Рождение балета: первая ласточка

Рождение балета: первая ласточка

В 1979 году на сцене Тувинской государственной филармонии состоялась премьера первого балета в Туве. В газете «Тувинская правда» опубликована статья театроведа К. Сагды «Легенда выходит на сцену».

…Что за странный балет? Ну, еще петь в балете — куда ни шло, вспомним хор в «Пламени Парижа» Асафьева, но читать стихи? Да еще и речитативом! А смешение элементов классического и народного танцев? Да и тувинский ли это танец — в нем есть что-то и от японского, и от вьетнамского, или даже общевосточное... Странный балет!

Зрители по-наивнее удивляются, почему в спектакле об историческом прошлом Тувы нет ни красочных декораций, ни предметов быта,— лишь какой-то свисающий над головами исполнителей круг, не то солнце, не то шаманский бубен, сменяющийся потом страшной маской и возникающий в финале вновь.

А большинство в переполненном зале молча, забывая даже аплодировать, не просто смотрит и слушает — внимает сказанию, развертывающемуся перед ним на сцене. Хореографическое представление в трех картинах, поставленное Тувинским государственным ансамблем «Саяны» балетмейстером В. Е. Камковым, так и афишируется: «Хая-Мерген. Легенда о каменном изваянии».

Рождение балета: первая ласточка
 

В основу хореографического представления «Хая-Мерген» положена не конкретная легенда тувинского народа, а как бы квинтэссенция множества легенд, очень близкая по духу тувинскому эпосу.

Драматургически несложное построение сценария. Его написали совместно В. Е. Камков и В. Т. Коновалова, предварительно перерыв гору этнографической, исторической и художественной литературы о Туве, ознакомившись с соответствующим и экспонатами ленинградских Эрмитажа и Музея истории и этнографии, в том числе каменными изваяниями и наскальными рисунками. Очень удачно вплетение в представление подлинных фольклорных элементов (в роли Сказителя — солист гортанного пения Борис Монгуш).

 
Рождение балета: первая ласточка
Не будучи знатоком хореографии отмечу, что позы и жесты Хисата Аминова в роли Хая-Мергена как бы заимствованы со скифских и античных ваз. Очень интересна пластика охотников и девушек. У зрителя возникает представление о глубокой древности.

Три центральных образа — Хая-Мерген, Ангыр-Чечен и деспотичный завоеватель Хан-Кучу—даны в противопоставлении, наибольшая актерская и режиссерская удача видится мне в создании образа хана артистом Донгаком Монгушем. Четкий ритм музыки, барабанные удары подчеркивают его движения, эмоционально воздействуют на зрителя. Но не менее важна внутренняя наполненность образа, а она зависит от самого актера. Еще один образ есть в хореографическом представлении — образ народа, и здесь вспоминаются балеты А. Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак».

 
Рождение балета: первая ласточка
Оформление спектакля, скромное и лаконичное, лучше помогает раскрыть тему, чем если бы оно было пышным, натуралистическим. Приятное впечатление оставляют артисты «Саяны». Видно, что каждого из них сюжет сказания волнует и трогает. Хочется верить, что эта «первая ласточка» принесет ветер обновлений в сценические жанры тувинской музыки.

Фотографии взяты из фондов НА РТ

  • С.М. Саая, Нацархив