Передовики Тувы. Ольга Ензак

Передовики Тувы. Ольга Ензак

Данная статья из биобиблиографического указателя «Вековая иСТОрия ТНР: ровесники ТНР», изданного ТРДБ им. К.И.Чуковского в 2021 году, г. Кызыл. В указателе содержатся материалы об исторических, наиболее ярких личностях нашей республики, рожденных в 1921 году, — год основания Тувинской Народной Республики. Их судьбы тесно связаны с историей становления и развития образования, науки, культуры, а также различных отраслей народного хозяйства ТНР.

 

ЕНЗАК ОЛЬГА ЧЫРТАКПАЕВНА

(1921- 1990  гг.)

Советская актриса, профессиональная актриса Тувинского

музыкально-драматического театра им. В. Ш. Кок-оола

Дочь арата, артистка

            Не случайно строился тувинский театр. Вчерашние простые араты, их дети стали артистами театра. Воины переднего фронта культуры и внешне, и внутренне не похожи друг на друга. Спокойная Севилбаа, высокий, со строгим лицом Олзей-оол, небольшого телосложения, подвижный Монгалбии, отважный, мудрый Тавакай, не устающий никогда Мунзук, красивая, голосистая Кара-кыс…

Тогда обучал их заслуженный работник культуры Иван Яковлевич Исполнев. Он неоднократно вспоминал про немногословную, старательную Окан.  Одна из студенток училища Марьям Рамазанова вспоминает так: «Иван Яковлевич всегда после уроков каждому студенту ставил оценку. Про Окан говорил, что она в будущем будет артистом трагедийного жанра... Это высокая оценка  её таланта и старательности».

Окан родилась там, где течет река Аянгаты посреди сосен и кедров, в семье арата Чыртакпая. С малых лет пасла козлят и ягнят. Окан, ныне Ольга  Чыртакпаевна, сыграла  много ролей. Она  была первой среди артистов, которая сыграла роль матери, в пьесе знаменитого драматурга В. Ш. Кок-оола «Хайыраан бот». Эта и другие её роли вошли в тувинскую классику, как «Хайыраан бот». С тех пор прошло много времени. В дружественной Туве работали тогда много советских специалистов: композитор А. Н. Аксенов, капельмейстер Израйлевич, балетмейстер А. В. Шатин, дирижер Р. Г. Миронович и другие. В памяти Окан осталось свежим то, как они обучали их всему.  Хорошо сыграла роль Чочай в пьесе С. К. Тока «Донгур-оол». Это результат  безвозмездной  передачи опыта  мастеров и личного таланта артиста. Её  коллеги,  режиссёры  всегда  замечали не только её талант, но  старательность. Она была очень трудолюбивой и истинной артисткой. Ей иногда приходилось играть одновременно в двух ролях, так как не хватало артистов. Бывало, что играла и мужскую и женскую роль в одно время.  Ольга Чыртакпаевна сыграла на сцене родного театра более 40 ролей до 1979 года. В 1974 году её  пригласили  сыграть в кино. Успешно сыграла  роль и через 5 лет снова была приглашена на вторую роль в кино. Сыгранные роли в кино ― это новый вид в её творческой жизни. Ольга Чыртакпаевна успешно сыграла  главную роль якутской женщины в фильме «Злой дух Ямбуя». Надо было за короткое время выучить текст, войти в роль, изучить то время и внутренний мир своего героя. Чтобы достичь цели Ольга Чыртакпаевна изучала историю, традиции и нравы  якутов. После выхода фильма на экран дали высокую оценку якутские зрители.  Ольга Чыртакпаевна никогда не забудет, как снимали фильм: бездорожье вблизи Воркуты, метели, снежные сугробы в дорогах БАМа. Она 3 месяца была в образе старой якутской женщины и жила в условиях Севера. Кадры «летнего времени»  снимали в Крыму. Какие только дороги ей не приходилось пройти. Побывала на верховьях тайги, на стойбище оленеводов на лошадях, на оленях и даже на сарлыке.

После снятия второго фильма, она была в гастролях со своим театром. Скоро её пригласили в «Ленфильм» для снятия фильма «След росомахи». Она полетела в Ленинград. А сам фильм снимали во Владивостоке. Ольга Чыртакпаевна хоть и была уже в возрасте, принялась усиленно работать над образом. На этот раз ей тоже надо сыграть роль пожилой матери. Ей нетрудно было сниматься, поскольку уже играла такую роль. Некоторые кадры даже получалось снять с первого раза. Это облегчало работу операторов и режиссёра. Вместе с ней на съёмки были приглашены артисты нашего театра А. Тавакай и З. Байыр-оол.  Через год успешно сыграла в фильме «Территория». Её работу высоко оценила дирекция студии «Мосфильма» и дало адресное письмо.  По приезду домой  она встречалась  со зрителями, рассказывала об истории снятия фильмов с её участием. Её встречали аплодисментами, а Ольга Чыртакпаевна по привычке делала поклоны своим поклонникам. Она гордилась тем, что её труд так высоко ценят.  Ольга Чыртакпаевна – Заслуженная артистка Тувинской АССР, Почётный гражданин города Якутска, мать 3 детей. Ензак Зелим Алексеевич, заслуженный артист цирка, работал в группе Владимира Оскал-оола; Ензак Виктор Алексеевич, заслуженный энергетик России, работал начальником котельного цеха Кызылской ТЭЦ; дочь, Самбуу (Ензак) Зоя Алексеевна, Почетный работник образования России, более 40 лет работает в образовании. У неё есть внуки, всегда помогала им.

Зрители всегда выражали  благодарность Ольге Чыртакпаевне Ёнзак за её преданность профессии, трудолюбие, высокий профессионализм.

Фильмография Ензак О. Ч.

            «Танец орла» ―1975 год.  эпизод.

            «Злой дух Ямбуя» — советский художественный фильм 1977 года, по одноимённой повести Григория Федосеева. Лидер кинопроката 1978 года.

Премия Джека Лондона за лучший художественный фильм на I МКФ фильмов об Арктике в Дьепе, Франция.

«Территория» ― 1978 год. По мотивам одноименного романа О. Куваева. Управление треста “Северстрой” решает прикрыть территорию, где идут поиски уже ненужного олова. Директор Чинков не согласен с решением и предлагает своим партиям заняться разведкой золотоносного месторождения. В случае неудачи он потеряет все, но это его не пугает. В итоге на территории найдено золото.

            «Великий самоед» ― 1981 год.  богатая событиями история Тыко Вылки, первого ненецкого художника, картографа, полярного исследователя, участника второй мировой войны, председателя Островного Совета Новой Земли. Эпизод.

            «Пегий пёс, бегущий краем моря» — 1986 год.  фильм Карена Геворкяна по одноимённой повести Чингиза Айтматова, повествующий о жизни маленького народа нивхи на берегу Охотского моря. Эпизод.

            «Полнолуние» ― 1989 год. Главная тема фильма – это внимание к больному человеку, поставленному в особые условия отчуждения от мира здоровых людей. Замысел фильма метофоричен и внутренне перекликается с современным состоянием общества, лишенного однозначных ценностей.

            «Месть» ― 1989 год. Хрупкие плечи корейского юноши Сунгу придавлены тяжкой ношей. С детских лет он влачит этот груз, завещанный отцом, и обречен жить одной только идеей мести. Иначе будет нарушена священная традиция, и не успокоится душа отца, отлетевшая в небесные просторы. Иначе Сунгу нет места на земле...

«Луковое поле» ― 1990 год. По мотивам одноименной повести Анатолия Кима. Действие происходит в небольшом корейском поселке в Таджикистане, куда судьбой закинуло после долгих скитаний москвича Павла, давно потерявшего связи с семьей и прошлой жизнью. Судьба сводит героя с удивительной женщиной Любой. Кроме тяжелого ежедневного труда на луковом поле она ухаживает за больным мужем и не ругает судьбу. Жизнь ее не озлобила, и все, что происходит рядом имеет смысл и таит надежду на лучшее.

  • Информатор: М. Догур-оол. Данные из  архива муздрамтеатра
О ней Локонов, В. Кино мне нравится все больше и больше: [о художественном фильме «Злой дух Ямбуя» с участием заслуженной артистки Тувинской АССР Ольги Ензак] / В. Локонов. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 1970. – 8 февр. Сагды, К. На экране – тувинская актриса: [в новой работе киностудии «Мосфильм» – приключенческой киноленте «Злой дух Ямбуя» играет заслуженная артистка Тувинской АССР О. Ч. Ензак] / К. Сагды. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 1978. – 8 апр. Суртаев, Л. Встреча на берегах Невы: [алтайский летчик рассказывает о встрече в Ленинграде с артисткой О. Ч. Ензак] / Л. Суртаев. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 1978. – 6 янв. «Чекпе изи»: [«След росомахи». В фильме снимаются артисты Тувинского театра О. Ензак и Н. Олзей-оол]. – Текст: непосредственный // Улуг-Хем. – 1978. – Апр. 13. Сарыг-оол, К. Салым-чаяанныӊ оруу: [Ольга Чыртакпаевна Ензактыӊ дугайында] / К. Сарыг-оол. – Сөзүглел: дорт //  Тываныӊ аныяктары. – 1985. – Окт. 19. Куулар, С.  Аваларныӊ овуру: [Тыва АССР-ниӊ алдарыг артизи О. Ч. Ензак] / С. Куулар.  – Сөзүглел: дорт // Шын. – 1991. – Окт. 18.