Родоплеменные группы тувинцев: Тулуш, Уйгуры-ондары, Маады

Родоплеменные группы тувинцев: Тулуш, Уйгуры-ондары, Маады

Тулуш. Одна из многочисленных тувинских родопле­менных групп, локализованных на стыке западной и цент­ральной Тувы. Г. Н. Потанин в “Очерках Северо-Западной Монголии” писал: “На Улуг-Хеме, именно в долине р. Ак- Торхолика, находится небольшой хошун тулуш, который подчинен халхаскому князю Шобейсы... В этом хошуне мне называли кости: Тулуш, Кыргыс, Тумат” (Потанин, 1883).

В настоящее время до 2300 семей расселено в Улуг- Хемском кожууне. В XIX — начале XX вв. источники отмечают два подраз­деления Тулуш — Адыг-Тулуш (по Демир-Сугу, Иджиму — правобережье Улуг-Хема) и Улуг-Тулуш (по Чаа-Холю и отчасти Чадана). Этноним “тулуш” отмечен в тексте Абаканского па­мятника енисейской письменности: “Мое имя Толяш — мудрый бильче, ... я шестнадцать лет был взят” (Малов, 1959). В монографии Н. А. Сердобова “История формиро­вания тувинской нации” высказано предположение о фор­мировании на территории Тувы особого племени телес, расселение их в западном и южном направлениях: “... Что же касается тюлюш, то, по нашему мнению, более пра­вильно было бы рассматривать их как ответвление от телесов, и, стало быть, и азов, или даже как родственное телесам, но обособленное племя.

Предки тулуш, несмотря на войны, которые вели теле и туяю, остались на своих исконных землях, ассимилиро­вали оседавших здесь пришельцев. Тулуш сохранили свой этноним на протяжении многих веков до настоящего вре­мени. Все это говорит о том, что тулуши являются абори­генным, а не пришлым населением” (Сердобов, 1971).

Уйгуры-ондары. Наиболее видное племя из группы “теле”, возглавлявшее конфедерацию токуз-огузов, и неод­нократно выступавшее против тюркских каганов. В период тюркских каганатов они выступают под именем хойху, а в рунических тюркских памятниках под названием уйгуры. В период тюркских каганатов, как и вся возглавляемая ими конфедерация “девяти племен”, привлекались к участию в военных походах. Центр уйгуров находился в бассейне Селенги, а кочевья распространялись по Хангайскому и Алтае-Саянскому нагорью на запад до верховьев Иртыша. Таким образом, отдельные племена токуз-огузов, несомнен­но, кочевали и в Туве.

В современной Туве обитает родоплеменная группа, именующая себя “ондар-уйгур”. Кроме этнонима, у совре­менных тувинцев сохранились некоторые обычаи и обряды, которые были характерны для уйгуров-хойху (Сердобов, 1971).

Тувинцы “уйгур” или “уйгур-ондар” входили в сумон Ондар Хемчикского хошуна. В сумоне они составляли два отдельных арбана, из которых один, под названием Уйгур- Ондар, насчитывал около 150 ореге — семей, второй Кара- Уйгур — около 200 ореге — семей (Потапов, 1969).

Уйгур-ондары жили в бассейне р. Хемчик, по рекам Верхний Ишкин, Манчурек, Кошпес, где их потомки живут и теперь. Среди этих уйгуров сохранилось предание, что все хемчикские уйгуры произошли от общего предка-маль­чика, привезенного в долину Хемчика. Этот мальчик во время какой-то кровопролитной войны спасся, спрятавшись на дереве, когда все остальные уйгуры были перебиты.

Ондар. Эта группа составляла целый сумон в Хем- чикском хошуне, состоящий из пяти следующих арбанов: Ой-ондар, Уйгур-ондар, Кара-уйгур, Ондар-шанагаш. Наз­вание “ондар”, видимо, не было этническим, а скорее число­вым, означающим “несколько десятков” (множественное число от числительного “он” — десять). Так считают совре­менные местные жители из поселка в местности Инек-Таш. Арбан Ой-ондар Хемчикского хошуна, как правило, был однородным, родственным по составу. Смешанность родо­племенных элементов в этом арбане и отразилась в его названии “Ой” — что значит пестрый (Потапов, 1969).

Ой-ондар жили по рекам: Верхнему и Нижнему Иш- кину, по р. Шеле, затем на левобережье Улуг-Хема, в мест­ности Ийи-Тал, далее по рекам Барык, Баянгол до устья р. Чааты. Рассказывают, что в старину ой-ондар жили в Чаа-Холе, но во время какой-то войны были все истреблены за исключением десятка человек, сумевших скрыться в пещере. Позднее, когда все успокоилось, сохранившиеся чаахольские ондары перебрались жить на р. Ишкин. Шана- гаш — буквально значит “лыжники”. Они жили по р. Верх­нему Ишкину, вплоть до его верховьев. По хозяйственной деятельности были, главным образом, охотниками, хотя держали небольшое количество скота.

  • С.М. Саая, Нацархив РТ
Л. К. Аракчаа, «Истоки экологического воспитания», 2004 г.