Буддийские символы и цвета в традиционном тувинском костюме

Буддийские символы и цвета в традиционном тувинском костюме
С развитием ламаизма в Урянхае буддийское влияние выразилось через одежду посредством символов цвета и знаков. Символ цвета широко использовали в качестве оберега. Об этом говорит исследователь-этнограф В.П. Дьяконова: «Красный хаш тувинские женщины нашивают на свою одежду с давних пор. Это отличает женскую одежду от мужской. По мнению стариков, красный хаш на одежде приносит женщине счастье, дети у такой женщины растут здоровыми и крепкими. Мужскую верхнюю одежду украшают кантом черного или синего цвета. Считалось, что такие цвета приносят мужчинам счастье в охоте и в других занятиях. Такое же различие по цвету ткани и отделки было в детской одежде. Конечно, в прошлом такая приверженность к определенным цветам для мужчин и женщин отнюдь не обусловливалась только ограниченностью расцветок тканей. Эта традиция восходила к древним временам и имела своей основой религиозные мотивы, всевозможные приметы и т.д.» Урянхайцы придавали большое значение не только цвету, а и буддийским символам, которых включали в качестве священных и могучих знаков в женские и мужские головные уборы, украшения и подвески. Буддийские знаки имеют философское значение, а именно: 1. Колесо Учения – Учение Будды Шакьямуни; 2. Нить счастья – бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам; 3. Золотые рыбы – гармония; 4. Лотос – чистота; 5. Сосуд – долгая жизнь; 6. Ваджра – духовный метод; 7. Три драгоценности – Будда, учение Будды, Сангха; 8. Чинтамани – исполнение желаний; 9. Хас – прочность. Источник: М. Сиянбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История, символика). – Кызыл.- 2000. – 72 с. С.56-57
  • ctyva@yandex.ru