Тувинские шахматы

Тувинские шахматы
В фондах Национального музея Республики Тыва хранятся около 70 комплектов тувинских шахмат. Шахматная коллекция музея является поистине уникальной, так как в других музеях вы не найдете такого количества и разнообразия шахматных фигур. Образцы тувинских шахмат, относящихся к концу 19 – начале 20 веков, хранятся во многих музеях Сибири и европейской части России. [gallery size="medium" columns="2" ids="8233,8234"] Шахматы являются традиционной тувинской игрой. Этот факт доказывают записи разных путешественников. В 1895 году А.В. Потанина после длительного пребывания в Урянхае отмечает, что у состоятельных слоев тувинского общества игра пользуется огромной популярностью, их любимое времяпровождение – игра в шахматы. А Григорий Грум-Гржимайло, исследователь Тувы начала 20 века, писал, что среди кочевников Центральной Азии шахматная игра нигде не пользуется таким распространением, как у тувинцев. Любовь к этой игре отразилась в героическом эпосе и сказаниях тувинцев, что подтверждает факт игры в шахматы еще в ранние времена. В тувинском устном народном творчестве добрые герои с помощью искусной игры в шахматы восстанавливают справедливость, укрепляют веру в силу добра. [gallery size="medium" columns="2" ids="8235,8236"] Более развернутым исследованием тувинских шахмат занимается известный советский этнограф и историк С.И. Вайнштейн. В своем фундаментальном труде «История народного искусства Тувы» он подробно описывает все технологии изготовления скульптур малой пластики, в том числе и традиционных шахматных фигур, которые были известны тувинским мастерам еще с 19 века. В те времена мастера при изготовлении шахмат использовали металлы, такие как медь, бронза, сплав олова с серебром, свинец и алюминий. Вот что пишет Г. Грум-Гржимайло о тувинских медных и бронзовых шахматных фигурах: «…благодаря особым приемам отливки здесь вовсе не встречается шаблонных предметов… они отличаются правдивостью композиций и своеобразным художественным исполнением…». Но уже с середины 20 века излюбленным материалом при изготовлении шахматных фигур стали чонар-даш (агальматолит) и кара-даш (серпентинит). Дальнейшее использование камня при изготовлении шахматных композиций приводит к повышению уровня мастерства у резчиков. Смещение приоритета в пользу камня произошло потому, что эти камни, в отличие от металлов, прекрасно передают объем и форму предмета и изделия из них более представительны и красивы. [gallery columns="2" size="medium" ids="8237,8238"] Активно с агальматолитом впервые начали работать родоначальники камнерезного искусства Тувы Черзи Монгуш Хола-Салович и Тойбухаа Хертек Коштаевич. Именно их шахматные фигуры стали каноном и образцом подражания для последующих поколений камнерезов. В оформлении самих шахматных фигур, как пишет С.И. Вайнштейн, мастера следуют определенным традициям, которые сложились еще в 19 веке. Вскоре эти традиции превратились в канон, отличающий тувинские шахматы от европейских. Итак, в чем же заключаются эти отличия? Ферзь, самая сильная шахматная фигура, предстает в образе мифического животного «арзылан». Не случайно арзылан выступает в качестве ферзя: в тувинской мифологии арзылан воспринимается как стражник, охраняющий Небо, яркий символ мощи и силы. Слон – легкая шахматная фигура ассоциируется в тувинских шахматах с двугорбым верблюдом, животным выносливым, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей. Конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящим на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Обычно коня вырезают с седлом или без седла. Ладья в тувинских шахматах превращается в традиционный узел счастья (олчей удазыны) или в мифическую полуптицу-получеловека Гаруду (Хаан-Херети). Что касается пешек, то мастер здесь проявляет фантазию. Часто пешки изображаются в виде собак, кроликов, баранов. Однако встречаются пешки и в виде уточек, как у Тойбухаа Х.К. Единственной человеческой шахматной фигурой является король в образе нояна – правителя отдельного кожууна или всей Тувы – амбын-нойона. Нойон обычно изображается мужчиной в халате и шапке, стоящим, а чаще сидящим на земле или на небольшом возвышении со скрещенными, полускрещенными, поджатыми ногами. Несмотря на условность, шахматный нойон легко узнаваем благодаря островерхой шапке, увенчанным шариком и павлиньим пером. Черные и белые короли различаются не только цветом, а знаками статуса. Если один представлял светского правителя, то другой – религиозного: ламу или лицо более низкого социального статуса. У многих современных мастеров мы видим те же образы и сюжеты, но уже с иными художественными приемами и стилистикой. [gallery size="medium" ids="8240,8241,8242"]
  • tuva-museum@mail.ru