Тувинские женские накосные украшения

Тувинские женские накосные украшения
Изучение литературы, связанной с описанием женских тувинских украшений, в частности накосных, дает противоречивые сведения. Не всегда возможно дать более точные ответы на следующие вопросы. Какое количество кос носили девушки: две, три, пять, двадцать одну? Какое количество кос у замужних женщин? Изучаемую тему невозможно раскрыть без изучения вопросов, связанных с особенностями причесок тувинок. Традиционные прически и накосные украшения по смысловому содержанию нераздельны. В значении человеческих волос в тувинском языке употребляются слова «баш дүгү», а прически на голове имели названия – «сай чаъш» (девичья коса), «чаъш» (коса), «кежеге» (коса, в основном, мужская). Наиболее полные попытки освещения некоторых аспектов изучения украшений и причесок тувинок как историко-этнографического источника дает Л. Ш. Сат. К числу подобных особенностей материальной культуры относятся кажущиеся, на первый взгляд, второстепенными элементами костюма украшения и прически. Тем не менее, более стабильными характеристиками в тувинском национальном костюме обладают украшения и прически, что подтверждается многочисленными археологическими и историческими данными. Археологические раскопки впускного погребения (МТ-58-XVIII), найденного в долине Узук, в 27 км от поселка Мугур-Аксы свидетельствуют о том, что на левой подвздошной кости таза погребенной, была найдена плоская, овальной формы перламутровая пластинка с двумя дырочками по краям. Эту пластинку (тана) Тонгак Анай определила как украшение, которое нашивалось на женский свадебный головной убор (чабага) и носилось между косами. Из уст информатора Тонгак Анай мы выходим на накосное украшение «чабага»чавага. Чавага – тувинское дорогое женское украшение: в основе его крепилась серебряная пластина, нашитая на кусок кожи и украшенная бусами и жгутами из ниток. Девушка, по свидетельству многих ученых и информаторов, раньше заплетала одну косу (чаъш), которую перевязывала накосником «бɵɵшкүн». Термин «боошкун» имеет два значения: 1) узелок; 2) завязки, ремешки. Бɵɵшкүн – девичье накосное украшение из трех нитей бус. Сегодня многие даже взрослые, не говоря о молодежи, не знают отличия между этими украшениями «бɵɵшкүн» и «чавага». Накосное украшение объединяют в одно название «чавага». Л. Ш. Сат свидетельствует о том, что особенности прически и костюма тувинок, как у многих народов Саяно-Алтая, были установлены обычаем и обусловливались возрастом и семейным положением. Поэтому этот вопрос целесообразно, по мнению многих авторов, в том числе и нашему, рассматривать в свете перехода женщины из одной социально-возрастной группы в другую. До замужества девочки, как и мальчики, имели одинаковую прическу, а именно, коротко стриженые или сбритые волосы на надлобной части головы, кроме теменной части, из волос которой детям заплетали одну косичку, называемую – «кежеге». С наступлением 6 и 8 летнего возраста прическа тувинских детей становится различительной. У мальчиков прическа сохраняется, а девочкам в 6-7 лет перестают стричь волосы и височные волосы, называемые «сай чаш» (чаъш) заплетались в несколько косичек у висков, либо просто закладывались за уши. Косички девочке прикрепляли приколками «баш кызар» – зажим для волос. По мере роста волос «сай чаъш» заплетались в косички, концы которых вплеталось небольшое девичье украшение «бɵɵшкүн». Это была прическа незамужней девушки. Считалось, что если косы «сай чаъш» не уступали по длине затылочным волосам, то девушку можно выдавать замуж. Прическа девочки после сватовства менялась в соответствии с традицией на девичью: ей заплетали новую косу - «сырбык чаъш» или «сай чаъш» – девичья коса. Это по обычаю делала мать или «баш таарыкчызы» – женщина, которая имела «легкую руку», но непременно родственница со стороны матери. Появление дополнительной косы как бы символизировало факт того, что девушка переходит в категорию невест, т.е. «занята, сосватана». По сведениям полевых материалов Л. Ш. Сат, на втором этапе сватовства «дүгдээр», уже в юрте ее будущего мужа, косы девушки-невесты соединяли вместе, а концы их сплетали в одну косу, вплетая в нее женское свадебное украшение «чавага». С этого момента девушка считалась замужней. Женщины в основном носили две косы, соединенные на концах в одну. Другим вариантом прически замужней женщины являлось прическа, которая состояла из двух кос, заплетенных от висков головы и трех маленьких косичек, ниспадавших с тыльной стороны. Эти косы также сплетались в одну. Иногда две боковые височные косы соединялись с третьей, заплетенной на затылочной части головы. В основном два последних варианта были распространены в Северо-Западной и Западной Туве. Когда невесту переодевали из девичьего в «женский наряд» во время обряда подруги невесты и присутствующие молодые парни - соседи из того аала распевали песни. З. К. Кыргыс, приводит эти песни, одна из них – «Чавагазын салбактаңар». Чавагазын салбактаңар,                        Чавагу вплетайте в косу, Чаваа доруун эзертеңер.                        Красивого коня готовьте в дорогу. Бɵɵшкүнүн борбактаңар,                       Бахрому украшайте, Богба доруун эзертеңер.                         Молодого коня оседлайте. Г. Н. Курбатский указывает на то, что обычно у девушки одна коса, во время дүгдээри - пять: две большие по бокам и три маленькие сзади. Концам двух больших кос мать или старшая сестра жениха привязывали шелковые ленты, банты, а в концы трех маленьких вплетали шелковые черные нити чалаа-кара с нанизанным бисером, который гремел при каждом движении невесты, и «узелки» - бɵɵшкүн. Ч. С. Донгак опираясь на сведения информанта М. Х. Апак-оола, указала, что 21 косичку носили девочки у дюрбетов и они обозначали 21 Тару (по-тувински – Дариги - С. Д.) - божеств буддийского пантеона. Девичьи и женские косы, в соответствии с этим, имели глубокий смысл. Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые. В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой. По имеющимся историческим сведениям, уже с середины XX века вышли из употребления накосные украшения. Автор статьи: С.В. Зайцева Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 18-20.

  • luba07041991@mail.ru