Уникальное ведерко С.И. Вайнштейна

Уникальное ведерко С.И. Вайнштейна
Фонды любого музея – это основа его жизнедеятельности, потому что если у музея нет экспонатов, то он в принципе не может существовать. Фонды Национального музея Республики Тыва комплектовались на протяжении всей его истории. Источниками пополнения фондов были научные экспедиции, собирательская работа музейных сотрудников, закупка и добровольные пожертвования людей. Первые этнографические экспедиции от музея предпринял работавший в 1950-1954 гг. в Тувинском областном краеведческом музее (ТОКМ) молодой исследователь, впоследствии всемирно известный ученый-этнолог, тувиновед Севьян Израилевич Вайнштейн (1926-2008). В 1951-1952 гг. он совершил две археолого-этнографические экспедиции в Восточную Туву – в Тоджу (1951 г.) и Тере-Холь (1952 г.). В результате этих экспедиций фонды музея пополнились первыми предметами домашней утвари тувинцев-оленеводов, в том числе деревянной и берестяной посудой. В посудной коллекции музея самым уникальным предметом по праву является деревянное ведерко ыяш хууң (КП-2118), которое С.И.Вайнштейн неоднократно публиковал в своих монографиях. Уникальность этого ведерка подтверждал и сам С.И.Вайнштейн. Вот что он написал о нем в своей книге «Мир кочевников Центра Азии» (С. 105-106): «Что же касается комплекса утвари охотников-скотоводов восточной Тувы, то он во многом был близок западнотувинскому… Вместе с тем, у тоджинских охотников-скотоводов сохранились в деревянной утвари и чрезвычайно интересные реликтовые формы сосудов. Так, в 1951 г. у старика-тоджинца (1870 г. рожд.) Ак Кола я приобрел для тувинского музея старинный сосуд, аналогов которому я ни разу не встречал ни в Тодже, ни в других районах Тувы. Сам А. Кол говорил, что сосуд достался ему от деда, и что в детстве он видел подобную утварь и у других тоджинцев. Сосуд был сделан из дерева как бы в подражание древним керамическим горшкам. Он имел широкое тулово, сужающиеся плечики и прямой венчик. Вся поверхность сосуда была покрыта узором. По плечикам под венчиком шел поясок из трех параллельных горизонтальных резных линий. Второй такой же поясок проходил по верхней части тулова, третий — почти у дна. Верхний и средний пояски были связаны множеством поперечных линий, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, причем средний и нижний пояски соединены орнаментальной композицией из прямых дуг и линий (Рис. 57 – 1). А. Кол утверждал, что у них в семье в пору его детства хранился небольшой деревянный сосуд с тремя ножками, и нарисовал его. Этот сосуд имел, судя по рисунку, два горизонтальных декоративных пояска. Из таких сосудов, по словам А. Кола, пили кумыс и араку. Другие информаторы (старик из числа тоджинских скотоводов С.А.Бараан, выросший в Эрзине Ю.Л.Аранчын и др.) утверждали, что видели их в раннем детстве. Тем не менее эти свидетельства вызывали необходимость их подтверждения в музейных материалах, но таких сосудов ни в одной из коллекций нет. Определенные сомнения вызывало и то обстоятельство, что нет их и у народов Сибири, кроме якутов (Рис. 57 – 2, 3). Так бы и осталось это свидетельство в числе сомнительных, если бы не находка археологом М.А.Дэвлет в горно-степной части Тувы много лет спустя петроглифов с изображениями кубков на трех и четырех ножках, аналогичных описанным моими ин¬форматорами (Рис. 57 – 2, 3). Важно отметить, что среди рисунков на этих петроглифах, датируемых XVIII – началом XIX в., есть изображения ряда реалий из сферы тувинской материальной культуры, вполне верно отражающих ее характерные черты. Все это теперь позволяет полагать, что у тувинцев в прошлом, в условиях относи¬тельной изоляции подобные архаичные сосуды сохранялись дольше, чем в других районах Южной Сибири».

Комбу Э.В., отв. хранитель коллекции НМРТ

  • tuva-museum@mail.ru