народ, после тщательного и продолжительного обсуждения создавшегося положения, следуя руководству Всевышнего, милостиво указавшему нам истинный, справедливый и со­гласный с историей нашего народа путь, единодушно решили просить Великого цаган-хана принять весь хошун под свою Высокую Державную Руку и покровительство, оста­вив нам, если это будет признано возможным, те немногие особенности нашего быта, которые изложены в отдельном списке».

На докладной записке министра иностранных дел России С.Д. Сазонова по во­просу о принятии пяти хошунов Урянхайского края под покровительство Российского правительства император написал: «Согласен. Ливадия. 4 апреля 1914 года». Такова оказалась воля Николая Александровича Романова.

Самым великим событием в истории тувинского народа стал созыв Всетувинского учредительного хурала (съезда) в местности Суг-Бажы (ныне с. Кочетово). Он про­ходил с 13 по 16 августа 1921 года. 63 делегата представляли семь хошунов, а из Хазутского и Сартульского посланцев не было. На съезде в качестве почетных гостей присутствовали: 17 человек из Советской России, трое из Монголии, один из Дальне­восточного секретариата Коминтерна.

15 августа учредительный хурал обсуждал важнейший документ - первую Консти­туцию Республики Танну-Тува Улус. Обстоятельно рассматривались и разбирались каждая статья, каждый параграф главного документа Тувы. И оглашены они были на трех языках: русском, тувинском и монгольском.

Конституцию делегаты приняли единогласно в этот же день. Таким образом, Буян- Бадыргы в истории тувинского общества навсегда останется как первый председатель Всетувинского учредительного хурала и один из создателей тувинского государства в центре Азии.

Природное дарование, прекрасное образование, высокая культура, принципиаль­ность и дальновидность при решении многих сложных вопросов - все это позволи­ло Буяну-Бадыргы достичь вершин политической карьеры. Буян-Бадыргы был главой Правительства ТНР, первым Генеральным секретарем ЦКТНРП, министром иностран­ных дел, министром финансов. Он - один из организаторов Союза революционной молодежи Тувы, в трудное в политическом плане время - инициатор Всетувинского съезда лам. При его непосредственном участии разработаны и приняты конституции Тувинской Народной Республики 1921, 1923, 1924 и 1926 годов.

[...] В 1929-32 годах Буян-Бадыргы находился в тюрьме. В Национальном архиве Республики Тыва имеется документ, где говорится, что 20 марта 1932 года состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП. На нем «положительно рассмотрен» приговор, представленный Министерством внутренних дел ТНР. Решение вынесено следующее: расстрелять Монгуша Буяна-Бадыргы, Куулара Дондука, Монгуша Шаг- дыра и Бойду [...]

Люди не забыли Буяна-Бадыргы. Первый памятник основателю тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы установлен в столице Тувы Кызыле в сентябре 2014 года на площади Национального музея в честь 100-летия единения Тувы и России.  Филиал Национального музея Респу­блики Тыва в городе Чадан назван его именем, в поселке Кызыл-Мажалык улица Октябрьская теперь стала называться улицей Монгуша Буяна-Бадыргы. Крушение коммунистической идеологии позволило восстановить историческую справедливость. Указом Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован в июле 2007 года, затем было инициировано возвести в столице памятник выдающемуся сыну тувинского народа.

НА РТ, "На перекрестке времени", л.67-70