8 июня 2022 г. 17:38 | Категория статьи • Декоративно-прикладное искусство |
Просмотров • 935
Тувинские женские накосные украшения
Изучение литературы, связанной с описанием женских тувинских украшений, в частности накосных, дает противоречивые сведения. Не всегда возможно дать более точные ответы на следующие вопросы. Какое количество кос носили девушки: две, три, пять, двадцать одну? Какое количество кос у замужних женщин?
Изучаемую тему невозможно раскрыть без изучения вопросов, связанных с особенностями причесок тувинок. Традиционные прически и накосные украшения по смысловому содержанию нераздельны.
В значении человеческих волос в тувинском языке употребляются слова «
баш дүгү», а прически на голове имели названия – «
сай чаъш» (девичья коса), «
чаъш» (коса), «
кежеге» (коса, в основном, мужская).
Наиболее полные попытки освещения некоторых аспектов изучения украшений и причесок тувинок как историко-этнографического источника дает Л. Ш. Сат. К числу подобных особенностей материальной культуры относятся кажущиеся, на первый взгляд, второстепенными элементами костюма украшения и прически. Тем не менее, более стабильными характеристиками в тувинском национальном костюме обладают украшения и прически, что подтверждается многочисленными археологическими и историческими данными.
Археологические раскопки впускного погребения (МТ-58-XVIII), найденного в долине Узук, в 27 км от поселка Мугур-Аксы свидетельствуют о том, что на левой подвздошной кости таза погребенной, была найдена плоская, овальной формы перламутровая пластинка с двумя дырочками по краям. Эту пластинку (
тана) Тонгак Анай определила как украшение, которое нашивалось на женский свадебный головной убор (чабага) и носилось между косами.
Из уст информатора Тонгак Анай мы выходим на накосное украшение
«чабага»–
чавага.
Чавага – тувинское дорогое
женское украшение: в основе его крепилась серебряная пластина, нашитая на кусок
кожи и украшенная бусами и жгутами из ниток.
Девушка, по свидетельству многих ученых и информаторов, раньше заплетала одну косу (
чаъш), которую перевязывала накосником «
бɵɵшкүн». Термин «
боошкун» имеет два значения:
1) узелок; 2) завязки, ремешки.
Бɵɵшкүн – девичье накосное украшение из трех нитей бус.
Сегодня многие даже взрослые, не говоря о молодежи, не знают отличия между этими украшениями «
бɵɵшкүн» и «
чавага». Накосное украшение объединяют в одно название «
чавага».
Л. Ш. Сат свидетельствует о том, что особенности прически и костюма тувинок, как у многих народов Саяно-Алтая, были установлены обычаем и обусловливались возрастом и семейным положением. Поэтому этот вопрос целесообразно, по мнению многих авторов, в том числе и нашему, рассматривать в свете перехода женщины из одной социально-возрастной группы в другую.
До замужества девочки, как и мальчики, имели одинаковую прическу, а именно, коротко стриженые или сбритые волосы на надлобной части головы, кроме теменной части, из волос которой детям заплетали одну косичку, называемую –
«кежеге». С наступлением 6 и 8 летнего возраста прическа тувинских детей становится различительной. У мальчиков прическа сохраняется, а девочкам в 6-7 лет перестают стричь волосы и височные волосы, называемые
«сай чаш» (чаъш) заплетались в несколько косичек у висков, либо просто закладывались за уши. Косички девочке прикрепляли приколками «
баш кызар» – зажим для волос.
По мере роста волос
«сай чаъш» заплетались в косички, концы которых вплеталось небольшое девичье украшение «
бɵɵшкүн». Это была прическа незамужней девушки. Считалось, что если косы «
сай чаъш» не уступали по длине затылочным волосам, то девушку можно выдавать замуж.
Прическа девочки после сватовства менялась в соответствии с традицией на девичью: ей заплетали новую косу - «
сырбык чаъш» или «
сай чаъш» – девичья коса. Это по обычаю делала мать или «
баш таарыкчызы» – женщина, которая имела «легкую руку», но непременно родственница со стороны матери. Появление дополнительной косы как бы символизировало факт того, что девушка переходит в категорию невест, т.е. «занята, сосватана».
По сведениям полевых материалов Л. Ш. Сат, на втором этапе сватовства «
дүгдээр», уже в юрте ее будущего мужа, косы девушки-невесты соединяли вместе, а концы их сплетали в одну косу, вплетая в нее женское свадебное украшение «
чавага». С этого момента девушка считалась замужней. Женщины в основном носили две косы, соединенные на концах в одну. Другим вариантом прически замужней женщины являлось прическа, которая состояла из двух кос, заплетенных от висков головы и трех маленьких косичек, ниспадавших с тыльной стороны. Эти косы также сплетались в одну. Иногда две боковые височные косы соединялись с третьей, заплетенной на затылочной части головы. В основном два последних варианта были распространены в Северо-Западной и Западной Туве.
Когда невесту переодевали из девичьего в «женский наряд» во время обряда подруги невесты и присутствующие молодые парни - соседи из того
аала распевали песни. З. К. Кыргыс, приводит эти песни, одна из них – «Чавагазын салбактаңар».
Чавагазын салбактаңар, Чавагу вплетайте в косу,
Чаваа доруун эзертеңер. Красивого коня готовьте в дорогу.
Бɵɵшкүнүн борбактаңар, Бахрому украшайте,
Богба доруун эзертеңер. Молодого коня оседлайте.
Г. Н. Курбатский указывает на то, что обычно у девушки одна коса, во время
дүгдээри - пять: две большие по бокам и три маленькие сзади. Концам двух больших кос мать или старшая сестра жениха привязывали шелковые ленты, банты, а в концы трех маленьких вплетали шелковые черные нити
чалаа-кара с нанизанным бисером, который гремел при каждом движении невесты, и «узелки» -
бɵɵшкүн.
Ч. С. Донгак опираясь на сведения информанта М. Х. Апак-оола, указала, что 21 косичку носили девочки у дюрбетов и они обозначали 21 Тару (по-тувински – Дариги - С. Д.) - божеств буддийского пантеона. Девичьи и женские косы, в соответствии с этим, имели глубокий смысл.
Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые.
В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой.
По имеющимся историческим сведениям, уже с середины XX века вышли из употребления накосные украшения.
Автор статьи: С.В. Зайцева
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 - №4 – с. 18-20.