Тувинские ступы - согааш
В музейной коллекции не все ступы имеют песты, а три из них были окрашены снаружи бывшими владельцами краской (предположительно, масляной), видимо, с целью их лучшей сохранности. Одна ступа окрашена в коричневый цвет (такой краской раньше окрашивали деревянные полы в домах) и две ступы окрашены в темно-синий цвет. Ступа, которая экспонируется в Алдан-Маадырском филиале, украшена снаружи трафаретом (краской) в виде Т-образного меандра (рис. 2).
В коллекции музея имеются 8 ед. игрушечных ступ для зерна, их высота составляет 5-9 см (рис. 3).
Среди них одна украшена резными ромбами по тулову, одна окрашена в красный цвет, на одной ступе на тулове, по-видимому, цветными фломастерами, тонкими линиями изображен орнамент в виде «узла счастья».
Ступки для чая и соли по форме аналогичны ступам для зерна – вытянутое долбленное тулово (цилиндрической формы) имеет массивный поддон-основание (Рис. 4).
Об их декоре С. И. Вайнштейн писал: «Декор на ступках также размещался зонально, но гораздо разнообразнее, чем на ведерках для молока. В узорах на ступках нередко сочетались криволинейные и геометрические фигуры». Он же отмечал, «что в узорах на деревянных изделиях тувинские мастера сохранили значительно больше традиционных форм, чем в предметах из металла. Это и понятно. Здесь влияние «моды» сказывалось значительно слабее, а привозных деревянных вещей почти совсем не было [2].
Ступки для чая и соли в фондах музея более многочисленны, их насчитывается 54 ед., к ним имеются 20 каменных пестиков естественного происхождения (из удлиненной гальки). Высота ступок варьируется от 13,5 см до 33 см, длина каменных пестиков – от 12,6 см до 27 см. Обычно у этих ступок имеется одно ушко сбоку венчика горловины для подвешивания к стенке юрты. Другой характерной чертой этих ступок является наличие пистонов от пуль, вбитых в верхнюю часть венчика горловины. По-видимому, эти пистоны, кроме практического функционала (делали более прочной горловину), носили и декоративный характер.
Среди музейных ступок выделяется своей формой одна, она имеет форму цилиндра без ножки-поддона (рис. 4). Как писал С.И. Вайнштейн, такие ступы (в виде банки) были характерны для восточных тувинцев [1]. Эта ступка поступила в музей в 1964 г. из с. Кунгуртуга (Тере-Хольский кожуун). У другой необычной по форме ступки на тулове и поддоне вырезаны неширокие грани, снаружи она окрашена в темно-коричневый цвет (рис. 5).
Необходимо отметить, что более половины ступок для чая (28 из 54 ед.) из музейной коллекции никак не декорированы снаружи, т.е. не имеют ни резных узоров, ни нарисованных. Только шесть из них просто окрашены снаружи одним цветом. Это немного противоречит информации С. И. Вайнштейн, изложенной в его монографии «История народного искусства Тувы», который писал: «… из осмотренных нами 217 ступок для чая лишь 29 были без узоров» [2].
Среди декорированных можно выделить ступку (рис. 6), которая может служить образцом тувинской традиционной деревянной резьбы.
Эта ступка поступила в музей в 1979 г. от школьного музея с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского района. Ее размеры: высота 22 см, диаметр венчика 11,8 см, диаметр поддона 13 см. Ступа выдолблена из куска ствола дерева и имеет цилиндрическую форму, сужающуюся к ножке (поддону). Вдоль боковины венчика вырезаны 2 желобка. В верхнюю часть венчика по всему его периметру вбиты металлические пистоны от пуль для прочности и украшения
горловины. Тулово и ножка ступы украшены сплошным резным геометрическим орнаментом (зигзагообразным и дугообразным).
В музейной коллекции 15 ступок для чая и соли окрашены, иногда в разные цвета,
среди них:
- 7 ступок окрашены, но не имеют резных узоров, из них одна имеет граненное тулово;
- 4 ступки окрашены поверх резных узоров;
- 2 окрашенные ступки имеют на тулове только вырезанные пояски (желобки);
- 1 ступка покрыта лаком поверх узоров, выполненных выжиганием;
- 1 ступка украшена нарисованным трафаретом. Таким образом, коллекция тувинских ступ для зерна, чая и соли представлена аутентичными образцами традиционной тувинской посуды из дерева. Она, несомненно, представляет большой интерес для дальнейших этнологических и культурологических исследований, со стороны музея нуждается в дальнейшей каталогизации и издании ее результатов в виде отдельного музейного каталога.
Комбу Э.В., хранитель l категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ
Список литературы: 1. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М. 1972. С. 247. 2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М. 1974. С. 112. 3. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М. 1991. С. 95. 4. Дыртык-оол А. О. Ритуальный предмет тос-карак как артефакт музейной культуры // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 38-43. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-38-43 5. Комбу Э. В. Деревянная утварь тувинцев: по материалам коллекции ведерок из фондов Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 141-145. 6. Монгуш К. Ш. Из опыта собирательской работы Тувинского музея в 1970-1980-е гг. // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 120-122. 7. Монгуш Л. К., Монгуш Ш. Х. Предметы земледелия у тувинцев как источник по изучению традиционного хозяйства // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции (23-25 мая 2019 г.). Кызыл. С. 184-190. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2019-184-190 8. Монгуш О. С. Роль тополя в быту тувинцев // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения. Кызыл. 2013. С. 155-156. 9. Монгуш Ш. Х. Обзор коллекции корыт в фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 75-79. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-75-79 10. Нурзат Э. Б. Проект каталога «Тувинские национальный ножи в фондах Национального музея Республики Тыва» // Ермолаевские чтения: материалы IV научнопрактической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл. 2020. С. 132-137. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2020-132-137 11. Решетников Н. И. Проблемы и принципы комплектования // Электрон. ресурс: Сайт «Открытый текст (Нижегород. отд. Росс. общ-ва историков-архивистов)». Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/museum/N.I.Reshennikov._Museum_and_the_Museological_problems_of_modernity/?id=6090. (Дата обращения 07.07.2021 г.) 12. Традиционные промыслы и ремесла народов России / СПб гос. ун-т технологии и дизайна, Ин-т технологии традиц. промыслов многочисленных народов России. СПб: Дрофа, 2004.- tuva-museum@mail.ru