Образец косторезного искусства скифского времени Тувы

Образец косторезного искусства скифского времени Тувы

Скифское время особо известно своим неповторимым декоративно-прикладным искусством, находки, зачастую, стилизованы в так называемом зверином стиле. Представлены они артефактами из различных материалов: золото, бронза, дерево и др. Широкому кругу людей наиболее хорошо известны предметы из золота и бронзы. Но особое значение имеют находки из кости, которые стилизованы в зверином стиле не хуже артефактов из других материалов.

В настоящем посте речь пойдет о находке- костяной пряжке из кургана 23а могильника Бош-Даг. Памятник был раскопан экспедицией Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в 1964 году под руководством М.Х.Маннай-оола. Находка представляет собой роговую пластину (см. фото). Имеется два отверстия овальной формы для пропускания ремешков. Они расположены перпендикулярно основной оси изделия, один за другим, верхнее больше нижнего. На поверхности лицевой стороны — изображения животных в зверином стиле, здесь различаются головы трех животных. Первый персонаж – это голова хищной птицы, ушастого орла. Глаза хищной птицы семечковидной формы, которые оконтурены дуговидными резными линиями. За глазом расположено ухо, которое показано в виде завитка, направленного вверх к глазу. Внешний край уха, с правой стороны, срезан. Отдельно от этой детали, такой же, как ухо зверя, завиток, который, в отличие от первой детали, ориентирован вниз. Клюв животного изогнут, на нем четкой выпуклостью трактована восковица и запятовидный завиток внутри, который, вероятно, показывал открытый клюв животного. Вторым персонажем является голова, по-видимому, кабана. Она расположена внизу от головы хищной птицы, с левой стороны от верхнего отверстия для пропускания ремешка. Персонаж направлен мордой вверх к ушастому орлу. Морда животного длинная, с косо поставленным носом, в верхней челюсти имеется выступающий перпендикулярно носу клык. Нижняя челюсть древним художником не показана, здесь она сливается с отверстием для пропускания ремешков. Глазница хищника полукруглая, внутри него показан глаз, который имеет овальную форму, четко различается зрачок, оконтуренный валиком. За глазницами трактовано ухо кабана овальной формы, где в небольшом углублении такой же формы показана ушная раковина. За ней имеется мощная шея в виде трапециевидного утолщения. Также отдельно небольшой выпуклостью показана щека животного. Третьим персонажем является голова горного козла. Она расположена на месте между верхним и нижним отверстиями для пропускания ремешка, в правую сторону от головы кабана, за его щекой и ухом. Голова козла ориентирована внизу от головы ушастого орла. Она небольшая, где трактован нос, на конце которого имеется ноздря в виде небольшого овального углубления, а к сверху от него — приоткрытый рот с губой. Лоб козла покатый. Глаз показан в виде овала, с оконтуренной канавкой век. Рог персонажа выступает из верхней части головы в виде неправильного треугольника с загнутым концом, внутри которого мастером показаны, годовые перемычки. Ухо козла выступает с правой стороны от головы. Имеет форму неправильного треугольника, внутри углубление ушной раковины. На оборотной стороне пряжки имеется незаконченная фигура головы хищной птицы, резьбой показаны клюв, глаза и завиток уха. В целом, показанные древним мастером изображения из трех голов животных, не имеют, на первый взгляд, четкого сюжета. Однако по представлениям древних кочевников предмет имел, безусловно, смысловую нагрузку. В определенной мере круговая трактовка персонажей может объясняться мифологемой жизненного цикла, которая отражается почти во всех предметах звериного стиля. В археологической литературе для раннескифского времени такие изображения, расположенные вокруг центрального персонажа (в данном случае изображение ушастого орла или грифона), именуются «загадочными картинками», выявленные А.Д.Грачом еще в 1980 году. Но следует понимать, что рассматриваемая здесь находка и комплекс датируется скифским временем, в рамках VI-V вв. до н. э. Соответственно, настоящий предмет характеризует, видимо, отголосок стиля ушедшей эпохи.

Монгуш К.М., методист филиала «Алдын Дошка» НМ РТ

  • tuva-museum@mail.ru